Получи документы

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Невидимка-воздух» (1 фото)

Татьяна Иванова
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Невидимка-воздух»
▼ Скачать +Заказ

С интеграцией образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Расширить представления детей о свойствах воздуха.

Задачи:

Образовательные:

1. Объяснить свойства воздуха и его роль в жизни человека, связь с живой природой.

2. Закрепить понятие «воздух» как часть неживой природы.

Развивающие:

1. Развивать речь детей.

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе „Невидимка-воздух“» размещена в разделах

2. Развивать у детей замысел, воображение, наблюдательность, интерес к неживой природе.

3. Прививать интерес к опытам с воздухом.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к стихиям (воздух, вода, огонь, земля).

Познавательно-исследовательское развитие:

1. Проводить опытно-экспериментальную деятельность под руководством воспитателя.

2. Дать представление о том, что воздух не имеет цвета, вкуса и запаха.

3. Формировать умение выделять особые признаки с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.

Речевое развитие:

1. Развивать словарный запас детей, обогащая его такими словами, как невидимый, прозрачный, безвкусный.

2. Говорить полными предложениями, точно и полно отвечать на вопросы воспитателя.

3. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Воспитывать интерес к неживой природе.

Физическое развитие:

1. Физкультминутка «Ветер тихо клен качает».

2. Формировать правила работы с различными материалами.

Художественно-эстетическое развитие:

1. Упражнять детей в изготовлении вертушек из бумаги.

2. Развивать художественно-творческие способности.

Предварительная работа НОД в режимных моментах:

Заучивание стихотворения «Прозрачный невидимка», загадок о воздухе; наблюдение на прогулке за воздухом. Разучивание физкультминутки «Ветер тихо клен качает».

Развивающая среда:

Пипетки, полоски бумаги; салфетки, пропитанные запахом духов; стаканы с водой, трубочки, стакан, емкость с водой, воздушные шары, два апельсина. Бумага квадратной и прямоугольной формы, гвоздики со шляпками, клейстер, кисточки, салфетки (на каждого ребенка).

Словарная работа:

Пипетка, запах, невидимка, опыт, оболочка.

Мотивация:

Загадывание загадки о воздухе.

Методические приемы:

Практические; Наглядные (картинки с изображением Земли из космоса, движения ветра; демонстрация опытов)

Словесные (беседы, художественное слово, вопросы);

Игровые (сюрпризный момент).

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку!

Через нос проходит в грудь,

А потом в обратный путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Правильно, это воздух! Почему он невидимый? (Он прозрачный).

Как его за это качество называют? (Невидимка). А где он находится? (Ответы детей).

Да, он везде: в нашей групповой комнате, между полом и потолком, между мебелью. Он на улице, в поле, в лесу и в нас самих. А зачем нам воздух? Правильно, воздухом дышат люди, животные, птицы, растения – всё живое на Земле. А чем вы вдыхаете воздух? (Носом).

Воспитатель: Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (Воздух струёй выходит из носа, чувствуется ветерок). А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы слышите? (Звук). Что можно теперь сказать про воздух? (Его можно почувствовать и услышать).

Воспитатель: А как в природе мы слышим воздух? (Слышим, как воздух шелестит листвой и т. п.).

А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «р», «к», «с», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит). Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса). Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха).

Чистый воздух — без вкуса и запаха. А теперь возьмите салфетки и подышите носом возле них, понюхайте, чем пахнет. (Ответы детей). Что можно теперь сказать? (Воздух растворяет запахи).

Воспитатель: Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым (богатым кислородом, а выдыхаем – плохой (углекислый газ). А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.

Физкультминутка.

Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет.

Раз наклон, два наклон –

Зашумел листвою он.

Дети выполняют движения согласно тексту.

Воспитатель: Сейчас мы с вами проделаем опыты, которые помогут нам найти воздух, изучить его свойства.

Опыт №1 «Вода кипит».

Выдувание пузырьков через трубочку в стакан с водой (пузырьки, которые образуются в стакане от дыхания, - это и есть воздух).

1)Для чего мы выполняем этот интересный опыт?

2)Какому органу полезна эта процедура?

3)Где мы можем видеть использование воздуха? (Специальные упражнения тренируют легкие, помогают человеку быть здоровым).

Опыт №2 «Надуем шарик».

Опыт №3 «Апельсин в воде».

Если опустить апельсин в воду, он будет плавать на поверхности. А если очистить апельсин, то он утонет.

Вывод: в кожуре апельсина есть воздух, без кожуры апельсин тяжелее воды.

Опыт №4 «Поймай воздух»

Возьмем полиэтиленовый пакет. Что в нём? Он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь давайте наберем в пакет воздух и зажмем его.

1. Каких размеров стал пакет?

2. Что в пакете? Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.

Теперь разожмем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? В нём нет воздуха.

Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Воспитатель: А ещё, ребята, воздух сильный, упрямый – он может двигать предметы.

Воспитатель: Возьмите пипетки. Из чего они состоят? (Резиновый колпачок и стеклянный цилиндр).

Сожмите пальчиками правой руки колпачок, а любой пальчик левой руки подставьте к концу цилиндра и разожмите колпачок. Что вы почувствовали? (Струю воздуха). А теперь снова сожмите колпачок и разожмите возле полоски бумаги. Что получилось? (Полоска бумаги сдвинулась). Вспомните, где используется это свойство воздуха? (Мяч, воздушный шарик, шина, пылесос.)

Воспитатель: Ребята, а какие загадки вы знаете про воздух?

1. Неизвестно где живёт,

Налетит – деревья гнёт.

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймёшь.

2. Без рук, без ног,

А ворота открывает.

3. Бежал по тропке луговой –

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой –

Речка сделалась рябой.

4. Ветки ломает –

Пыль поднимает.

Слышишь его,

А не видишь его.

Воспитатель: Молодцы! А теперь послушайте стихотворение «Прозрачный невидимка».

Стихотворение рассказывает заранее подготовленный ребенок.

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней лёг на стёкла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте вспомним правила работы с различными материалами:

С водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

Со стеклом:

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат-совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

С песком:

Если сыплешь ты песок –

Рядом веник и совок.

С огнём:

Помни правило: огонь

Никогда один не тронь!

По окончании работы:

Ты работу завершил?

Всё на место положил?

Воспитатель: Воздух может быть помощником человека. От ветра работают ветряные мельницы, ветряные электростанции вырабатывают ток. Вентилятор вращается - и прохладный воздух освежает в жару.

Но воздух может быть опасным. Сильный ветер ломает деревья, а очень сильный – ураган - даже разрушает дома.

Давайте поиграем вместе с родителями и решим кроссворд.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Невидимка-воздух»

Вопросы:

1. Какой воздух? (невидимый)

2. Где нет воздуха? (космос)

3. Что мы выдыхаем с воздухом? (углекислый газ)

4. Что мы вдыхаем с воздухом? (кислород)

5. Как называется самый сильный ветер? (ураган)

6. Для чего нужен нос? (дыхание)

Воспитатель: А еще воздух может быть игрой, забавой (вертушка). И я предлагаю вам сделать вертушки из бумаги.

Изготовление вертушки.

Воспитатель:

У Аленки и Ванюшки

Разноцветные вертушки.

Дружно сядем на опушке

И подуем на вертушки!

Публикации по теме:

Комплексно-тематический план реализации проекта «Овощи и фрукты-полезные продукты» 31.03.14 Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Обсуждение с родителями.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Невидимка-воздух»
Опубликовано: 7 февраля 2015 в 16:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Невидимка-воздух»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД