Наталья Беляева
«Дикие животные». НОД по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи «Дикие животные»
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Расширять и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные».
2. Познакомить с новой профессией - егерь.
3. Формировать навыки образования притяжательных прилагательных,
имен существительных в Р. п. и Т. п., имен существительных с
помощью суффиксов -онк, -ёнк, согласовывать имена
Публикация «„Дикие животные“, НОД по развитию речи» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
существительные с числительными в роде и числе.
4. Закреплять умение составлять предложения с предлогом «в».
Коррекционно - воспитательные задачи:
1. Воспитывать уважение детей к окружающему миру и друг к другу.
2. Прививать любовь к природе и животным.
Коррекционно - развивающие задачи :
1. Развивать речь детей, умение слушать и слышать.
2. Развивать память, внимание, логическое мышление.
3. Совершенствовать умение координировать речь с движениями, работу
мелкой моторики рук.
Атрибуты: картинки «Дикие животные» и их детенышами, «Жилища животных», «Кто чем питается», «Чьи следы?», «Цифры», кормушки, сено, зерно, конверт, 2 письма, иллюстрации к сказкам, к упр. «Дорисуй», ели, спортивное оборудование (2 веревки, кочки, мост, 2 модуля из большого конструктора, фломастеры.
Словарная работа:
• дикие животные - заяц, волк, лиса, лось, медведь, еж, кабан, белка;
• обобщающие слова - дикие животные;
• жилье - дупло, нора, берлога, логово;
• пища животных;
• детеныши - зайчата, волчата, лисята, лосенок, медвежата, ежата,
кабанята, бельчата;
• числительные - один, два, три, четыре, пять, шесть, семь;
• притяжательные прилагательные - заячьи, волчьи, лисьи, лосиные,
медвежьи, ежовые, кабаньи, беличьи;
• предлог «в».
Ход ЗАНЯТИЯ
Ребята, сегодня утром я шла в детский сад и в почтовом ящике обнаружила конверт. Хотите узнать, что в нем?
ПИСЬМО
«Здравствуйте, ребята!
Пишет Вам письмо егерь дедушка Егор. В этом году выдалась холодная, снежная зима. В лесу у меня много работы. Я веду учет животных, подкармливаю их, слежу за их передвижением. Одному мне не справиться. Поэтому я прошу у Вас помощи! С уважением дедушка Егор».
- Ну что, ребята, поможем дедушке Егору? А вот каким животным будем
помогать - узнаете, угадав их силуэты.
Д/игра «Узнай животное по силуэту»
- Посмотрите на силуэты животных и назовите их.
Кто это? (заяц, волк, лиса, лось, медведь, еж, кабан, белка)
- Какие это животные? (дикие животные).
- Почему их так называют? (сами добывают пищу, строят себе жилище).
Дикие животные С человеком не живут. Постоянной помощи От него не ждут. А живут они в лесах. Сами пищу добывают, Строят прочное жилище, Место сбора сами ищут.
- Но прежде чем отправиться в лес, давайте с вами вспомним правила
поведения (вести себя тихо и никому в лесу не мешать).
- В добрый путь!
По тропинке мы пойдем,
В сугроб глубокий не упадем
Между кочек мы пройдем И к мосточку подойдем.
Через речку перейдем
- Вот и лесная полянка.
Давайте, ребята, немного отдохнем.
Артикуляционная гимнастика «В лесу»
Педагог начинает рассказ:
- Побываем мы в лесу, Повстречаем там лису,
У лисы мордочка острая, длинная. В от такая.
(Педагог показывает упражнение «Лиса», а дети его повторяют под счет. Вытянуть губы трубочкой и подержать их ы таком положении несколько секунд).
- Видели за елкой Пробегали волки. Зарычал волчище. Показал зубище.
(Педагог демонстрирует голосовые упражнения «Волк рычит», а дети его повторяют. Длительно произносить звук [ы]. Для этого рот открывать, зубы оскалить. При выполнении упражнения напрячься, руки сжаты в кулаки).
- А потом зубами щелк, Чтобы знали кто здесь волк.
(Педагог показывает артикуляционное упражнение «Волк», а дети его повторяют под счет. Наморщить нос, сделать оскал, обнажив 2 ряда зубов, а затем пощелкать зубами).
- Под сосной дремал медведь Как проснулся стал реветь.
(Педагог демонстрирует голосовые упражнения «Медведь ревет», а дети его повторяют. Длительно произносить звук [э], при этом рот открыть, губы слегка выдвинуты вперед).
- Услыхал тот рев зайчишка
И помчался прочь вприпрыжку! Через чащу проскакал Сел под кустиком, устал. Рева больше он не слышит, Но дрожит и еле дышит.
Дыхательное упражнение «Зайчишка-трусишка».
(Сделать глубокий вдох носом и медленный выдох через рот. Ладони положить на живот и следить за его движением —увеличиваем в объеме при вдохе, уменьшаем при выдохе).
- Ой, ребята, смотрите на полянке следы (дети рассматривают их, сравнивают).
