Татьяна Никитина
НОД по развитию речи на тему «Овощи и фрукты» для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи на тему : «Овощи и фрукты»
для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста
Аннотация: данная НОД направлена на расширение и активизацию словаря детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: осень, огород, сад, плоды, урожай.
Публикация «НОД по развитию речи на тему „Овощи и фрукты“ для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты. Конспекты логопедических занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Конспект составлен с учетом пяти образовательных областей, определенной федеральными государственными стандартами:
1. «Физическое развитие».
2. «Социальнокоммуникативное развитие».
3. «Познавательное развитие».
4. «Речевое развитие».
5. «Художественноэстетическое развитие».
Программное содержание.
Цель: Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности по данной теме.
Задачи:
Образовательные:
упражнять различать слова, обозначающие действие предмета;
учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета. Развивающие :
способствовать развитию связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, артикуляционной, координации речи с движением. Воспитательные:
прививать бережное отношение к природе.
Оборудование: цветные карандаши, картинки фруктов и овощей, карты схемы (алгоритм, муляжи овощей и фруктов, 2 корзины, мяч.
Словарная работа: баклажан, огород, плоды, вкусная, садовая, сладкая, фруктовая.
Методические приё мы: рассматривание иллюстраций; выразительное чтение; составление рассказов по картинке; чтение стихотворения С. Михалкова «Овощи», Бокова «Урожай»; рисование.
Предварительная работа:
1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Овощи», «Фрукты»;
2. Рассматривание репродукций картин – «Натюрморт с кабачками и корзиной» (А. Куприн) и «Картофель» (Ван Гог);
3. Чтение русских народных сказок «Вершки и корешки», «Пых», рассказа Н. Носова «Огурцы» и т. д. ;
4. Прослушивание аудиозаписи сказки «Чипполино»;
5. Разучивание пальчиковой гимнастики «Капуста»;
6. Разучивание стихотворения Е. Благининой «Приходите в огород»;
7. Дидактические игры – «В огороде у козы Лизы», «Повар и овощи», «Сбор урожая», «В осаду ли, в огороде» т. д. ;
8. Беседы с детьми на тему «Что такое огород и сад», «Зачем нам нужны овощи и фрукты?», рассматривание картинок овощи, фрукты.
9. Разучивание считалки
«Ай, дуду, ай, дуду
В огород сейчас пойду
Соберу я овощей
Для зеленых свежих щей
Где вы, овощи ау? Прячьтесь лучше, я иду!»
Части занятия и методические приемы.
I. Вводная часть - 3 минуты.
а) письмо от Чипполино и загадки о фруктах;
II. Основная часть - 20 минут.
а) дидактическая игра «Магазин овощей и фруктов», описание и сравнение овощей и фруктов»;
б) Физ. минутка: «В огород»;
в) дидактическая игра «Назови ласково»;
г) дидактическая игра «Один – много»;
д) дидактическая игра «Найди лишний»;
е) дидактическая игра: назовите фрукты, названия которых начинаются на звук [а];
ж) физ. минутка «В саду фруктовом» :
з) стихотворение Завальнюк, читает воспитатель;
и) вопросы воспитателя, дети отвечают;
к) дидактическая игра «Повар»;
л) игра «Дорисуй»
III. Заключительная часть - 2 минуты.
а) ответы детей на обобщающие вопросы воспитателя;
б) анализ занятия (о том какие знания показали дети).
Организация детей на непосредственно образовательной деятельности:
I. Вводная часть – стоят вокруг воспитателя: загадывание загадок;
II. Основная часть – возле группового центра «Магазин», проводится игра стоя: дидактическая игра «Магазин овощей и фруктов», описание и сравнение овощей и фруктов»; стоя на ковре: Физ. минутка: «В огород»;
садятся на стульчики на ковре: дидактическая игра «Назови ласково»; дидактическая игра «Один – много»; дидактическая игра «Найди лишний»;
дидактическая игра: назовите фрукты, названия которых начинаются на звук [а]; стоя на ковре: физ. минутка «В саду фруктовом»; садятся на стульчики на ковре: стихотворение Завальнюк, читает воспитатель; вопросы воспитателя, дети отвечают; дидактическая игра «Повар»; садятся за столы (где лежат листы с половинками нарисованных фруктов и овощей, карандаши) игра «Дорисуй»;
III. Заключительная часть – сидя на стульчиках, за столами.
Проведение НОД:
I. Вводная часть.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, Чипполино прислал нам письмо. Что же там в конверте?
Чипполино предлагает нам отгадать загадки. (На магнитной доске после каждой загадки появляется поочередно картинки яблоко, лимон, банан, груша).
- Висит на ветке колобок, Блестит его румяный бок. (Яблоко).
- Желтый цитрусовый плод в странах солнечных растёт. Но на вкус кислейший он, А зовут его. (Лимон).
- Знают этот фрукт детишки, Любят, есть его мартышки. Родом он из жарких стран в тропиках растет. (Банан).
- Этот фрукт на вкус хорош И на лампочку похож. (Груша).
Воспитатель. Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?
Дети. Фрукты.
I. Основная часть.
Воспитатель: Мы пришли в магазин, где продаются овощи и фрукты, вы их сможете купить, если опишите фрукт или овощ.
Чтобы вам легче было их описывать, будем использовать карты-схемы
(Схема описания и сравнения овощей и фруктов). Дети выбирают продавца, используя считалку:
Ай, дуду, ай, дуду
В огород сейчас пойду
Соберу я овощей
Для зеленых свежих щей
Где вы, овощи ау? Прячьтесь лучше, я иду!
Первым покупает воспитатель (дает образец описательного рассказа, потом дети, 45 человек.
