Елена Добыш
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Юные натуралисты»
▼ Скачать + Заказать документы
Добыш Елена Александровна
Воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ№15 г. Мурманск
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе : «Юные натуралисты»
Задачи:
1. Развивать связную речь детей с использованием мнемотехники;
Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе „Юные натуралисты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
2. Закрепить представление о диких животных;
3. Развивать умения сравнивать животных по существенным признакам;
4. Активизировать словарь по теме «Дикие животные», побуждать детей употреблять в речи пространственные предлоги (в, на, около, между, под, согласовывать существительные с притяжательными прилагательными и глаголами.
Оборудование и материалы: Магнитная доска, маркер, массажные мячи по количеству детей, игрушка ёжик, картинка с изображением животных в лесу, карточки с тремя окошками по количеству детей, картинки с дикими животными по три на ребёнка, ёлочка, подушка, корзинка, изображение медведя, белки, лисы, зайца, норы, логова, дупла, берлоги, кустика, изображение норы А-3, эмблемы с изображением животных, силуэты лисы и ёжа, раскраски «Дикие животные», аудиозапись «Голоса зверей».
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Вот этот предмет подскажет, куда мы сегодня отправимся. Что у меня в руках?
Дети: Массажный мячик.
Воспитатель: На кого он похож?
Дети: Мяч похож на ёжика.
Воспитатель: Чем мяч похож на ёжика?
Дети: Мяч колючий как ёж.
Воспитатель: Предлагаю с ним поиграть.
Игра с массажным мячиком «Ёжик».
Мы нашли колючий шарик, (Дети крутят между ладонями массажные мячи)
Нам его не удержать.
Шарик крутится в ладошках,
Шарик хочет убежать.
Шарик наш живой и тёплый, (Смотрят на мяч, держа его на ладонях)
На кого же он похож?
Прыгнул шарик на дорожку- (Дети опускают руки, мячи падают и катятся)
Оказалось…. Это ёж! (Появляется игрушка)
Воспитатель: Где живёт ёж?
Дети: Ёж живёт в лесу.
Воспитатель: Как называют животных, которые живут в лесу?
Дети: В лесу живут дикие животные, звери.
Воспитатель: Почему этих животных называют дикими?
Дети: Они сами о себе заботятся: добывают пищу, строят жилища.
Воспитатель: Вы догадались, куда мы отправимся?
Дети: Мы отправимся в лес.
Воспитатель: И ёжика с собой возьмём, расскажем ему о лесных жителях. Скажем дружно: «Раз, два, три повернись, на лесной полянке окажись». Где же звери, никого не видно, почему?
Дети: Дикие животные боятся людей, они очень осторожные.
Воспитатель: Наверно звери решили поиграть с нами в прятки (показываю картинку с графическим изображением животных).
Отыщите и назовите, кто где спрятался?
Игра на внимание «Отыщи и назови животное»
Дети: Волк выглядывает из-за дерева. Я вижу барсука в норе. Белка спряталась на дереве. Лось стоит между деревьями. Я вижу зайца, притаившегося под кустиком.
Игра : «Сравни животных по размеру» (дети выполняют задание за столами).
Воспитатель: Ребята, ёжик хочет узнать, какого размера все звери? Сравните трёх животных по размеру друг с другом и составьте красивые предложения. (Дети используют карточки с тремя окошками и карточки с изображением животных)
Дети: Заяц больше ежа, но меньше лисы;
Медведь больше волка, но меньше лося;
Рысь больше лисы, но меньше медведя и т. д.
Воспитатель: Теперь ёжик знает, какого размера звери.
Ребята, посмотрите, что это там под ёлкой?
Дети: подушка и корзинка.
Воспитатель: Звери приготовили для нас загадку. Кому из зверей нужна подушка и почему?
Дети: Подушка нужна медведю, барсуку, ежу, еноту. Зимой эти животные не могут добыть себе еду: нет фруктов, ягод и грибов, не выкопать корешков, насекомые спрятались под кору деревьев или зарылись в землю. Замёрзли водоёмы. Поэтому медведь, ёж, барсук ложатся спать. Так звери приспособились зимовать.
Воспитатель: Кому нужна корзинка? Почему?
Дети: Корзинка нужна белке, она делает запасы на зиму: сушит грибы, складывает в кладовочку орехи и жёлуди, ими и питается зимой.
Воспитатель: Расскажем ёжику что ещё мы знаем о медведе и белке. (рисую круги Эйлера)
Назовите, что общего у медведя и белки?
Дети: Живут в лесу, у них есть туловище, голова, уши, ноги, лапы с когтями, хвост, тело покрыто шерстью.
Воспитатель: Чем отличаются медведь и белка?
Дети: Размером: медведь большой, а белка маленькая.
У медведя шерсть бурая, густая, грубая. А у белки рыжая летом, серая зимой, пушистая и
мягкая.
У медведя уши маленькие, округлые. А у белки крупные, вытянутые, заострённые, с кисточками зимой.
У медведя ноги большие, сильные, с крепкими когтями на лапах. А у белки задние ноги длиннее и толще передних, чтобы легко прыгать по веткам, на лапках острые коготки, чтобы ловко лазать по деревьям.
У медведя короткий хвостик, а у белки длинный пушистый хвост.
