Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Огонь — друг или враг?»

Кристина Сологубова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Огонь — друг или враг?»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД по развитию речи в старшей группе ТЕМА : «Огонь – друг или враг

Цель. Закрепить знания детей о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности. Формировать навыки безопасного поведения в чрезвычайной ситуации, умения реально оценивать возможную опасность. Воспитывать уважение к профессии пожарного. Развивать творческое воображение, речь и память детей. Развитие словаря : словообразование; активизация глагольных форм (что может делать огонь) ; объяснение значений многозначного слова «огненный». Звуковая культура речи : закрепление произношения и дифференциация звуков «ш» и «с».

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Огонь — друг или враг?“» размещена в разделах

Предварительная работа.

Беседы с детьми об огне и пожаре.

Работа в книжном уголке. Рассматривание фотоиллюстраций, раскрывающие две стороны огня: злые и добрые дела огня.

Чтение художественной и познавательной литературы: Б. Житков «Пожар», «В дыму», «Пожар в море», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», Б. В. Зубков «Как солнце в дом пришло»; отгадывание загадок.

Проведение игровых тренингов «Телефоны служб спасения 01, 02, 03»; сюжетно-дидактической игры «Пожарные»; дидактические игры «Профессии», «Подбери слово», «Запомни движение», «Четвёртый лишний».

Оборудование.

- Плакаты «Правила поведения дошкольников при пожаре».

- Фотоиллюстрации с изображением огня в самых разных его проявлениях.

- Карточки с изображением спецтранспорта, профессий служб спасения, набор цифр.

– Аудиозаписи.

- Игрушки: телефоны, кукла-пожарный, пожарная машина, утюг, гладильная доска.

Ход занятия.

Звучит сигнал пожарной тревоги.

Педагог. Ребята, что это за сигнал? Когда он звучит? Что нужно делать? Кого звать на помощь? Посмотрите, кто спешит к нам сюда?

Дети. Это пожарный.

Педагог. Как вы догадались, что это пожарный?

(Ответы детей о внешнем виде пожарного, о назначении его специального костюма.)

- Он в каске, в специальном костюме, у него в руках шланг для воды.

- Пожарный одет в брезентовый костюм, который не промокает и не горит в огне.

- На ногах – прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный должен идти в огонь!

Педагог. Ребята, зачем пожарному каска?

Дети. Каска защищает голову от ударов, от травмы, если на пожарного что-нибудь упадёт во время тушения пожара.

Педагог. Правильно. Когда случается пожар – это очень опасно. Поэтому необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный?

Дети. Смелым, отважным, сильным, храбрым, ловким, бесстрашным, самоотверженным, тренированным, умелым. Уметь побеждать огонь и спасать людей. Жертвовать собой. Герой.

Педагог. Ребята, а вы хотели бы стать юными пожарными?

Для этого необходимо много знать и уметь. Мы проведём сегодня испытания. И если вы справитесь, то получите жетон юного пожарного. Итак, начнём! Как вы думаете, огонь – ваш друг или враг?

(Ответы детей)

- Древние люди разводили костёр у входа в пещеру, чтобы дикие звери не проникли в неё.

- Древние люди грелись у костра. Огонь спасал от холода.

- Огонь помогал готовить пищу.

- Огонь освещал пещеру.

Педагог. Расскажите, где сегодня работает огонь и как он помогает людям?

Дети. – С помощью огня люди научились печь хлеб.

-- На кирпичном заводе в печах обжигают кирпичи, из которых строят дома.

--На заводах в печах огонь варит сталь. Из стали делают трубы, станки, машины и самолёты.

--Самолёты тоже движутся с помощью огня. Сгорает топливо и самолёт летит.

– На огне газовой плиты мы готовим пищу.

-- Огонь согревает наши дома.

-- Наше солнце – это тоже огонь! Оно даёт нам свет и тепло.

--Спички, свечи, салют, бенгальские огни – это красивый огонь.

Дидактическое упражнение «Огонь – друг или враг». У каждого ребёнка на столе иллюстрации с изображением огня (злые и добрые дела огня) .

Педагог. Дети, покажите карточку, где огонь – ваш друг. Объясните свой выбор. (Ответы детей). Покажите карточку, где огонь – враг. Почему огонь может быть опасен для человека? Когда это происходит?

Дети. – Огонь может быть врагом, если обращаться с ним неосторожно, шутить и играть с огнём.

- Если дети играют со спичками, то может быть пожар.

- В лесу нельзя оставлять непотушенный костёр.

- Нельзя оставлять без присмотра электроприборы – телевизор, утюг…

- Нельзя детям зажигать бенгальские огни и петарды.

- Нельзя ёлку украшать свечами.

Педагог. Так от чего же возникают пожары? (Вывод).

Как дети должны себя вести во время пожара?

Дети. – Если дома есть взрослые, надо скорей бежать к ним за помощью!

- А если дома во время пожара никого не оказалось, надо быстро, не теряя ни минуты выбегать на улицу и звать на помощь взрослых (соседей, прохожих). Вызывать пожарную команду.

Игровой тренинг «Служба спасения». На столе у каждого ребёнка лежат карточки с изображением специального транспорта (спецмашин, профессии людей служб спасения и цифры. Дети должны составить цепочки: транспорт - профессия - номер телефона службы спасения.

Игровой тренинг «Вызов службы спасения по телефону». Педагог выполняет роль диспетчера службы спасения. Задача ребёнка – вызвать по телефону службу спасения, объяснить диспетчеру ситуацию, назвать адрес (умение вести диалог по телефону) .