Воспитатель: Дети, кто купил овощи подойдите к правой корзине, а кто купил фрукты к левой.
Проверить с детьми, правильно ли они положили.
Воспитатель: У нас на подносе остались овощи и фрукты, давайте их тоже разложим по корзинам. Дети называют овощи и фрукты, которые кладут в корзину.
Воспитатель: Молодцы. Дети, что мы складывали в правую корзину, а что в левую?
Ребята, а где растут овощи?
Дети. в огороде.
Воспитатель: Сейчас мыс вами отправимся в огород, поработаем там.
Физ. минутка: «В огород»
А сейчас ребята нам пора в огород, собирать урожай.
В огород мы пойдем,
Урожай соберем.
Мы морковку натаскаем,
И картошку накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, Очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке. (Дети идут по кругу друг за другом). (Имитация действий).
Воспитатель: А сейчас, ребята, в кругу и поиграем в игру «Назови ласково». Я буду вам бросать мяч и называть овощи или фрукты, а вы мне возвращаете мяч и говорите ласково:
огурец – огурчик
помидор – помидорчик
капуста – капустка
картошка – картошечка
горох – горошек
баклажан – баклажанчик
морковь - морковочка
тыква – тыковка
лук – лучок
свёкла – свёколка
чеснок – чесночок
Молодцы! Садитесь на места. А теперь меняю правила игры. Раздаю карточки с изображением овощей и фруктов. (Воспитатель показывает изображение одного овоща или фрукта. У ребенка карточка с теми же овощами или фруктами во множественном числе). Воспитатель: один мандарин одно яблоко один гранат один ананас одна груша Дети: много мандарин много яблок много гранат много ананасов много груш.
Воспитатель: Следующая игра «Найди лишний», вам надо назвать, что лишнее и объяснить почему:
Яблоко, малина, груша, слива. (малина лишняя, она не фрукт, а ягода)
Гранат, апельсин, масленок, банан. (масленок не фрукт)
Мандарин, персик, айва, репа. (репа не фрукт, а овощ)
Слива, перец, помидор, огурец. (слива – ягода, не овощ).
Воспитатель: Ребята, назовите фрукты, названия которых начинаются на звук [а].
Дети. апельсин, айва, ананас.
Молодцы!
Физ. минутка «В саду фруктовом» :
В саду фруктовом яблоня (машут руками над головой)
Посажена была. («сажают» яблоню)
Она цветами белыми (руки подняты вверх, ладони изображают бутон)
Весною расцвела. («цветок» распускается)
Следил наш старый дедушка, (изображают дедушку)
Известный садовод,
Чтоб наливала яблоня (машут руками над головой)
Румяный сладкий плод. (пощипывают щеки)
Воспитатель: - Где растут овощи и фрукты?
Дети: - Фрукты растут в саду. Овощи растут в огороде.
Воспитатель: - Чем занимаются люди в садах и огородах осенью?
Дети: - Собирают урожай.
Воспитатель: - Послушайте стихотворение.
Солнце, солнце веселей,
Посвети еще, погрей!
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях,
Не мешай пшеницу жать,
Не мешай ты нам копать
Свеклу, редьку и картошку,
И, конечно же, морковку!
Чтоб, когда придет зима,
Были полны закрома. (Завальнюк)
Воспитатель: - Как вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят овощи и фрукты?
Дети: - люди употребляют в пищу овощи и фрукты.
Воспитатель: - А как вы думаете, овощи и фрукты полезны для здоровья? Дети: - Да. В овощах и фруктах содержатся витамины.
Игра «Повар». А теперь вы превратитесь о воображаемых поваров и будете готовить из овощей.
Воспитатель: - Что можно приготовить из картофеля?
Дети: - картофельное пюре, запеканка, котлеты, начинку для пирожков, дранники, вареники.
Воспитатель: - А еще можно картошку запечь на костре, приготовить клецки, добавить в супы и салаты, испечь оладьи. Ведь не зря картошку называют вторым хлебом. В картофеле есть витамины и микроэлементы, например, калий, который помогает нормальной работе сердца.
А еще у картофеля есть опасный враг – короладский жук. Личинки жуков объедают листья, растение начинает болеть и плохо растет. Чтобы этого не произошло жуков и личинок надо уничтожать.
Воспитатель:- Что можно приготовить из капусты?
Дети: - щи, тушенная капуста, салат из капусты, квашенная капуста, пирожки из капусты.
Воспитатель: - Хорошо, а еще из капусты можно приготовить голубцы, шницель, вареники. А вы знаете, капусту на Руси любили с давних времен и заготовляли в больших количествах. Сложили даже поговорки: «Для чего и огород городить, коль капусту не садить».
Ребята! А вы знаете любимое блюдо Карлсона? Это варенье.
- А из чего варят варенье?
Дети: - варенье варят из ягод, фруктов.
Воспитатель: - Давайте приготовим варенье из фруктов.
Варенье из яблок – яблочное варенье
Из слив – сливовое варенье
Из персиков – персиковое варенье
Из абрикосов– абрикосовое варенье
Из вишни – вишневое варенье
Из груш - грушевое варенье
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что варенье варят и из кабачков, получается очень вкусное кабачковое варенье.
Игра «Дорисуй фрукт»
Воспитатель. Дорисуйте фрукт и определите, что за фрукт вы изобразили. (На листе бумаги пол яблока, пол груши, детям рекомендуется дорисовать, раскрасить, определить).
Воспитатель: Молодцы, вы сегодня многое узнали, многому научились.
III. Заключительная часть.
Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.
Воспитатель:- От кого получили мы сегодня письмо?
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали?
- Что интересного мы узнали?
- Нарисованных вами друзей Чипполино, я отправлю ему по почте.
- Мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!