Валентина Хмелёва
Составление рассказа по картине «Дети играют зимой» старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. продолжать учить детей составлению монолога смешанного типа по сюжетной картине (описание с элементами повествования);
2. закреплять понимание того, о чем можно говорить в каждой структурной части рассказа (в начале, в середине, в конце);
3. учить образовывать сложноподчинённые предложения, осложненные деепричастным оборотом;
4. продолжать учить пользоваться прямыми (дети – ребята) и констекстуальными синонимами (мальчик – лыжник);
5. упражнять детей в использовании в своей речи сравнений, определений,
Публикация «Составление рассказа по картине „Дети играют зимой“ старшая группа» размещена в разделах
- Зима
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Игры для детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
интонационном оформлении предложений
6. воспитывать умение слушать друг друга, участвовать в анализе высказываний детей.
Материал: картина «Дети играют зимой», схемы
Ход занятия.
Дети заходят в зал и останавливаются на ковре.
Загадка:
«Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица,
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром!»
- Как вы думаете, о чём говорится в этой загадке?
(В загадке говорится о зиме).
- Почему зиму называют царицей?
(Я думаю потому, что сейчас зима хозяйка над деревьями, кустами, над всей природой).
- А как еще можно назвать зиму?
(раскрасавица, волшебница, кудесница, искусница, лебёдушка, матушка)
- Молодцы, ребята, вы подобрали много красивых слов к слову зима.
- А почему в загадке о зиме говорится «белокожа», «светлолица»?
(Мне кажется, потому что лежит белый снег; потому что кругом всё белым – бело).
- А с чем сравнивается снег в загадке?
(снег в загадке сравнивается с серебром).
- А с чем еще можно сравнить снег?
(Снег можно сравнить с сахаром).
- Почему? (Он белый, как сахар)
- А еще с чем? (с ватой. Он мягкий как вата; с пухом. Он лёгкий как пух; со льдом. Он холодный как лёд)
- Ребята, вчера я получила письмо от Милен и Роберта, которые живут сейчас в другой стране. Они пишут о том, что их новые друзья ничего не знают о зиме, за что мы любим зиму, потому что у них всегда жарко и никогда не бывает снега.
Давайте сегодня составим рассказ и отправим его ребятам.
А поможет нам в этом картина.
- Скажите, о чём эта картина?
(Эта картина о том, как дети играют зимой).
- Какой выдался день? (солнечный, зимний, морозный, ясный, чудесный - ответы полными предложениями. День выдался зимний солнечный).
- Почему вы решили, что это зимний, морозный день? (если дети затрудняются, спросить
- Что можно сказать о деревьях?
(Я думаю потому что земля покрыта пушистым снегом. А я думаю потому, что деревья, дома покрыты снегом, точно серебром. А еще потому, что всё кругом покрыто легким как пух серебристым снегом. Я думаю потому, что одеты … (что мороз разрумянил щёки детей).
- Как можно назвать место, где играют дети? (дети играют во дворе ….(в парке, на участке, на площадке).
- Какими словами можно заменить слово дети?
(ребята, девочки, подружки, соседки, сестрички, дошкольники)
- А как можно по – другому назвать мальчика, который едет на лыжах? (лыжник, спортсмен)
- Давайте дадим детям имена.
- Ребята, а для того, чтобы у нас получился интересный рассказ, сейчас мы поучимся составлять красивые предложения и будем лепить снеговика.
Я начну предложение, а вы повторите начало и продолжите его.
Таня одета в тёплую шубу, потому что ….
Ира взяла санки, чтобы …. (покататься с горки; пригласить Таню покататься).
Шустрые синички сели на голову снеговика чтобы ….(полакомиться ягодами рябины, весело пощебетать).
Забавный щенок наблюдает за играми детей, потому что … (ему очень интересно, ему нравиться снеговик).
- Молодцы! Вы придумали очень красивые предложения.
А сейчас мы поучимся придумывать предложения по – другому. Послушайте мое предложение.
Лыжник остановился, потому что увидел необычного снеговика.
В это предложении мы заменим слово увидел.
Лыжник остановился (что сделав) увидев
- Какое новое слово у нас получилось?
С этим словом мы и составим предложение. Послушайте его.
Лыжник остановился, увидев необычного снеговика (2 – 3 ребёнка повторяют это предложение)
(по одному ёлочку для украшения снегом).
- Ребята посмотрите какая красивая ёлочка у нас получилась, благодаря вашим предложениям. Не забудьте все предложения, которые мы составили вставить в свой рассказ.
(звучит нежная таинственная музыка)
- Ребята, а сейчас давайте закроем глаза представим, что мы оказались в этом дворе, рядом с детьми.
- Как выдумаете, что сказал Паша, увидев снеговика?
( Паша сказал: «Какой красивый снеговик!»
- Дети, а как он это сказал … грустно, радостно, громко?
Давайте скажем об этом так же весело, радостно? (2 – 3 человека повторяют)
- А что сказала Ира?
( Ира сказала: «Таня! Какая ты умница!»
- Как вы думаете. как она это сказала … задорно, печально, восторженно, шёпотом, тихо?
(2 – 3 ребёнка повторяют)
Физкультминутка.
- Сейчас мы превратимся в снежинок и потанцуем. (дети под музыку выполняют несколько танцевальных движений)
_ А теперь давайте составим рассказ для наших друзей. Вы будете рассказывать, а Елена Александровна запишет его, поэтому постарайтесь, чтобы рассказ был интересным. Ребята в свой рассказ включите слова и предложения, которые мы сегодня составляли
Но прежде вспомним, о чём надо рассказать в каждой части рассказа.
- Посмотрите на схемы.
- О чём мы будем рассказывать в начале рассказа?
(чем покрыта земля, деревья, какой выдался день, куда отправились дети).
- О чем расскажите в середине? (чем заняты дети; что делает Таня; какой получился снеговик, про подружку Иру; про лыжника).
- О чём расскажите в конце? (чем мы любим заниматься зимой : кататься на санках, на лыжах, играть в снежки)
Дети составляют рассказ по частям. После рассказа ребёнка воспитатель спрашивает у дошкольников, что им понравилось в рассказе товарища.
Затем воспитатель спрашивает ребят
- Кто хочет рассказать весь рассказ полностью?
- Молодцы ребята! Интересные рассказы у нас получились.
Нам осталось только отправить его Милен и Роберту.
Спасибо, ребята! Вы молодцы!
Рассказ воспитателя.
Пришла царица – зима. Землю, дома, деревья покрыла лёгким, как пух серебристым снегом. Модницы – ёлочки нарядила в меховые шапки, а рябинки – в белое нарядное платье.
В зимний солнечный денек дети вышли во двор. Таня одета в тёплую шубу, потому что на улице сильный мороз. Мальчик в комбинезон и шапку – ушанку, а Ира - в красный комбинезон и разноцветную шапку.
Таня решила вылепить снеговика. На голову ему одела старую шляпу и украсила её гроздьями рябины, на шею повязала разноцветный шарфик. Вместо глаз – угольки, вместо носа – морковка. А в это время во двор вышла подружка Ира. Она взяла санки, чтобы покататься с горки. Девочка увидела снеговика и сказала: «Таня! Какая ты умница!».
Шустрые синички сели на голову снеговика, чтобы полакомиться ягодами рябины. Забавный щенок наблюдает за играми детей, потому что ему интересно. Лыжник остановился, увидев необычного снеговика и сказал: «Какой красивый снеговик!»
Интересно зимой играть на улице! Можно кататься на санках, на лыжах, играть в снежки. Как хорошо, что у нас бывает зима!