Физкультминутка «Пожарные». Дети под музыку (аудиозапись) имитируют действия пожарных: бегут к машинам, разматывают пожарный рукав, поднимаются по лестнице, тушат пожар из брансбойта (Как льётся вода? – «с-с-с…» Как шипит вода, попадая на огонь? – «ш-ш-ш…» Звуковая культура речи, потушили пожар, устали, вытирают пот со лба.

Педагог. Ребята, а что может делать огонь?

(Ответы детей) Активизация глагольных форм: горит, искрится, полыхает, жжёт, сверкает, блестит, вспыхивает, тухнет, гаснет, обжигает, светит, пылает, загорается, греет…

Педагог. Каким бывает огонь?

(Ответы детей) Образование имё н прилагательных: беспощадный, горячий, опасный, жестокий, жаркий, пламенный, добрый, красивый, тёплый, яркий…

Педагог. Какие слова можно образовать от слова «огонь»? (Ответы детей) Огонёк, огненный, огневой, огнёвка, огнемёт, огнеопасный, огнедышащий, огнестойкий, огнеупорный, огниво, огнетушитель, огнестрельная, огнеборец …

Какие слова можно образовать от слова «пожар»? (Ответы детей) Пожарный, пожарник, пожарище…

Педагог. В народе есть много выражений про огонь, пословиц и поговорок со словом «огонь». Вспомните и назовите их.

(Ответы детей) «Правда в огне не горит и в воде не тонет», «Огонь без дыму, а человек без ошибки не бывает», «Нет дыма без огня», «Искру туши до пожара, беду отводи до удара», «Упустишь огонь – не потушишь», «Там не загорится, где огня нет».

Педагог предлагает детям объяснить значение некоторых выражений: «огненные волосы», «огненный танец», «не конь, а огонь», «цветок-огонёк».

Дидактическая игра «Четвёртый лишний». У детей карточки с изображением четырёх предметов. Нужно выбрать лишний предмет (имеющий отношение к огню, пожару) и обвести его карандашом.

Игровой тренинг «Ситуации». Театрализованная деятельность детей. Ребёнок показывает сценку (проблемную ситуацию) возникновения пожара. Все остальные дети должны предложить варианты выхода из сложившейся ситуации. Педагог обобщает ответы детей, формулирует чёткий алгоритм действий, старается проиграть ситуацию с детьми.

Ситуации.

1. Однажды я наблюдала такую картину. В парке по дорожке шли два мальчика. Они поджигали спички и бросали их на землю. Налетающий ветерок гасил пламя. Но под ногами ребят сухая опавшая листва… Что же потом могло произойти?

2. Мальчик играл на балконе с бумажным самолётиком. Он решил поджечь хвост самолёта, чтобы тот полетел быстро и далеко, как ракета. Мальчик чиркнул спичкой и бросил горящий самолётик с балкона вниз… Чем может закончиться эта история?

3. Утром девочка решила подгладить платье. Она включила утюг в розетку. В это время зазвонил телефон. Девочка побежала к нему, а про утюг между тем совсем забыла… Попробуйте предположить, что было потом!

Педагог. Ребята, вы справились с испытаниями. Вы много знаете и умеете. И все заслуживаете звания «юный пожарный». (Каждому ребёнку вручается бейджик с изображением пожарного) .

Публикации по теме:

Беседа-игра «Огонь-друг, огонь-враг». Аппликация «Пожар»Беседа-игра «Огонь-друг, огонь-враг». Аппликация «Пожар» Цель: довести до понимания детей предназначение опасных предметов, разъяснить их опасность, если попадут в неумелые руки невнимательного,.

Беседа с детьми старшей группы «Огонь — друг или враг?» Задачи: формировать представление воспитанников о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться; дать представление.

Цветная неделя: понедельник — красный цвет. Конспект образовательной деятельности «Огонь — друг, огонь — враг»Цветная неделя: понедельник — красный цвет. Конспект образовательной деятельности «Огонь — друг, огонь — враг» На этой неделе у нас в детском саду проходит разноцветная неделя. П первый день недели мы отмечаем красный цвет. Все дети и воспитатели приходят.

Дидактическая игра «Огонь-друг, огонь-враг»Дидактическая игра «Огонь-друг, огонь-враг» Цель игры: -Формировать представление детей о пользе и вреде огня; -Закрепить знания детей о пожароопасных предметах, о правилах поведения.

Конспект спортивного развлечения «Огонь — не враг» в старшей группеКонспект спортивного развлечения «Огонь — не враг» в старшей группе Цель: развивать физические качества; формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности,.

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста «Огонь друг — огонь враг» Конспект занятия для старшего дошкольного возраста: «Огонь – друг, огонь – враг» Цель: объяснить детям значение огня в жизни человека.

Лэпбук «Огонь — друг или враг?»Лэпбук «Огонь — друг или враг?» Паспорт многофункиональной игрушки -лэп бука "Огонь - друг или враг?". Название: «Огонь – друг, враг?». Изготовили: Казакова Е. Н., Коваленко.

Мастер-класс «Поделка «Огонь — друг, огонь — враг!» в технике папье-маше»Мастер-класс «Поделка «Огонь — друг, огонь — враг!» в технике папье-маше» Предлагаю вашему вниманию МК поделки, выполненной мною и моей 5ти летней дочкой на городской конкурс по пожарной безопасности "Огонь.

Совместное творчество детей и родителей по пожарной безопасности «Огонь — друг, огонь — враг»Совместное творчество детей и родителей по пожарной безопасности «Огонь — друг, огонь — враг» Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях является одной из самых актуальных. Основы знаний по безопасности.

Видеообзор лэпбука «Огонь — друг, огонь — враг» Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Огонь — друг или враг?»
Опубликовано: 7 февраля 2020 в 14:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Огонь — друг или враг?»» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Сологубова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД