Надежда Грачева
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Рассказывание по картине»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: через игровую ситуацию организовать гуманно – личностное общение детей с картиной, способствовать переходу от фразной речи к монологической. Учить устанавливать связи и зависимость в картине с наблюдением в реальной жизни. Упражнять в определении материала из которого сделан предмет (деревянный, резиновый).
Материал: картина «Играем в поезд», Степашка, мешочек в нем кубики по количеству детей, столик, указка, магнитофон.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „Рассказывание по картине“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Ход НОД:
- Перед входом в группу, дети строятся. Из группы доносится мелодия «Паровоз кричит ду-ду» (можно тихо включить запись).
-Воспитатель: Кто узнал песенку? Что слышится из группы? (ответы детей). Давайте узнаем кто слушает музыку.
- Дети входят в группу.
I.Подведение к восприятию картины.
-Входят в группу и около магнитофона сидит Степашка.
--Воспитатель: -? : Это, что ты Степашка делаешь? Слушаешь? Хочешь в поезд играть?
-у: Давайте поиграем вместе со Степашкой - мы с ним будем паровозиком, а вы поедите за нами и будите вагончиками. Проверим колё са:
Чу-чу-чу заговорили вагончики,
Чу-чу-чу стоять не хочу.
-У Лены заговорил (проговаривает ребенок). У Толи заговорил чу-чу-чу.
-п: Застучали, заговорили вагончики и поехали (под музыку)
-Дети под музыку едут по группе и останавливаются около магнитофона.
-? : Степашка, что случилось, почему выключил магнитофон?
-п: Ребята, Степашка вспомнил, что принес для вас картину, а показать её забыл. Посмотрим?
-Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики.
- Картину поворачиваю на мольберте.
II. – Рассматривание картины.
-Воспитатель: -у: Садись и ты Степашка рядом с ребятами, вместе посмотрим.
- Посадить Степашку рядом с ребятами мордочкой к картине.
-? : А с чем играют? С поездом? А как вы догадались? Что построено у ребят? (паровоз и вагончики).
-п: Паровозик нарядный? – а почему я так сказала? Оля скажи:
• Что впереди у паровозика?
• Какого он цвета?
• Какого цвета колёса?
-у: Дима, а ты расскажи, что тянет за собой паровозик, сколько вагончиков и какого цвета?
-п: Мы, Степашка, тоже такой поезд строим в группе.
-? : А куда мы ездили в поезде с вами, расскажите Степашке. (2-3 человека – Катя куда ездила? А ты Лена, когда играли, куда ездила)
-п: Посмотрите, кто здесь отправился в дорогу?
-Подхожу и наклоняюсь к Степашке.
-Воспитатель: Степашка говорит, только Алёнушка в жёлтом вагоне поехала, а больше никого не заметил.
-? : Саша, расскажи, кого не увидел Степашка (жест указкой) и в какой вагон они сели, а с кем Алёнка отправилась в дорогу?
-п: Вот какой большой поезд, всем пассажирам места хватило. Ребята играют дружно, не ссорятся: Алёнка со своими друзьями в поезде едет, а Сережа показывает жёлтым флажком, что сейчас поезд поедет. Выходить уже нельзя.
-? : А где играют дети? – вот Степашка забеспокоился, он знает. (наклоняюсь к нему).
-? : Он говорит на участке, на улице. Правильно? (ответы детей).
-у: Юля, расскажи где играют дети и как ты догадалась:
• земля есть? (нет)
• деревья и кусты растут? (нет)
• а что есть?
• Пол есть?
• Стены есть?
• Игрушки есть?
• Значит, где они играют?
-п: одежда детей тоже подсказывает нам, что дети играют в комнате.
-у: Коля, расскажи, во что Алёнка одета и во что Сережа.
-п: Дети играют в комнате, а в комнате тепло, поэтому они одеты так, как мы с вами. Вот Степашка, ты не все заметил, а ребята тебе рассказали. Хочешь ещё послушать?
