Юнна Кривошеева
НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Зимний гость»
▼ Скачать + Заказать документы
Филиал АН ДОО "Алмазик" детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по речевому развитию детей" №51 "Улыбка".
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по развитию речи (грамота) в старшей группе.
Тема: "Зимний гость"
Воспитатель: Кривошеева Ю. И.
п. Айхал
2016 г.
Цель: Повышать культуру речи детей. Развивать фонематическое
восприятие.
Задачи:
Публикация «НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе „Зимний гость“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Образовательная: Уточнить и закрепить правильное произношение звуков
"с", "с*". Дифференцировать понятия "гласный", "соглас
ный" звук. Учить выполнять звуковой анализ слова "сани"
Развивающая: Развивать дикцию, артикуляционный аппарат. Развивать
память, мышление, внимание. Развивать умение подбирать
слова со звуками "с", "с*" на заданную тему.
Воспитывающая: Воспитывать умение слышать друг друга. Воспитывать
культуру речи.
Методические приемы:
Словесные: вопросы, дополнение, объяснение, оценка ответов,
художественное слово.
Игровые: создание игровой ситуации (игрушка снеговичок, сюрпризный
момент с корзинкой).
Практические: дидактические игры "Собери слово", "Подари зимнее слово".
Предварительная работа:
отработка правильного произношения звуков "с", "с ", подбор слов с этими звуками, составление предложений на тему "Зима", составление рассказа по картине "Зимние забавы", разучена физкультминутка "На горе".
Оборудование:
аудиозапись метели, картинка - схема звукового анализа слова "сани", фишки красного, зеленого, синего цвета, картинка "Зимние забавы", корзина со снежинками, волшебный мешочек, игрушка снеговичок, конверт с письмом, игрушечные санки, красные, синие, зеленые колпачки, эмблемы команд "Зайки", "Белки", "Лисички; раздаточный материал: картинка - схема звукового анализа слова "сани", фишки красного, зеленого, синего цвета, картинки - раскраски.
Использованная литература:
1. И. С. Лопухина "Логопедия". Изд. "Корона - Век", С-П. 2008 г.
2. И. Н. Шевченко "Конспекты занятий по развитию фонетико - фонематичес
кой стороны речи у дошкольников". Изд. "Детство - Пресс", С-П. ,2010 г.
3. Н. С. Варенцова "Обучение дошкольников грамоте". Изд. "Мозаика -
синтез", М. 2012 г.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
(Дети заходят в группу и рассаживаются на стулья. Гаснет свет и звучат звуки метели.)
Воспитатель: Ой, как страшно воет ветер! Я даже зажмурилась от страха! А
вам страшно?
Дети: Нет! Мы не испугались!
Мы не боимся!
Воспитатель: Какие вы смелые и бесстрашные!
(С появлением света метель стихает. Появляется игрушка снеговичок.)
Воспитатель: Посмотрите, кого нам принесла метель!
Дети: Метель принесла Снеговичка.
К нам прилетел Снеговик.
Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся!
Дети: Здравствуй, Снеговичок!
Снеговичок: Здравствуйте!
Воспитатель: А что это у тебя, Снеговичок?
Снеговичок : Это письмо. Только я читать не умею и не знаю, что там
написано.
Воспитатель: Ребята, поможем Снеговичку?
Дети: Да! Поможем!
Воспитатель (читает письмо) : "Дорогой Снеговик, поторопись! Новый год
близко. Жду тебя в своей резиденции. Дед
Мороз. "
Снеговичок: Спасибо! Как хорошо уметь читать. Вот бы и мне научиться!
Воспитатель: А мы как раз будем изучать звуки речи. Присоединяйся к нам!
2. Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: Сядьте прямо, с ровной спинкой, положите руки свободно на
колени. Поиграем с язычком. А ты, Снеговичок, смотри на
ребят и делай, как они.
Распластай язык пошире,
Кончик - к нижним зубкам ближе.
По середине языка
Струйку воздуха пускай.
Улыбнись и посвисти,
ссс, ссс, ссс - произнеси!
А теперь, пустим тоненькую - тоненькую струйку:
с*с*с*, с*с*с*, с*с*с*.
Воспитатель: Молодцы! Звуки произнесли правильно и четко. Порадовали
меня и Снеговичка. Посмотрите, как он радуется! Вот улыбка
до ушей, хоть завязочки пришей!
3. Дидактическая игра с дифференцированным подходом.
(Дидактическая игра "Поймай звук!")
Воспитатель: Поиграл наш язычок, а теперь поиграют ушки! Разделимся на
три команды: "Зайки", "Белочки", "Лисички", и посмотрим, чья
команда наловит больше звуков с, с*? А ловить вы звуки
будете хлопком, вот так: (воспитатель делает один хлопок).
(Игра проводится стоя.)
Воспитатель: Встали в кружок, приготовили руки и ушки. Посмотрим, чья
команда самая внимательная!
(Играют "слабые" дети.)
Воспитатель: Это задание команде "Заек" : в, с, з, с*, м, с*, л, с, н, с*, ж, щ, с.