Д/игра «Чьи следы?»
- Возьмите изображение следа и соотнесите с животным, которому он принадлежит.
У лисы (чей след) - лисий,
У зайца - заячий,
У волка - волчий,
У лося - лосиный,
У белки - беличий,
У кабана - кабаний.
- Чьих следов нет на снегу? (ежа и медведя).
- Почему мы не увидели их следов? (еж и медведь зимой ложатся в спячку).
(Педагог показывает изображения следов)
- Чьи это следы? (ежовые, медвежьи)
- Как вы догадались? (у ежа след от лапок маленький, а у медведя крупный)
- Куда привели следы животных? (к их жилищам).
Д/игра «Кто где живет?»
- Лиса, где живет? — Лиса живет в норе. Заяц - в чаще леса
Волк - в логове Лось - в чаще леса Белка - в дупле Кабан - в чаще леса
- Медведь, где спит? - в берлоге Ёж - в норе, под пеньком.
- Как вы думаете, о чем еще могут рассказать следы на снегу? (как животные охотятся, чем питаются).
Д/игра «Кто чем питается?»
(каждому животному подбирается его пища). - Лиса, чем питается? - Лиса питается мясом кур, зайцев и рыбой. Заяц - травой и корой деревьев. Волк - зайцами, сусликами, яйцами и т. д. Лось — травой, грибами, корой деревьев. Белка - грибами, орехами, семенами шишек.
Кабан - желудями, травой, личинками насекомых. Медведь - летом питается мясом, рыбой, ягодами, а зимой спит. Ёж - летом питается ужами, лягушками, личинками насекомых, грибами, а зимой спит.
- Кого из этих животных мы можем покормить?
- Дедушка Егор оставил нам 2 мешочка.
- Что в большом мешочке? (дети определяют на ощупь - сено).
- Чем пахнет сено?
- Для кого из животных дедушка Егор оставил сено? (для лося, кабана, зайца).
- Что в маленьком мешочке? (дети определяют на ощупь — зерно).
- Для кого из животных дедушка Егор оставил зерно? (для лося, кабана, зайца, белки).
- Кормушки пустые, давайте заполним их угощением.
- В какую кормушку положим сено, а в какую насыпим зерно? Почему?
- Не будем животным мешать, тихонько пойдем дальше.
Физкультминутка «Дикие животные»
Как-то раз лесной тропой (дети идут по кругу)
Звери шли на водопой. (дети идут по кругу)
За мамой - лосихой топал лосенок (идут, громко топая)
За мамой - лисицей крался лисенок, (крадутся на носочках)
За мамой — ежихой катился ежонок, (передвигаются вприпрыжку)
За мамой - медведицей шел медвежонок, (идут вперевалочку)
За мамою - белкой скакали бельчата, (скачут вприпрыжку)
За мамой - зайчихой косые зайчата, (скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат. (крадутся)
Все мамы и дети напиться хотят (лицо в круг, лакательные
движения языком)
Д/игра «Кто у кого?»
- В лесу случился переполох. Убежали детеныши от своих мам. Выберите маму и помогите вернуться детенышам в семью.
- Посчитайте и обозначьте количество детенышей нужной цифрой.
- Скажите, у какого животного сколько детенышей.
У лосихи один лосенок.
У медведицы два медвежонка.
У бельчихи три бельчонка.
У лисы четыре лисенка.
У волчицы пять волчат.
У зайчихи пять зайчат.
У ежихи шесть ежат.
У кабанихи пять кабанят.
- У каких животных одинаковое количество детёнышей? (у зайчихи и волчихи по 5)
- Когда у диких животных появляются детеныши?
Психогимнастика «Снегопад»
- Пошел снег. Закружились снежинки в воздухе. Поймайте снежинку одной рукой, другой рукой, подбросьте снежинки вверх.
- Руки стали замерзать. Давайте их погреем.
Пальчиковая гимнастика
Ёж, медведь, барсук, енот. Спят зимою каждый год. Волка, зайца, рысь, лису И зимой найдешь в лесу.
- Если вам стало холодно в лесу, как мы погреем друг друга?
(Дети обнимают друг друга).
Дидактическое упражнение «Дорисуй»
- Егерь дедушка Егор нарисовал диких животных. Но мокрый снег с дождем часть картинок смыл. Помогите дедушке Егору восстановить картины -дорисуйте, чего нет у животных.
У лисы не было хвоста, У зайца - головы, У волка — туловища, У лося - рогов, У белки - ушей, У кабана - хвоста, У медведя - лап, У ежа - иголок.
- Под самой большой елью дедушка Егор оставил для Вас подарок. Найдите его.
«Ребята, вы меня порадовали. Большое Вам спасибо за помощь. Вы много знаете о диких животных. Я верю, что вы вырастите добрыми людьми и будите беречь природу. Вот Вам от меня подарок - иллюстрации к сказкам, где встречаются дикие животные. Ваш дедушка Егор!».
- Вот и закончилось наше путешествие. И нам пора возвращаться в детский сад.