Урайнат Гашимова
НОД по развитию речи «Потерялись котятки»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности
по освоению образовательной области «Речевое развитие».
Тема НОД по развитию речи «Потерялись котятки»
Цель: развитие речевой активности детей в различных видах деятельности.
Задачи образовательной деятельности:
Публикация «НОД по развитию речи „Потерялись котятки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Образовательные. Закрепить умение детей находить аналогии, согласовывать существительные с местоимениями мой, моя, мое, образовывать уменьшительно – ласкательные существительные и употреблять существительные в единственном и во множественном числе. Учить составлять загадку с опорой на схемы. Побуждать рассуждать, делать выводы, активизируя знания.
Развивающие. Развивать у детей интерес к конструированию. Способствовать развитию навыков самостоятельного конструирования на заданную тему. Продолжать развивать логическое мышление, воображение, фантазию, зрительное внимание, творческие способности.
Воспитательные. Воспитывать самостоятельность, внимательность, организованность, дружескую атмосферу, доброе отношение к животным.
Возрастная группа: средняя 4 - 5 лет.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно – эстетическое развитие.
Виды деятельности: игровой; коммуникативный; продуктивный.
Форма организации: фронтальная.
Формы работы: чтение стихотворения считалочки С. Михалкова «Котята», ТРИЗ игра «Мои друзья», дидактическая игра «Отвечай-ка», гимнастика для глаз «Солнышко», составление загадок, подвижная игра «Сугроб, каток, горка», пальчиковая гимнастика «Мебель», продуктивная деятельность «Мебель для котят».
Оборудование и материалы: демонстрационный материал – корзина с накрытой салфеткой, игрушки котята по содержанию стихотворения, символы к играм «Жадина». «Скажи ласково», «Один – много», схемы для составления загадок, варежки с солнышком для зрительной гимнастики, коврик для оборудования комнаты для котят. Раздаточный материал: конструктор ЛЕГО, набор картин по теме «игрушки» Предварительная работа: ТРИЗ игры: «Что бывает таким же», «На что похоже», составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу.
Дети заходят в группу.
Давайте поприветствуем всех. В круг ребята соберемся, вместе за руки возьмемся, Руки мы наверх подняли, вместе «Здравствуйте»- сказали. Здравствуйте, я рада вас сегодня видеть. В: А теперь ребята все внимание на меня, я сейчас вам прочитаю интересное стихотворение – считалочку С. Михалкова «Котята». Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать: Родились у нас котята, Их по счету ровно пять. Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз – котёнок самый белый,
Два – котёнок самый смелый,
Три – котенок самый умный,
А четыре – самый шумный,
Пять – похож на три и два –
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята –
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
В: Ребята, хотите посмотреть на котят? Я вам сейчас их покажу. Давайте, тихонько заглянем в корзину. (Воспитатель берет корзину, накрытую пушистым полотенцем).
В: Вот оно как. Они решили с нами в прятки поиграть.
Наши шустрые котятки
Разбежались цап – царапки
Мы котят искать пойдем
Обязательно найдем.
Тот, кто внимательно слушал, мне сейчас подскажет, первый котенок был какой? (Белый). Он любит все белое. Все, что увидит белого цвета, называет своим другом.
ТРИЗ игра «Мои друзья».
Я молоко. Мой цвет белый. Я друг котенка.
(Ребенок называет белый предмет и объясняет).
(Сахар, сметана, снег, заяц, медведь, снеговик, стена, листок, облако). И образуют круг.
В: Я слышу мяуканье, вот он наш белый котенок (показываю, заранее спрятанную мягкую игрушку-котенка). Он хочет посмотреть на своих друзей. Он посидит в корзине,ну а мы пойдем искать остальных котят.
В: Кто вспомнит, второй котенок был какой (Самый смелый).Смелый это значит - решительный. У него на все вопросы есть ответы. Подойдите к мольберту. (На мольберте в перевернутом виде карточки- символы игр «Жадина», «Скажи ласково», «Один много», на столе детям выложены, перевернутые, карточки с картинками игрушек).
Вот и мы с вами попробуем быть такими же смелыми, решительными. И поиграем в игру «Отвечай-ка». На любой вопрос мы знаем ответ. Каждый выберите себе по одной картинке.
В: (Один из детей выбирает карточку- символ игры). Ребята, в какую игру играем? А теперь, каждый, используя свою выбранную картинку в соответствии с правилами игры (например «Жадина», а мы их знаем, называет ответ.
(Затем, по кругу, каждый ребенок со своей картинкой согласовывает: моя пирамидка (»Жадина», одна пирамидка- много пирамидок («Один – много, пирамидочка («Скажи ласково»).
В: (Воспитатель достает игрушку –котенка) Смелому тоже хочет подружиться со смелыми детками. Мы его тоже вернем в корзину.
В: Ребята, мы знаем, что котята очень любят греться на солнышке. Сейчас и мы с вами поиграем с нашим солнышком. На моих варежках спрятались солнышки. Будьте внимательны. За солнышком следите только глазами. Голову не поворачиваем. Смотрите на то солнышко, которое вы видите.
( Воспитатель одевает черные варежки с желтым кругом посередине и выполняет разные упражнения руками: в стороны; одну руку с раскрытой ладонью к детям, другая ладонь закрыта- поочередно; аналогично в стороны).
В: А теперь, проходите, садитесь на стульчики. Третий котенок, самый умный. Сейчас и мы с вами будем учиться составлять загадки. А загадку мы составим про солнышко.
(В центре ставим картинку солнышка. Рядом схемы – вопросы: какие есть части? (части); где мы можем увидеть? (глаз); что умеет делать? (рука); какой по цвету (кляксы цветные).
В: Нам помогут схемы. Для начала, давайте вспомним, что обозначают эти схемы, о чем они спрашивают. Они нам знакомы, мы с ними работаем.
Вот объект, солнышко.
Какие части есть у солнышка? (Лучики). У чего еще есть лучики? (У звезды, у снежинки.). В окошке рядом рисую звезду. И проговариваю: есть лучики, но не звезда (и зачеркиваю звезду).
Где можно увидеть солнышко (На небе).А что еще есть на небе? (Облако, звезды). (Аналогично).
Каким цветом солнышко? (Желтым). Что бывает желтого цвета? (Цыпленок, лимон, банан (Аналогично).
Что умеет делать солнышко? (Светить, греть). А что еще, может светить? (Лампочка, фонарик (Аналогично).
В: Ребята, а чтобы получилась загадка, слово, которое загадываем, мы не должны называть. Картинку солнышка убираю и ставлю знак вопроса.
Послушайте загадку. Есть лучики, но не звезда,
На небе, но не облако,
Желтый, но не цыпленок,
Светит, но не лампочка.
Что это?
(Дети самостоятельно по схеме пробуют составить загадку).
В: Вот и наш Умный котенок заинтересовался загадкой (воспитатель показывает игрушку – котенка и кладет в корзину).
В: Четвертый котенок – самый шумный. Он очень любит играть. А на улице зима, вот и мы с вами поиграем в зимние забавы. Я думаю, он к нам присоединиться.
В: Становись в круг детвора Начинается игра
Кто у нас тут самый смелый
Быстрый, ловкий и умелый
Подвижная игра «Сугроб, каток, горка» (Звучит веселая музыка)
В: Вот и четвертый котенок, ему очень понравилась наша веселая игра (воспитатель показывает игрушку – котенка, и убирает в корзину к котятам).
В: А пятый котенок очень любит спать. Давайте обустроим для всех котят комнату с мебелью, чтобы всем котяткам было, где спать. Ведь они скоро все вырастут, а в корзине будет тесно.
Садитесь все на коврик. Мы сейчас с вами будем работать с конструктором ЛЕГО.
Для начала вспомним правила безопасности при работе с конструктором.
-Никогда не разъединяй детали, соединенные вместе, зубами!
-Не стучи деталями по столу, пластмасса может лопнуть.
-При обнаружении треснувшей или ломаной детали, отдать ее воспитателю.
В: Назовите мебель, которую вы знаете. (Ответы детей).
В: Мы сейчас, приготовим наши пальчики к работе с конструктором, проведем пальчиковую гимнастику.
Вот это стул-
На нем сидят. (Левый кулак прижать к основанию правой ладони)
Вот это стол-
За ним едят. (Левую руку сжать в кулак, на который сверху положить ладонь правой рукой)
Вот так кровать.
Чтобы лежать. (Ладони поставить друг напротив друга, кончики больших пальцев соединить под прямым углом).
В: Вы можете пользоваться схемами, если затрудняетесь строить по памяти.
( Дети работают с конструктором: собранную мебель несут на коврик, оборудуя комнату для котят).
(Воспитатель показывает детям последнего игрушку – котенка)
В:. Вот какая красивая комната у нас получилась! Котята будут очень рады!. Мы всех котят нашли, давайте посчитаем и вспомним как котят назвали. Правда, они очень забавные. -Вам понравилась игра в прятки. -Какого котенка мы нашли легко и быстро? - А что для вас было трудным? -Чему мы сегодня научились? - Ребята, можно ли с живым котёнком играть как с игрушкой? - Животных нужно беречь, любить и заботиться о них. Они на добро отвечают добром. В: Ребята, вы хотите узнать про котят еще больше?Я принесла для вас из библиотеки энциклопедию про кошек. Мы с вами узнаем, какие есть породы кошек, как за ними ухаживать, чем питаются и много- много интересного.