Румия Казакова
Конспект НОД по развитию речи «Весна. Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы», совершенствование грамматического строя речи, составление описательного рассказа.
Задачи
Образовательные задачи:
- активизация словаря по теме, закрепление названия перелетных птиц, их птенцов, весенних примет (капель, ледоход, проталины, первоцветы, употребления обобщающих слов (перелетные, зимующие).;
- развитие навыка словообразования;
Темочки:
- Весна. ВСЕ материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- формирование грамматического строя речи : употребление существительных в родительном падеже, употребление в речи предлогов НА, ПЕРЕД, ИЗ, ПОД, В, ОТ, ОКОЛО,.
- упражнение в построении грамматически правильно построенных предложений;
- составление описательного рассказа о весне, используя приемы мнемотехники.
- формирование правильного звукопроизношения (контроль и самоконтроль)
Развивающие задачи :
- развитие внимания, памяти, элементов логического мышления;
- развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка);
- развитие мышц артикуляционного аппарата
- развитие слухового внимания.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать ее и все живое;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей.
Методы работы: игровые, наглядные, словесные, практические.
Приемы: наводящие и подсказывающие вопросы, реплики, напоминания, речевой образец, оценка участия детей в занятии.
Оборудование: картинки-символы для описания весны, картинки-символы – признаки птиц, индивидуальные карточки для игры «Четвертый лишний», пособие «Дерево», картинки с изображением перелетных птиц, дерево, гнездо, птицы, магнитная доска.
Предварительная работа:
- беседа о перелетных птицах;
- чтение стихов о перелетных птицах;
- наблюдение за птицами во время прогулок;
- разучивание пальчиковых игр и физ. минуток по соответствующей теме;
- подбор оборудования, необходимого для занятия.
Ход НОД.
1 часть (вводная)
Заходим садимся на стульчики.
восп. :
Распустились почки,
Травка вырастает.
В это время птички
С юга прилетают.
Когда это бывает? (весной)
2 часть (основная)
- Наступила весна. А какая она? (Теплая, светлая, весёлая, радостная, цветущая, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, яркая, поющая, ласковая, долгожданная и т. д.) Каждый ребенок, произнося слово-признак, приклеивает листочек, травку, лучик, цветочек на пособие «Окошко».
- Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные картинки.
(Дети по картинкам-символам составляют рассказ о весне : достают картинки из конверта, объясняют её и выставляют на доску).
Дети: – Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.
Физминутка:
- Птенчик в гнездышке проснулся, встрепенулся, потянулся.
И головкой покивал, и хвостиком повилял.
(пальчиковая зарядка)
- Широко раскрыл он клювик, громко, громко запищал:
Пи-пи-пи, пи-пи-пи…. Червячка скорей неси.
- Мама с папой закружили, угощение тащили.
Червячок, блоха и мошка, кушай, кушай, наша крошка
- Птенчик сыт, опять он спит.
Тс-тс-тс, нам нельзя его будить.
Восп. : Предложить послушать аудиозапись пения птиц. Спросить, что услышали и где был звук?
- Это к нам в гости прилетела птичка из теплых стран.
Восп: - А как называются птицы, которые прилетают к нам весной?
Дети: перелетные.
В: – Почему перелётных птиц так называют?
Дети: – Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.
В:– Почему птицы улетают осенью?
Дети: – Им нечем питаться, потому что они питаются только насекомыми.
В: птичка прилетела не одна а со своими друзьями
(Выставляю картинки с изображением птиц, закрепляя названия: грач, скворец, соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка и т. д.)
- Что общее есть у всех птиц? Нам помогут подсказки. (Выставляет картинки – символы, дети по очереди рассказывают)
Дети: У всех птиц есть клюв, 2 крыла, 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца.
В: Птички с вами хотят поиграть:
Артикуляционная гимнастика: клюв - Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. У птенчиков полные клювики пищи - надуть щеки. Очень вкусная пища- пожевать язычок. Аист - высунуть острый язычок. Дятел - за верхними зубами тдд-тдд-тдд.
В: А теперь закройте глаза, птички поиграют с вами в прятки.
Дидактическая игра «Кого не стало?»
Физминутка: «мы - уточки, мы – уточки»
В:– Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?
Дети: – Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.
В: А где птицы строят гнезда?
Игра «Где птица свила гнездо?» (на магнитной доске картина дерева с гнездами, дуплом, скворечником, рядом с которыми сделаны прорези, чтобы можно было вставить соответствующую картинку с изображением птицы).
В: Покажите и расскажите, где и какая птица свила гнездо?
(ребенок совмещает соответствующие картинки).
Это скворец. Скворцовое гнездо в скворечнике.
Это грач. Грачиное гнездо на дереве.
Это соловей. Соловьиное гнездо на земле.
Это ласточка. Ласточкино гнездо под крышей.
Пальчиковая гимнастика:
Вот гнездо, а в нем торчат
клювы маленьких скворчат,
клювик раз, клювик два,
лапка, лапка, голова.
В: Упражнение на понимание инструкций с использованием предлогов
Работа с пособием «Дерево»
• Посади птичку под дерево
• Посади птичку за дерево
• Посади птичку перед деревом
• Посади птичку около дерева
• Посади птичку на дерево
В: Давайте для нашей птички построим гнездышко. (Предложить построить из кинетического песка гнездо для птиц).
В: – Молодцы! Птичке очень нравится!
3 часть (итоговая)
- О ком говорили на занятии? Что отличает их от зимующих птиц? Какие заботы у птиц весной? Что понравилось на занятии больше всего?
В: Вы отлично справились с заданием.