Анна Богданова
Конспект НОД по развитию речи и чтению художественной литературы «Учимся сочинять»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи и
чтению художественной литературы
«Учимся сочинять» в подготовительной группе
Воспитатель: Богданова А. Н.
Цель: вызвать у детей интерес к чтению книг, к сочинительству.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи и чтению художественной литературы „Учимся сочинять“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Задачи: продолжать учить детей последовательно передавать содержание известного произведения, сочинять рассказы по картинкам, рифмовать слова, учить придумывать небольшие авторские сказки, вызвать интерес к чтению книг, формировать умение чётко и ясно выражать свои мысли, развивать воображение, творческие способности, воспитывать внимательность, любознательность.
Ход НОД.
Воспитатель. Ребята, скажите, где живут книги?
Дети. Книги живут в библиотеке.
Воспитатель. Правильно. Мы с вами были на экскурсии в городской библиотеке и видели, как много там книг. У нас в группе есть своя библиотека и даже есть своё книгохранилище. Давайте подойдём к нему и посмотрим, какие книги есть у нас.
Дети. Есть разные книги: сказки, сборники стихов, рассказов, энциклопедии.
Воспитатель. А что вы любите читать больше всего?
Дети. Сказки
Воспитатель. И наверно знаете много сказок?
Дети. Да
Воспитатель. Что ж, давайте проверим ваши знания. Я буду читать отрывки из известных сказок, а вы отгадаете их названия, а может быть даже вспомните автора и назовёте героев.
Блестящая лакированная скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькою, голубые фиалки — матрацем, а лепесток розы — одеяльцем; в эту колыбельку ее укладывали на ночь, а днем она играла на столе. (Дюймовочка) Ханс Христиан Андерсен
Жил да был старик, и было у него три сына — два умных, а третий, Емеля, — дурак.
Два старших брата работают, а Емеля весь день на печке лежит да баклуши бьёт. Уехали раз братья на базар, а невестки давай Емелю просить:
— Емеля, сходи за водой.
А он им с печки:
— Неохота.
— Сходи, Емеля, а не то братья воротятся, осерчают.
— Ну, да ладно, так и быть, схожу за водой.
Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял вёдра да топор и пошёл на речку.
(По щучьему велению)
Пустил стрелу старший брат — упала она на боярский двор, прямо против девичьего терема.
Пустил средний брат — полетела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на том крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая.
Пустил младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила ее лягуша-квакуша.
(Царевна – лягушка)
Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка.
Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше:
— Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезём.
Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном и побежала на улицу, к подружкам. (Гуси – лебеди)
Воспитатель. Молодцы, ребята, много сказок знаете. А давайте попробуем сами сочинить небольшую сказку. Помогут нам это сделать картинки, которые вы видите на мольберте. Ребята, как обычно начинаются сказки. Итак, начинаем.
Жила – была (бабушка). У неё (во дворе) жили (домашние) животные и (птицы). Жили они дружно. Каждый занимался своим делом. Кто-то ловил мышей (кошка, кто –то сторожил дом (собака, кто – то (коза, корова) давали молоко, кто – то (овечка) давал шерсть. Из шерсти бабушка вязала (варежки, носки, шапки). Утром кто – то (петух) встречал солнце, а кто-то
(курица) несла яйца. Все жили весело у бабушки на дворе.
А теперь, ребята, кто – то из вас пусть попробует рассказать сказку, которая у нас получилась. Помогут в этом картинки. (Дети рассказывают сказку по картинкам).
Воспитатель. Конечно, ребята, сочинить свою сказку не так просто. Их ведь много придумано. Давайте вспомним сказку Сутеева «Цыплёнок и утёнок». О чём она?
А теперь давайте придумаем своих героев и сочиним сказку про них. Кто может жить во дворе и дружить? (Щенок и котёнок) Что они могут делать вместе? А что может делать щенок, а котёнок нет. А что может делать котёнок, а щенок не может.
А теперь расскажите эту сказку, которую мы назовём «Котёнок и щенок»
Физминутка.
Давайте ещё вспомним некоторые сказки и стихотворения, которые мы с вами читали:
«Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут —
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!»
«Мойдодыр» Корней Чуковский
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».
«Федорино горе» Корней Чуковский
Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!’
«Муха -Цокотуха» Корней Чуковский
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки —
Оказалось, это брюки.
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
(«Вот какой рассеянный» Самуил Яковлевич Маршак)
Воспитатель. Ребята, эти сказки и стихи, которые мы вспомнили, легко запоминаются? Почему? Они написаны в рифму. Что такое рифма? Это когда последние слова в строчке звучат похоже, складно, легко запоминаются. Давайте попробуем подобрать рифмы к словам, которые я вам назову.
Дом –сом
Кость – гвоздь
Мак – рак
Ветка – клетка
Каска – маска
Это оказалось непросто.
Наверно легче будет подобрать рифмы с помощью картинок.
Подойдите к столу и возьмите каждый по картинке. А теперь найдите себе пару, чтобы получилась рифма. Станьте парами. Назовите свои рифмы. Ну а сейчас сложное задание. Давайте попробуем сочинить рифмованные строки, как настоящие поэты.
(Дети сочиняют и каждый говорит свою строчку)
Вот мы с вами и побыли писателями и поэтами. Поняли, как непросто сочинять стихи и сказки. Нужно много читать и знать, чтобы сочинять интересные сказки.
А как называются люди, которые издают книги?
Издатели. Для того чтобы книга дольше служила людям, с ней нужно бережно обращаться.
Посмотрите, какую книгу я нашла у нас в группе. Кто – то неаккуратно её читал. У нас в группе есть «Книжкина больница» и мы её обязательно подклеим.
Воспитатель. Ребята, а вы когда-нибудь слышали, о чём говорят книги? Наши девочки подслушали разговор двух книг, и сейчас нам его расскажут. Давайте послушаем.
Инсценировка «Две книжки»
Сценка «Две книжки» М. Ильина.
Воспитатель - Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой:
1-ая книга –Скажи мне, как твои делишки?
2-ая книга – Ох, милая, мне стыдно говорить:
Ребята не читают, обложки вырывают.
Да что обложки! Вырывают ведь листы,
И делают из них кораблики, плоты,
И голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей, тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
1-ая книга – Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу,
О них и говорить-то не прилично…
Давайте в заключение с вами поиграем в игру «Можно и нельзя». Я буду читать вам стихотворение, вы внимательно слушаете и хлопаете в ладоши и говорите: «ДА» если это можно делать, топаете ногой, говорите: «Нет», если вы считаете, что так нельзя поступать.
Книга-самый лучший друг,
Это знают все вокруг.
Книгу можно прочитать,
Руками грязными листать.
Если нравится картинка-
Рви её из серединки.
Книгу бережно держи,
В неё закладку положи.
Книгу в воду не бросай,
Береги и уважай!