Екатерина Демьяненко
Конспект интегрированного занятия по развитию речи. Рассказывание по картине «Собака со щенятами» и рисование по картине
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:учить детей описывать знакомую картину,составляя небольшой,связный рассказ по образцу воспитателя. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении,совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи:образовывать форму множественного числа существительных,обозначающих детёнышей животных,употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах. Задачи:учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные,глаголы,наречия,предлоги. Развивать память,внимание,мышление. Учить слушать ответы других детей. Учить детей рисовать собаку со щенятами по рассказанной картине. Наглядный материал:картина "Собака со щенятами"(из серии "Домашние животные",автор С. А. Веретенникова).Предварительная работа:накануне дня занятия следует познакомить детей с мишкой Топтышкой,взять его на прогулку,предложить,чтобы дети почитали ему знакомые им стихи,спели песенки. Ход занятия:Картина вносится утром,до занятия,и оставляется детям для самостоятельного рассматривания. При рассматривании картины дети обмениваются друг с другом впечатлениями. Успевают рассмотреть многие существенные детали. Воспитатель: Ребята,послушайте про кого эта загадка? Ходит рыжий,пьёт из лужи,Не боится лютой стужи,Хвост лохматый,чёрный нос. Кто же это?Рыжий. Дети(хором):Пёс! Воспитатель: Правильно. Я наблюдала,как вы внимательно рассматривали утром картину,когда пришли в детский сад. Вы наверное помните,что мы уже видели эту картину и рассматривали её.А сегодня,мы с вами будем по этой картине составлять рассказ. Давайте,ребята,вспомним как называется эта картина?Дети:"Собака со щенятами".Воспитатель:Правильно,а автор этой картины С. А. Веретинникова. Аня,скажи,кто нарисован на этой картине? Аня:Собака и щенята. Воспитатель: Андрей,что делает собака? Андрей:Лежит. Дети(добавляют):отдыхает,сторожит,наблюдает. Воспитатель:Настя,кто лежит около собаки?Настя:Щенок. Воспитатель:Дима,а что делают щенята? Дима:Один щенок лежит рядом с мамой,а другой разглядывает воробьёв. Воспитатель:Лиза,какой щенок тебе больше нравится?Расскажи про него. Лиза:Мне нравится этот весёлый щенок с поднятым кверху хвостиком,у него добрые глаза. Воспитатель:хорошо,молодец. А,кто хочет рассказать про другого щенка? Максим:Другой щенок лежит со своей мамой. Воспитатель:Машенька,где живут собаки? Маша:В конуре. Воспитатель:Правильно,а кто построил для них конуру и принёс еду? Дети:Люди,хозяева. Воспитатель:Молодцы,ребята,вы правильно ответили на вопросы. А теперь послушайте,как я расскажу об этой картине. Образец воспитателя:На этой картине мы видим лохматую,пятнистую собаку и двух щенят. Заботливые люди построили конуру и принесли для них еду. Они поели и отдыхают. Рядом с собакой лежит маленький,пушистый щенок. Чуть дальше стоит другой щенок,он неуклюжий,весёлый с поднятым кверху хвостиком. Он смотрит на прилетевших воробьёв и думает:"Кто это такие?Почему они клюют нашу еду?".Хорошо щенятам со своей мамой! Слышится стук за дверью. Воспитатель:Ребята,посмотрите,кто к нам пришёл? Дети:Это наш мишка Топтышка! Воспитатель:У Топтышки есть друг - маленький утёнок. Топтышка рассказал утёнку,что в детском саду есть картина про собаку и щенят. Он попросил Топтышку рассказать,какие они. Поэтому мишка просит вас рассказать ему о картине,что бы всё,что он услышит,он мог пересказать утёнку. Анечка,попробуй рассказать,что ты видишь на этой картине? Рассказ Ани: "На этой картине,я вижу большую и добрую собаку. У неё есть два щеночка. Она их любит и они тоже её любят. Они похожи на свою маму. Щенки маленькие и пушистые. Добрые