Екатерина Кузнецова
НОД по развитию речи и ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой «Пришла весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пришла весна»
Возраст детей : 2 младшая группа (3-4 года)
Цель: Формирование умения связно последовательно пересказывать текст.
Задачи: Обеспечить целостное и эмоциональное восприятие произведения с природоведческим содержанием. Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя небольшими предложениями. Активизировать детей на образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Способствовать развитию зрительной и слуховой памяти, мышления, связной речи. Содействовать воспитанию любви к природе, умения слушать собеседника.
Публикация «НОД по развитию речи и ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой „Пришла весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Методические приемы: Чтение произведения, беседа, пересказ, игра с мячом «Назови ласково», пальчиковая игра, рассматривание иллюстрации, чтение стихотворения, сюрпризный момент, подарки детям.
Оборудование: Картинка по Саврасову А. К. «Весна», мяч, игрушка – белка, подарочный пакет, кусочек дощечки, емкость с водой, емкость пустая, подарки -деревянные лодочки (по количеству детей, портрет писателя Л. Н. Толстого.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по теме «Весна». Чтение рассказа Н. Сладкова «Медведь и солнце», беседы о весне, наблюдения в природе.
Ход:
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
на полях видны.
Видно, очень теплые
ноги у весны. (И. Токмакова)
Воспитатель. Про какое время года в нём говорится?
Дети (про весну).
Воспитатель (незаметно стучит за ширмой) :
- Ой, ребята, по-моему, кто – то к нам в гости пришел, (заглядывает за ширму).
Я вам загадаю загадку, угадайте, кто это? :
Сидит на ветке, а не птица.
Есть рыжий хвост, а не лисица.
Дети (белка).
Воспитатель. Правильно, это белка. (Показывает белочку из-за ширмы).
Кажется, белочка что-то хочет мне сказать (подношу белочку к уху).
Белочка мне говорит, что она принесла вам подарок в красивом пакете
(показываю детям подарочный пакет).
Давайте посмотрим, что в нем лежит?
(достаю картинку «Весна»)
Ребята, скажите, какое время года изображено на картинке?
Дети (Весна).
Воспитатель. Как вы догадались?
Ответы детей.
Воспитатель. Дети присаживайтесь на стульчики. Ребята, я вам прочитаю небольшой рассказ «Пришла весна». Написал его Лев Николаевич Толстой. (Воспитатель показывает портрет писателя) Лев Николаевич – это русский писатель. Он жил и творил больше 100 лет назад. Но до сих пор его книги читают взрослые и дети.
«Пришла весна».
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, ничего впереди себя не видели и в лужу упали…
Словарная работа.
Воспитатель. Ребята, выражение «Пришла весна» как можно сказать по-другому?
Дети (Наступила весна).
Воспитатель. А вы знаете, что такое дощечки?
Дети (Это кусочки дерева, это полоски дерева).
Воспитатель. Правильно. Это кусочек дерева, из которого можно сделать любую форму, например, вот такую. (Демонстрация.)
Воспитатель «демонстрирую» детям глаголы «потекла» и «пустили».
Беру небольшую емкость под наклоном и в нее вливаю воду. В это время комментирую, что вода потекла. Беру лодочку, сделанную своими руками, и опускаю в воду. В это время говорю, что вот так дети пускали лодочки. Дети подойдите ко мне и подуйте на лодочку. Посмотрите, как лодочка передвигается. Присаживайтесь на стульчики.
Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.
Дети отвечают полным предложением на вопросы.
Вопросы воспитателя: Ответы детей :
- Какое время года наступило? (Наступила весна).
- Что сделали дети? (Дети сделали лодочки).
- Из чего они сделали лодочку? (Лодочку сделали из дощечек).
- Куда они пустили лодочку? (Лодочку пустили по воде).
- Лодочка плыла или стояла на воде? (Лодочка плыла).
- Что делали дети? (Дети бежали).
- Чем закончился рассказ? (Дети упали в лужу).
Игра с мячом «Назови ласково».
Цель: Совершенствование умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Воспитатель. Ребята, давайте мы с вами поиграем с мячом в игру: «Назови ласково».
Становитесь в круг.
Лексический материал:
доска - дощечки,
лодка – лодочки,
вода – водичка,
лужа – лужица,
ручей ручеёк,
сосулька –сосулечка,
капля – капелька.
Воспитатель. Дети, садитесь на свои места. Молодцы, ребята, правильно называли слова, давайте поиграем в пальчиковую игру «Ладошки».
Пальчиковая игра:
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Пальчик к пальчику поставлю
И в замочек их сложу,
Раз – два, раз – два
Вот и кончилась игра.
Наступила тишина.
Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухо-речевой памяти.
Воспитатель. Ребята, я вам сейчас еще раз прочитаю рассказ.
Дети, расскажите про то, как наступила весна и наша гостья (показать на белочку) тоже хочет вас послушать.
Пересказ рассказа всеми детьми по цепочке и индивидуально.
Итог.
Воспитатель. С каким произведением вы сегодня познакомились?
Дети. (С произведением «Пришла весна»).
Воспитатель. А кто его написал?
Дети. (Его написал Лев Николаевич Толстой).
Воспитатель. О каком времени года говорится в рассказе?
Дети (о весне).
Воспитатель. Дети, мне очень понравилось как вы работали, отвечали на вопросы, и белочке понравилось как вы пересказывали рассказ, молодцы! Белочка приготовила вам сюрприз.
Воспитатель показывает детям лодочки, сделанные из дерева, и предлагает их пустить по воде.