Юлия Алексеева
НОД по развитию речи в старшей группе ОВЗ с подгруппой детей «Лесные обитатели — звери»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Закреплять знания о диких животных и их детёнышах, названий жилищ. Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы. Закрепить умение отгадывать загадки. Активизировать словарь по данной теме. Учить составлять описательные рассказы о диких животных с использованием схем. Развивать внимание, познавательный интерес, любознательность; способствовать развитию психических процессов. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, бережное отношение к природе.
Публикация «НОД по развитию речи в старшей группе ОВЗ с подгруппой детей „Лесные обитатели — звери“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: Аудио запись звуков леса; теневые изображения животных (лиса, волк, белка, медведь, еж, бобр, заяц, кабан, лось, олень); карточки с изображением животного и его детеныша (лиса - лисенок, волк- волчонок, белка - бельчонок, медведь - медвежонок, еж - ежонок, бобр - бобренок, заяц - зайчонок, кабан - поросенок, лось - лосенок, олень – олененок); мяч; лото «Животные леса»; схема описательного рассказа о диком животном; раскраски и карандаши
Ход
Вступление и сообщение темы
В: Здравствуйте ребята. Хотели бы вы отправиться в путешествие?
Д: Да
В: Предлагаю нам сегодня отправиться в путешествие по осеннему лесу. Только как нам туда попасть?
Дети предлагают свои варианты как попасть в лес
Фонетическое упражнение «Поезд»
В: Сейчас мы с вами сядем на поезд и отправимся за город в лес. Слышите? Наш состав прибывает на станцию. Он останавливается и выпускает пар. Давайте поможем машинисту. Надо выпустить как можно больше пара. Делаем глубокий вдох носом и произносим «Ффффффф»
Дети имитируют звук остановившегося поезда «ФФФФФФФФФФФФФ». Повторяется несколько раз.
В: Теперь наш вагон открывает двери.
Воспитатель и дети разводят руки в стороны и произносят «Ссссссссс»
В: Садимся на свои места. Двери закрываются
Воспитатель и дети разводят руки в стороны и произносят «Шшшшшшшш»
В: Мы готовы отправится в путешествие
Дети выстраиваются друг за другом и имитируют движение поезда перемещаясь по кругу. После «прибытия на станцию» упражнение «Поезд» повторяется еще раз.
В: Вот мы и оказались в лесу. Давайте послушаем звуки леса. Закройте глаза и прислушайтесь.
Воспитатель включает аудиозапись со звуками леса
В: Открывайте глаза. Перед нами густой лес. Посмотрите внимательно. Чьи то тени мелькают между деревьями. Давайте попробуем узнать кто же это.
Упражнение «Узнай по тени»
Воспитатель крепит на доску теневые изображения животных и предлагает узнать животное. Дети по очереди называют их. Воспитатель вместо тени названного животного крепит карточку с изображением угаданного животного с детенышем.
Д: Лиса, волк, белка, медведь, еж, бобр, заяц, кабан, лось, олень.
В: Какие молодцы. Всех животных узнали. Смотрите. Вместе с родителями прибежали и их детеныши. Давайте сыграем с ними в игру «У кого кто?»
Игра с мячом «У кого кто?»
Дети становятся в шеренгу. Воспитатель кидает мяч каждому ребенку по очереди и называет дикое животное. Ребенок называет детеныша и кидает мяч обратно воспитателю.
лиса - лисенок
волк- волчонок
белка - бельчонок
медведь - медвежонок
еж - ежонок
бобр - бобренок
заяц - зайчонок
кабан - поросенок
лось - лосенок
олень – олененок
Упражнение «Назови домик»
В: Ребята, скажите, пожалуйста, у лесных зверей есть домики?
Ответы детей
В: Давайте вспомним у кого есть домик и как он называется. Сейчас я раздам вам карточки с животными. А вы мне назовете как называется домик вашего животного если он есть. Давайте договоримся отвечать полным предложением.
Воспитатель раздает карточки лото с изображением животного. Дети получившие карточку отвечают где их животное живет
Лиса живет в норе
Волк живет в логове
Белка живет в дупле
Медведь живет в берлоге
Еж живет в гнезде
Бобр живет в хатке
Заяц живет в гнезде
Кабан не имеет дома
Лось не имеет дома
Олень не имеет дома
Отгадывание загадок
Воспитатель кладет на стол большие карточки от лото.
В: А теперь ребятки загадаю вам загадки. Если загадано ваше животное, вы кладете свою карточку на ее место:
В дупле живёт
Да орешки грызёт.
(Белка)
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину.
(Бобры)
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(Волк)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(Ёж)
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
(Лиса)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Кто на своей голове лес носит?
(Олень)
Есть в лесу свирепый зверь.
Встретишь - убегай скорей.
Ест он желуди, и в грязь
Любит залезать подчас.
Полосатые штанишки
Носят все его детишки.
Знаешь, кто у них родня?
Всем известная свинья.
Отгадай загадку сам…
Ну, конечно же,.
(Кабан)
В: Все загадки отгадали. А теперь пора нам отдохнуть и поиграть
Физминутка «Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос. руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)
Составление рассказа о диком животном с опорой на схему.
В: Поиграли мы хорошо. Ребята, а вы ведь вы знаете, что настоящие путешественники всегда рассказывают о своих путешествиях и о том, что они видели. Давайте мы с вами тоже расскажем о тех животных, которых мы сегодня видели. А поможет нам в этом схема – подсказка.
Воспитатель размещает опорную схему на доске или мольберте. Рассматривает вместе с детьми все «подсказки».
В: Давайте рассмотрим нашу подсказку. Сначала мы называем свое животное. Потом говорим Что оно дикое и чем питается, есть ли у него дом. Затем рассказываем как оно выглядит: размер, чем покрыто тело, какие части тела у него есть, чем животное защищается. Следующее о чем мы расскажем как называется его детеныш. И закончим наш рассказ тем, опасно ли это животное для человека.
Воспитатель дает образец рассказа. Дети по очереди составляют свой рассказ.
В: Какие интересные рассказы вы придумали. Но пора нам возвращаться в детский сад.
Фонетическое упражнение «Поезд»
В: Сейчас мы с вами сядем на поезд и вернемся в сад. Слышите? Наш состав прибывает на станцию. Он останавливается и выпускает пар. Давайте поможем машинисту. Надо выпустить как можно больше пара. Делаем глубокий вдох носом и произносим «Ффффффф»
Дети имитируют звук остановившегося поезда «ФФФФФФФФФФФФФ». Повторяется несколько раз.
В: Теперь наш вагон открывает двери.
Воспитатель и дети разводят руки в стороны и произносят «Ссссссссс»
В: Садимся на свои места. Двери закрываются
Воспитатель и дети разводят руки в стороны и произносят «Шшшшшшшш»
В: Мы готовы отправится назад
Дети выстраиваются друг за другом и имитируют движение поезда перемещаясь по кругу. После «прибытия на станцию» упражнение «Поезд» повторяется еще раз.
Подведение итогов
В: Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Ребята, кто вспомнит, где мы побывали? Каких животных мы встретили? Где они живут? Предлагаю вам выбрать раскраску с понравившимся животным и раскрасить его.