Воспитатель: Какие хорошие ушки! Как много звуков наловили! Молодцы!
(Играют "средние" дети.)
Воспитатель: Задание команде "Белочек" : со, на, су, ли, се, мы, ка, сэ, ру, ша,
би, си, сы, зе, са.
Воспитатель: Ай, да молодцы! Чуткие ушки и у команды "Белочек"!
(Дидактическая игра "Закончи слово!".)
Воспитатель: Задание команде "Лисичек" будет немножко отличаться.
Я начну произносить слово, а вы закончите его звуком с или с.
Ли., утконо., гу., ло., альбатро., ры.
Воспитатель: У наших детей, Снеговичок, замечательные ушки! Сколько
звуков наловили!
4. Дифференциация гласных, согласных (твердые, мягкие) звуков.
Воспитатель: Ребята, назовите, какие звуки ловили?
Дети: С.
С*.
Воспитатель: Эти звуки гласные или согласные? Почему вы так думаете?
Дети: Согласные. Воздух встречает препятствие.
Согласные. Нет голоса, шум.
Согласные. Мы свистим.
Воспитатель: А какими бывают согласные звуки?
Дети: Они бывают твердыми и мягкими.
Воспитатель: Определите и назовите, какой из звуков с, с* мягкий, а какой
твердый?
Дети: Звук с* - мягкий.
Звук с - твердый.
Воспитатель: Какие вы молодцы! А назовите гласные звуки.
Дети: А.
О.
И.
У.
Ы.
Э.
Воспитатель: Чем они отличаются от согласных?
Дети: Они поются.
Их можно долго тянуть.
Мы их образуем голосом.
При выдохе воздуха нет препятствий.
Воспитатель: Совершено верно! Гласные звуки образуются голосом, и когда
мы их произносим - воздух проходит свободно. Согласные же
звуки образуются и голосом, и шумом, а при выдохе воздух
встречает препятствия в виде зубов и языка.
Наш Снеговичок удивляется: как много вы уже знаете и умеете!
5. Составление предложений по картине "Зимние забавы".
Снеговичок: Я ребята, Снеговик.
К снегу, холоду привык.
Вы слепили меня ловко:
Вместо носа - тут морковка.
Уголечки вместо глаз,
Шляпой служит старый таз.
Дали в руки мне метелку -
Только в этом мало толку!
Мне, признаться надоело
Одному стоять без дела.
Снеговик я непростой,
Любопытный, озорной.
Знать хочу я, чем ребята
Занимаются зимой?
(На доске вывешивается картина "Зимние забавы".)
Воспитатель: Ответьте на вопрос Снеговичка, одним предложением.
Дети: Мальчики играют в хоккей.
Дети лепят снеговика.
Малыши катаются на санках.
Девочки катаются на коньках.
Мальчики и девочки катаются на лыжах.
Дети играют в снежки.
Воспитатель (обращается к Снеговичку) : Вот, чем занимаются дети зимой.
6. Физкультминутка "На горе".
Воспитатель: Поиграй с нами, Снеговичок!
(Игра проводится 2 - 3 раза.)
Воспитатель и дети: Мы сегодня на горе,
Ну, а горка во дворе,
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто подальше,
Кто поближе,
В горку мчимся мы бегом,
Ну, а с горки - кувырком!
7. Звуковой анализ слова "сани".
(На полу стоят игрушечные санки с леской.)
Снеговичок: А у меня тоже есть санки!
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые санки у Снеговичка!
Снеговичок: Мои сани едут сами,
Без мотора, без коня,
То и дело мои сани
Убегают от меня!
(За леску санки вытягиваются из группы помощником воспитателя.)
Снеговичок: Ой! Опять убежали! Как же я доберусь до резиденции деда
Мороза?
Воспитатель: Не расстраивайся, Снеговичок! Мы поможем тебе!
Подойдите, дети, к столам.
Соберем слово "сани" и отправим Снеговичка к деду Морозу!
(На доске вывешивается картинка - схема слова "сани". На столах у детей такая же схема и фишки.)
Воспитатель: Делим слово "сани" на слоги.
Дети шепотом: Са - ни.
Воспитатель: Сколько слогов?
Дети: Два слога
.
Воспитатель: Почему вы так считаете?
Дети: В слове "сани" два гласных звука: а, и.
Сколько гласных - столько и слогов.
Воспитатель: Назовите первый слог.
Дети: Первый слог - "са".
.
Воспитатель: Второй?
Дети: Второй слог - "ни".
.
Воспитатель: Выделяем первый звук.
Дети: С-с-сани.
Воспитатель: Произнесите первый звук.
Дети: С.
.
Воспитатель: Это какой звук: гласный или согласный? Почему?
Дети: Согласный. Воздух встречает препятствие.
Согласный. Мы свистим.
Воспитатель: Определите твердость - мягкость согласного.
Дети: Звук "с" - твердый.
.
Воспитатель: Каким цветом обозначим?
Дети: Синим.
.
Воспитатель: Хором дадим характеристику первому звуку.