III. Обобщающий рассказ воспитателя :
-у: Ребята, расскажу я Степашке ещё раз, как играют дети или вы сами расскажите? Можно мне это сделать?
- рассказ воспитателя :
«Алёнка и Серёжа стали играть в поезд. Алё нка со своими друзьями: куклой, собачкой, обезьянкой и жирафом сели в вагончики. А Серёжа стал флажком показывать, что можно ехать. Алёнка и Серёжа играют в комнате, поэтому дети одеты в платье, рубашку, шорты. Им нравится играть вместе».
IV. Повторение детьми элементов рассказа :
-? : А почему им нравится играть вместе? Они вместе, что построили в комнате, расскажи, Коля. (паровоз с вагончиками). Кого для игры взяли, расскажи.
-? : А куда смогла Алёнка поехать с друзьями?
-Вот Степашка шепчет мне:«В лесной детский сад, к его друзьям». А вы думаете куда(2-3 чел.)
-п: Может к зайчатам, может к тигрятам в зоопарк, а может в гости к бабушке. Вот только ехать без песни скучно, давайте им поможем, встаньте около стульчиков, будто и мы с вами поехали (можно делать движения рук и ног). Поём песню под музыку (Степашку воспитатель берёт на руки). На конец песни картину поворачиваем обратной стороной.
-п: Вот и проводили Алёнку с Серёжей – они уехали. Садитесь на стульчики.
Дидактическая игра «Степашкины подарки»
-п: Степашка ещё мешочек принёс, а не показывает, что в нем. Просит отгадать: «Что можно, ловить, катать, бросать друг другу?» (ответы детей)
- Показываю мяч и Степашку усаживаю.
-п: А мяч еще вам загадку приготовил: посмотрите, я ладошкой (мяч на столик кладу) надавила на мячик и на мяче ямка. Ладошку убрала и ямки нет. Почему? Не знаете?
-п: Мяч резиновый, так делают только резиновые игрушки. Резина упругая – её сожмёшь, а она разжимается. Поэтому и прыгает мячик: я о пол (о стол)ударяю – делается ямка, а ямка быстро выпрямляется и мячик отталкивает от пола.
-у: Вот проверьте, Степашка всем принес по мячику (можно с коробкой достать из мешочка и быстро обойти, чтоб взяли, чтоб кубики там остались).
-? : надавите пальчиком – есть ямка? Значит, что будет делать мячик? Прыгать?
-у: Покажите Степашке, как прыгает мячик. Ударяйте о пол и ловите.
-у:? : Мячикам дадим отдохнуть, положите в коробку. Почему он прыгал? (резиновый)
-п: У Степашки ещё загадка в мешочке (достаю кубик). Ребята, что это? (ответы детей)
-? : А зачем нам кубики? Строить? А Степашка предлагает нам поиграть кубиком, как мячиком. Попробуем? Берите по кубику. Надавите пальчиком. Ямка есть? Ямки нет, значит будит ли кубик прыгать?
-п: Кубик не резиновый, не упругий. Постучите о пол кубиком. Стучит громко, кубик деревянный, он твердый, не упругий, поэтому не прыгает.
-у: Мы по-другому поиграем с ним. Положите кубики на пол. И побежали каждый по своей дорожке, не наталкивайтесь (можно под музыку) присели и в ладошки похлопали. А теперь быстро все к кубикам. Всем хватило? Почему хватило? (их столько - сколько ребят)
-у: А теперь кубики к Степашке в мешочек положили.
Итог:
-п: Вот сколько разных загадок сегодня принёс Степашка. Спасибо, Степашенька, нам хорошо было с тобой. А ребята тоже молодцы. Все твои загадки отгадали, даже про картинку всё рассказали. А теперь ты отгадай, куда мы пойдем после занятий? Не знаешь? Ребята, куда? (гулять на участок). А что будем делать на участке, на прогулке? Что нам хочется на прогулку взять? (ответы детей)
-п: Молодцы. Так и будем играть, как вы сказали. Степашку пригласите с собой пойти.