Наталья Камзолова
Конспект НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «История родника»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с историей родника. («Лёгкий»)
Задачи:
Образовательные:
Учить творчески и инициативно подходить к решению проблемных вопросов, совершенствовать грамматический строй речи. Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе). Учить освоению элементарных норм поведения по отношению к природе.
Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „История родника“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, воображение. Развивать познавательный интерес к миру природы.
Воспитательные:
Учить пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать. Формировать у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
Ход ООД
1. Организационный момент
Воспитатель загадывает загадки:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода.)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море. (Река)
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (Родник)
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, а рама зелёная. (Озеро.)
2. Основная часть
-Ребята, как вы думаете, зачем нужна вода? (Чтобы жить, купаться, умываться, пить, готовить еду, стирать и т. д.)
- Ребята, а вы знаете, откуда берётся вода в реках и озёрах? (Ответы детей)
- Многие реки и озёра, даже очень большие, в начале своего пути образуются слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников. Немало ручьев стекает в озёра.
Ребята, а в нашей местности есть родники? Назовите их.
-Да, у нас есть родник «Серебряный» или как его ещё называют «лёгкий». Как вы думаете почему?
Родник Серебряный расположен неподалеку от села Алексеевка Базарно-Карабулакского муниципального района, в днище залесенного оврага. Склоны и днище оврага поросли дубом, ольхой клейкой, липой сердцелистной. Такой исключительной по своим качествам воды нет не только в Саратовской области, но, пожалуй, во всей России. По качеству воды его можно отнести к лучшим родникам губернии. Старое название этого родника – Лёгкий. Вода этого источника приятная на вкус, без посторонних примесей и запаха, играет и искрится на солнце.
Любит и бережёт родники наш народ : обкладывает их камнями, ограждает, делает над ними навесы. На ухоженном роднике всегда есть кружка, которую оставила чья-то бескорыстная рука для всех и каждого. Пейте, люди добрые, кристально чистую воду, пейте на здоровье.
- Ребята, а кто из вас пил воду из родника?
- А как говорят о чистой воде? (Прозрачная, хрустальная.)
- У И. А Бунина есть стихотворение «родник».
Послушайте его:
В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный :
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
- А вы знаете, для чего нужны родники зверям и птицам? (Для водопоя)
Динамическая пауза: игра "Ручеек"
Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается "ручеек". Игрок, кому пара не досталась, идет к "истоку" ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец "ручейка", а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется.
Воспитатель читает детям экологическую сказку «Родник».
С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр. Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда. Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы. В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага. Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.
Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.
Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику : он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними. Когда Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки. - Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят? Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика. У Артёма закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте. Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага. Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек. - Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём.
Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки: - Артёмка! Где ты? - Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный сон! – И Артём рассказал обо всём дедушке. Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:- Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора. Дедушка и Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.
По окончанию чтения сказки «Родник» воспитатель задаё т детям вопросы:
Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?
Как бы вы поступили на месте Артёма?
Как бы вы поступили на месте Артёма?
Как вы думаете, что случилось с оврагом? Почему?
3. Итог
- Воспитатель: Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы.
Родник - бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озёра будут полноводными.