Воспитатель и дети хором: Первый звук "с" - твердый согласный.
Воспитатель: Выделяем второй звук.
Дети: Са-а-ани.
Воспитатель: Назовите второй звук.
Дети: Второй звук - "а".
.
Воспитатель: Дайте характеристику звуку "а".
Дети: Звук "а" - гласный.
Нет препятствий, он гласный.
Воспитатель: Какой цвета выбрали фишку?
Дети: Красного.
.
Воспитатель: Назовите по порядку звуки.
(Воспитатель показывает на звуки на схеме слова, дети хором проговаривают их.)
Дети: С, а.
Воспитатель: Послушайте, как выделит третий звук N.
Ребенок N : Сан-н-ни.
Воспитатель: Назовите третий звук.
Дети: Н*.
.
Воспитатель: Дайте характеристику звуку "н*".
Дети: Звук "н*" - согласный.
Звук "н*" - мягкий согласный.
Воспитатель: Каким цветом обозначили?
Дети: Зеленым.
.
Воспитатель: Хором дадим характеристику третьему звуку.
Воспитатель и дети хором: Третий звук "н*" - мягкий согласный.
Воспитатель: Самостоятельно выделяем четвертый звук, даем характеристи
ку, выкладываем фишку.
(Дети работают самостоятельно.)
Воспитатель: Проверяем. Назовите четвертый звук.
Дети: Четвертый звук - "и".
.
Воспитатель: Какую выбрали фишку и почему?
Дети: Выбрал красную фишку. Звук "и" - гласный.
.
Воспитатель: Назовем хором все звуки в слове "сани".
(Воспитатель показывает на звуки на схеме слова, дети хором проговаривают.)
Дети: С, а, н, и.
Воспитатель: Сколько слогов в слове "сани"?
Дети: Два слога.
Воспитатель: Назовите слоги.
Дети: Первый слог "са".
Второй слог "ни".
Воспитатель: Назовите гласные звуки и посчитайте их.
Дети: А.
И.
Два звука.
Воспитатель: Назовите согласные и посчитайте их.
Дети: С.
Н*.
Два согласных звука.
Воспитатель: А почему мы их обозначили разным цветом?
Дети: С - твердый согласный, поэтому обозначили синим цветом.
Н* - мягкий согласный, поэтому обозначили зеленым цветом.
Воспитатель: Молодцы!
Посмотри, Снеговичок, мы собрали тебе сани.
Снеговичок: Теперь я смогу поехать к деду Морозу! Большое спасибо!
8. Дидактическая игра "Живые звуки".
Снеговичок: Хочу еще раз посмотреть, как дети соберут это чудесное слово
"сани"!
Воспитатель: Кому скажу на ушко звук из слова "сани", выходит, выбирает
соответствующий звуку цветной колпачок, надевает его и
занимает свое место в "слове". Как только все дети - "звуки"
встанут, громко, четко, по порядку каждый называет свой звук.
(Игра проводится 2 - 3 раза.)
Снеговичок: Как быстро у вас получается! Какие вы молодцы! Теперь я тоже
знаю, какие бывают звуки речи, и расскажу о них деду Морозу.
9. Подбор слов со звуками с, с* на тему "Зима".
Снеговичок: Дорогие ребята, мне у вас очень понравилось! Но, к сожалению,
нам пора прощаться!
Воспитатель: Чтобы ты нас не забывал, Снеговичок, мы с ребятами подарим
тебе волшебный мешочек с "зимними" словами.
(Дидактическая игра "Волшебный мешочек".)
Воспитатель: Если вы хотите, подарить Снеговичку "зимнее" слово, в
котором есть звуки "с", "с*", берите снежинку, громко
проговаривая свое слово, кладите ее в мешочек.
(Дети достают из корзины снежинки, по очереди называют свои слова, и если слово подобрано правильно, кладут снежинку в мешочек.)
Дети: Снег.
Снеговик.
Санки.
Сугроб.
Мороз (с).
.
Воспитатель: Посмотри, Снеговичок, мы собрали полный мешочек "зимних"
слов!
Снеговичок: Спасибо за подарок! Я вам тоже приготовил маленький сюрприз
(Снеговичок раздает детям зимние картинки для разукрашивания.)
Снеговичок: Будете разукрашивать, меня вспоминать! До свидания, ребята!
Дети: Спасибо! До свидания!
10. Итог занятия.
Воспитатель: Мы сегодня много играли со звуками "с", "с*". А что вы про
них сможете рассказать друзьям или родителям?
Дети: Звуки "с", "с*" - согласные.
Звук "с" - твердый.
Звук "с*" - мягкий звук.
Воспитатель: О какой сегодняшней игре вы расскажите дома?
Дети: Я расскажу, как ловил звуки.
Я расскажу, как составлял слово "сани".
Мне понравилась физкультминутка. Я расскажу о ней.
Я расскажу, какое зимнее слово подарил Снеговичку.
.
Воспитатель: Вижу, что сегодня играть со словами и звуками вам
понравилось. И за помощь Снеговичку - большое спасибо!