люди построили для них конуру,чтобы они не намокли,когда пойдёт дождь. Они поели и легли отдыхать на травке. А потом,прилетели воробьи и сели на тарелку с едой. Но собака и щенки очень добрые и они не прогоняют их,а только на них смотрят. Щенкам очень хорошо,когда их мама рядом". Воспитатель:Ну,что,Топтышка,о чём рассказала Аня? Топтышка:Ребята,Аня,правда так здорово рассказывала,что я даже придвинулся к ней поближе. Но боюсь,что я не всё ещё запомнил. Воспитатель:Ничего,Топтышка,не переживай. Мы ещё раз тебе расскажем,а ты внимательно слушай и запоминай. Ребята,кто хочет ещё рассказать? Рассказ Максима:"Вот лежит большая собака. У неё есть щенки. После вкусного обеда собака легла отдыхать. Один щенок лёг рядом с мамой. А второй щенок смотрит на воробьёв. Они клюют их еду. А собаки их не прогоняют,потому что они добрые".Воспитатель:Ребята,Максим хорошо рассказал,но может быть кто-то хочет дополнить его рассказ? Дополнения детей. Воспитатель: Ну,а теперь,Топтышка,ты всё запомнил? Топтышка отвечает:Да,спасибо вам,ребята за такой замечательный рассказ. Физкультминутка: Наш Топтышка потянулся, Раз нагнулся,два нагнулся,три нагнулся. Лапы в стороны развёл - Видно,мёда не нашёл, Чтобы мёд ему достать. На носочки надо встать (сопровождается движениями)Игра с мячом "Скажи правильно".У собаки один (щенок,а много. (щенков,щенят). Сидят воробьи,а много. (воробьёв). У воробьёв есть перья,а у щенков нет. (перьев). У воробьёв есть крылья,а у щенков нет. (крыльев).Воспитатель:Ребята,мы замечательно поиграли,а сейчас давайте нарисуем с вами собаку со щенятами. А лучшие рисунки мы подарим Топтышке для его друга утёнка. В конце занятия Топтышка благодарит всех детей за интересные рассказы и отличные рисунки,прощается и уходит. Воспитатель:Ребята,вы все очень хорошо нарисовали,потому что правильно отвечали на вопросы и рассказывали по картине. Молодцы! Анализ проведённого занятия: В результате проведённого занятия,нами было установлено,что связь предложений у всех детей разная. В основном это связь осуществляется через союзы "а" и "и"(союзная связь,у некоторых детей связь осуществляется через наречия "потом", "а потом", "и потом","вот"("это собака,а вот щенок и ещё один щенок"). Можно отметить,что некоторые дети задумывались над построением высказывания,но чаще всего рассказывали без длительных пауз. Двое детей вышли за пределы изображаемого и дали свою оценку сюжету - Аня и Настя("добрые люди построили для них конуру,чтобы они не намокли,когда пойдёт дождь").Большинство предложений - простые,из сложных - только сложносочинённые предложения. Рассказывание по картине показало,что словарь детей расширился,они называли по четыре-пять прилагательных,и это были не только внешние признаки (большая,маленькие,но и другие качества (пушистые,лохматая,пятнистые).Смогли составить короткие рассказы даже те дети,которые раньше испытывали неуверенность и застенчивость. В своих рисунках дети правильно отразили все существенные внешние признаки собаки и щенят,правильно выбрали цветовую гамму,передали в рисунках величинные соотношения (собака большая,щенки маленькие).Результаты работы в средней группе детского сада показали,что дошкольникам среднего возраста доступно составление рассказов по картине. На развитие связной речи оказывает влияние вся речевая работа,проводимая на занятиях и вне занятий,во взаимосвязи всех задач.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи, Рассказывание по картине „Собака со щенятами“ и рисование по картине» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Собака, щенки. Составление рассказов и описания по картинам
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Рисование
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015