Воспитатель: Что не мог бы делать медведь, если бы у него не было когтей?
Дети: Если бы у медведя не было когтей, то он не мог бы лазать по деревьям, выкапывать из земли корешки, вылавливать рыбу, охотиться.
Воспитатель: Представьте, если бы у белки был хвост как у медведя. Чего не могла бы делать белка?
Дети: Белка не могла бы спасаться от врагов, рулить и плавно приземляться в нужное место. Потому что хвост у неё, как руль и парашют. Она не смогла бы укрываться от ветра и мороза.
Игра «Дверная скважина» (игра проводится на столе)
Перед детьми лежит изображение норы размером А-3, с вырезанным отверстием, двигая которое, дети рассматривают картинку лисы, находящуюся под ним.
Воспитатель: Ребята, кто спрятался в домике? Давайте заглянем внутрь. Какого цвета шерсть у зверя? Какой формы уши? Какие ноги? Какой хвост? Кто это?
Дети: Это лиса.
Воспитатель: Где спряталась лиса?
Дети: Лиса спряталась в норе.
Воспитатель: Чей дом нора?
Дети: Нора лисий дом.
Игра «Чей дом?» (на магнитной доске)
Воспитатель:
Кто там юркнул в дупло? (Белка юркнула в дупло)
Чей дом дупло? (Дупло беличий дом)
Кто залез в берлогу? (Медведь залез в берлогу)
Чей дом берлога? (Берлога медвежий дом)
Кто шмыгнул в логово? (Волк шмыгнул в логово)
Чей дом логово? (Логово волчий дом)
Кто забрался под листья? (Под листья забрался ёж)
Чей дом под листьями в норке? (Под листьями в норке ежиный дом)
Кто укрылся под кустом? (Заяц укрылся под кустом)
Чей дом под кустом? (Под кустом заячий дом)
Физминутка: «Раз, два, три, ко мне беги»
(раздаю детям картинки с изображением животных в виде эмблем)
Воспитатель:
-1,2,3, травоядные ко мне беги (Заяц, лось, белка);
-1,2,3, хищники ко мне беги (Лиса, волк);
-1,2,3, всеядные ко мне беги (Ёж, медведь, барсук)
Дети рассказывают ёжику, кто чем питается.
Аудиозапись «Голоса диких животных»
Воспитатель: Ребята, давайте научим ёжика узнавать зверей по голосу?
Дети:
1. Лисица лает, как собака.
2. Лось трубит на весь лес.
3. Медведь грозно ревёт.
4. Белка пищит и цокает.
5. Волк воет.
6. Заяц плачет, как младенец.
Словесная игра «Доскажи словечко».
Воспитатель: Ёжик хочет знать кем он был раньше.
Дети: Ёж был ежонком.
Воспитатель: Расскажем ему и про других зверей.
Дети: Медведь был медвежонком; заяц был зайчонком; белка была бельчонком; лиса была лисёнком; волк был волчонком; лось был лосёнком; барсук был барсучонком.
Составление связного описательного рассказа о животных.
Воспитатель: Звери на полянке резвились,
Но вдруг в силуэты они превратились.
Как нам быть, как зверей оживить?
Нужно о них красиво рассказать.
Лиса и ёж (силуэты животных на магнитной доске). Детям предлагается план-схема, последовательность изложения дети определяют самостоятельно.
Дети: Я, Лиса. Живу в лесу. Я дикое животное. Мой дом нора. А я, Ёж. Тоже живу в лесу. И я дикое животное.
Моё тело покрыто пушистой рыжей шерстью, у меня белый кончик на хвосте и галстук на шее. А моё тело покрыто острыми иголками. Так я спасаюсь от врагов: подпрыгиваю и колю их в нос. А ещё я катаюсь по опавшим листьям, нанизываю их на иглы, чтобы постель в моей норе была мягче и теплее.
По размеру я больше, чем заяц, но меньше, чем медведь. А я, больше, чем мышь, но меньше, чем волк.
У меня остренькие ушки всегда торчком. А у меня маленькие округлые ушки.
У меня длинные ноги и лапы с когтями, я быстро бегаю и легко крадусь. А у меня коротенькие ножки и лапки с остренькими коготками, но я быстро бегаю, я ловкий и проворный.
У меня длинный и пушистый хвост, он как руль, а ещё помогает мне заметать следы и спасаться от зимней стужи. А у меня коротенький хвостик.
Я хищная, охочусь на других животных: мышей, лягушек, ем птиц и их яйца, зайцев, детёнышей косуль. А я всеядный: ем мышей, змей, червей, улиток, корешки растений, ягоды, грибы, фрукты.
Я умею лаять. А я умею фыркать и пыхтеть.
У меня весной появляются маленькие лисята. А у меня, маленькие ежата.
Воспитатель: Молодцы, красивыми предложениями рассказали о животных, и чудо совершили - лису и ежа оживили. Звери благодарят вас за спасение и дарят на память свои портреты.
Ёжик, узнав столько полезного и интересного о диких животных, захотел остаться в лесу. Попрощаемся с ним.
А нам пора возвращаться в детский сад: «Раз, два, три, повернись, снова в группе окажись».
Вам понравилось в лесу? Что больше всего запомнилось? Что было трудным для вас?