Татьяна Иванова
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Невидимка-воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
С интеграцией образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Расширить представления детей о свойствах воздуха.
Задачи:
Образовательные:
1. Объяснить свойства воздуха и его роль в жизни человека, связь с живой природой.
2. Закрепить понятие «воздух» как часть неживой природы.
Развивающие:
1. Развивать речь детей.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе „Невидимка-воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
2. Развивать у детей замысел, воображение, наблюдательность, интерес к неживой природе.
3. Прививать интерес к опытам с воздухом.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к стихиям (воздух, вода, огонь, земля).
Познавательно-исследовательское развитие:
1. Проводить опытно-экспериментальную деятельность под руководством воспитателя.
2. Дать представление о том, что воздух не имеет цвета, вкуса и запаха.
3. Формировать умение выделять особые признаки с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.
Речевое развитие:
1. Развивать словарный запас детей, обогащая его такими словами, как невидимый, прозрачный, безвкусный.
2. Говорить полными предложениями, точно и полно отвечать на вопросы воспитателя.
3. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Воспитывать интерес к неживой природе.
Физическое развитие:
1. Физкультминутка «Ветер тихо клен качает».
2. Формировать правила работы с различными материалами.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Упражнять детей в изготовлении вертушек из бумаги.
2. Развивать художественно-творческие способности.
Предварительная работа НОД в режимных моментах:
Заучивание стихотворения «Прозрачный невидимка», загадок о воздухе; наблюдение на прогулке за воздухом. Разучивание физкультминутки «Ветер тихо клен качает».
Развивающая среда:
Пипетки, полоски бумаги; салфетки, пропитанные запахом духов; стаканы с водой, трубочки, стакан, емкость с водой, воздушные шары, два апельсина. Бумага квадратной и прямоугольной формы, гвоздики со шляпками, клейстер, кисточки, салфетки (на каждого ребенка).
Словарная работа:
Пипетка, запах, невидимка, опыт, оболочка.
Мотивация:
Загадывание загадки о воздухе.
Методические приемы:
Практические; Наглядные (картинки с изображением Земли из космоса, движения ветра; демонстрация опытов)
Словесные (беседы, художественное слово, вопросы);
Игровые (сюрпризный момент).
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку!
Через нос проходит в грудь,
А потом в обратный путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
Правильно, это воздух! Почему он невидимый? (Он прозрачный).
Как его за это качество называют? (Невидимка). А где он находится? (Ответы детей).
Да, он везде: в нашей групповой комнате, между полом и потолком, между мебелью. Он на улице, в поле, в лесу и в нас самих. А зачем нам воздух? Правильно, воздухом дышат люди, животные, птицы, растения – всё живое на Земле. А чем вы вдыхаете воздух? (Носом).
Воспитатель: Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (Воздух струёй выходит из носа, чувствуется ветерок). А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы слышите? (Звук). Что можно теперь сказать про воздух? (Его можно почувствовать и услышать).
Воспитатель: А как в природе мы слышим воздух? (Слышим, как воздух шелестит листвой и т. п.).
А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «р», «к», «с», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит). Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.
Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса). Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха).
Чистый воздух — без вкуса и запаха. А теперь возьмите салфетки и подышите носом возле них, понюхайте, чем пахнет. (Ответы детей). Что можно теперь сказать? (Воздух растворяет запахи).
Воспитатель: Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым (богатым кислородом, а выдыхаем – плохой (углекислый газ). А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.
Физкультминутка.
Ветер тихо клён качает,
Вправо-влево наклоняет.
Раз наклон, два наклон –
Зашумел листвою он.
Дети выполняют движения согласно тексту.
Воспитатель: Сейчас мы с вами проделаем опыты, которые помогут нам найти воздух, изучить его свойства.
Опыт №1 «Вода кипит».
Выдувание пузырьков через трубочку в стакан с водой (пузырьки, которые образуются в стакане от дыхания, - это и есть воздух).
1)Для чего мы выполняем этот интересный опыт?
2)Какому органу полезна эта процедура?
3)Где мы можем видеть использование воздуха? (Специальные упражнения тренируют легкие, помогают человеку быть здоровым).
Опыт №2 «Надуем шарик».
Опыт №3 «Апельсин в воде».
Если опустить апельсин в воду, он будет плавать на поверхности. А если очистить апельсин, то он утонет.
Вывод: в кожуре апельсина есть воздух, без кожуры апельсин тяжелее воды.
Опыт №4 «Поймай воздух»
Возьмем полиэтиленовый пакет. Что в нём? Он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь давайте наберем в пакет воздух и зажмем его.
1. Каких размеров стал пакет?
2. Что в пакете? Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.
Теперь разожмем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? В нём нет воздуха.
Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Воспитатель: А ещё, ребята, воздух сильный, упрямый – он может двигать предметы.
Воспитатель: Возьмите пипетки. Из чего они состоят? (Резиновый колпачок и стеклянный цилиндр).
Сожмите пальчиками правой руки колпачок, а любой пальчик левой руки подставьте к концу цилиндра и разожмите колпачок. Что вы почувствовали? (Струю воздуха). А теперь снова сожмите колпачок и разожмите возле полоски бумаги. Что получилось? (Полоска бумаги сдвинулась). Вспомните, где используется это свойство воздуха? (Мяч, воздушный шарик, шина, пылесос.)
Воспитатель: Ребята, а какие загадки вы знаете про воздух?
1. Неизвестно где живёт,
Налетит – деревья гнёт.
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь.
2. Без рук, без ног,
А ворота открывает.
3. Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой.
4. Ветки ломает –
Пыль поднимает.
Слышишь его,
А не видишь его.
Воспитатель: Молодцы! А теперь послушайте стихотворение «Прозрачный невидимка».
Стихотворение рассказывает заранее подготовленный ребенок.
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте вспомним правила работы с различными материалами:
С водой:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
Со стеклом:
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат-совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
С песком:
Если сыплешь ты песок –
Рядом веник и совок.
С огнём:
Помни правило: огонь
Никогда один не тронь!
По окончании работы:
Ты работу завершил?
Всё на место положил?
Воспитатель: Воздух может быть помощником человека. От ветра работают ветряные мельницы, ветряные электростанции вырабатывают ток. Вентилятор вращается - и прохладный воздух освежает в жару.
Но воздух может быть опасным. Сильный ветер ломает деревья, а очень сильный – ураган - даже разрушает дома.
Давайте поиграем вместе с родителями и решим кроссворд.
Вопросы:
1. Какой воздух? (невидимый)
2. Где нет воздуха? (космос)
3. Что мы выдыхаем с воздухом? (углекислый газ)
4. Что мы вдыхаем с воздухом? (кислород)
5. Как называется самый сильный ветер? (ураган)
6. Для чего нужен нос? (дыхание)
Воспитатель: А еще воздух может быть игрой, забавой (вертушка). И я предлагаю вам сделать вертушки из бумаги.
Изготовление вертушки.
Воспитатель:
У Аленки и Ванюшки
Разноцветные вертушки.
Дружно сядем на опушке
И подуем на вертушки!