Рычкова Татьяна
НОД с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с элементами экспериментирования. Тема: «Воздух — невидимка».
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с элементами экспериментирования. Тема: «Воздух — невидимка».Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с элементами экспериментирования. Тема: «Воздух — невидимка».
Публикация «НОД с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: "Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая"
Цели: научить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас и показать способ его обнаружения.
Задачи по образовательным областям:
Познание.
Учить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас, выявить способность воздуха перемещаться, двигать предмет,
Устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Способствовать развитию органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.
Речевая.
Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
Активизировать речевую деятельность детей.
Социально-коммуникативная
Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивать навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Методы и приемы:
Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
Наглядные (Рассматривание результатов опытов)
Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».
Формы и методы организации совместной деятельности:
Двигательная: дыхательная гимнастика, физминутка
Игровая: игровые упражнения
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование
Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы
Материал: веер, пакеты на каждого ребенка, стаканы с водой по количеству детей с трубочкой, стеклянная банка, свеча, пластиковые стаканы, трубочки для коктейлей, маленькие бутылочки по количеству детей, весы, воздушный шары, записи на СD-диски, магнитофон.
Ход образовательной деятельности:
(сидят на стульчиках полукругом или за столами)
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем проводить с ним опыты. Что мы будем проводить? (Индивидуальные ответы 2-3 детей). Давайте хором ответим на вопрос. Что мы будем проводить? (Хоровой ответ)
Ребята, усаживайтесь удобно, сегодня у нас будет очень необычное занятие, которое, я надеюсь, вам понравится и запомнится; Но для этого нужно быть очень внимательными. Чтобы начать занятие, мне нужно выяснить, знаете ли вы, кто такие ученые и что они делают? (Ответы детей.)
— Правильно, ученые — люди, которые изучают все на свете: животных, птиц, звездное небо, землю, воду — все, что окружает нас. Для этого у них есть помещения — лаборатории и много-много лабораторного оборудования, которое им помогает проводить эксперименты.
Показывается лабораторное оборудование.
— Сейчас мы с вами побудем учеными.
Восп: Дети, я никогда не видала воздух, а вы видали воздух, когда-нибудь?
Дети: Нет.
Восп: Как вы думаете, почему? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель продолжает) Воздух прозрачный, он невидим. (Хоровые и индивидуальные ответы детей)
А как можно поймать воздух и увидеть, что он действительно есть?
Дети: Можно его поймать с помощью пакета.
1эксперимент : (с пакетом)
Восп: Раздает каждому по пакету. Что в пакете? (Он пустой). А сейчас поймайте воздух (наполняют пакет воздухом, смотрят у кого, сколько в пакете воздуха, у кого больше всех)
Восп: Ребята, как вы думаете, воздух есть везде вокруг нас или нет?
Дети: Варианты ответов.
Восп: Да воздух есть везде. Наша группа сегодня не обычная. Она – лаборатория. Лаборатория – это место, где проводят (ставят, опыты (подходят к воспитателю и встают полукругом около стола)
Восп: (показывает детям стаканчик и спрашивает) Как вы думаете, стакан пустой или в нем что-нибудь есть?
Дети: Он пустой.
2 эксперимент : (опускание перевернутого стакана в воду)
Восп: Я уверена, что в этом стакане есть воздух. И сейчас вам это докажу. (Показывает опыт. Опуская перевернутый стакан в емкость с водой, держа его прямо. Стакан с силой можно опустить до дна, если его отпустить, то стакан быстро и самостоятельно поднимается вверх. Дает попробовать отпустить стаканчик в воду 1-2 детям)
Восп: Легко опускается стаканчик? (Нет) Вы чувствуете, что что-то не дает опустить стаканчик до дна? (Да) Как вы думаете, что не дает опуститься стакану на дно?
Дети: (если дети затрудняются ответить, то воспитатель говорит, что это воздух, который есть в стакане не пускает воду в стакан и стакан трудно опускается до дна. Предлагает снова доказать свои слова опытом. Опускает осторожно перевернутый стакан не прямо, а наклонно)
Восп: Что вы видите? (Пузырь) Откуда он взялся? (Из стакана) Что это? (Воздух) Вода вытесняет (выталкивает) из стакана воздух, занимая его место.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, он есть везде. [2стр. 9]
Восп: спрашивает вывод у детей (Индивидуальные ответы детей)
Дети: (встают и проходят за столы) Повторяют опыт сами и повторяют вывод.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что мы вдыхаем через нос?
Дети: Воздух.
Восп: Докажите это с помощью коктейльных палочек.
3 эксперимент : (подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой).
Воспитатель: Сделайте вдох, наберите воздух. Выпустите воздух в трубочку, опущенную одним концом в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите!
Вывод: значит, человек дышит воздухом. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и снова получаются пузырьки.
Физкультминутка: Подвижная игра «Раздувайся пузырь»
Дети становятся в тесный круг, взявшись за руки. Произносят хором «Раздувайся пузырь, раздувайся, большой», они отступают назад, образуя в центре большое пространство. При словах «Оставайся такой, и не лопайся» — останавливаются, поднимают соединенные вместе руки вверх. Затем, произносит воспитатель «Хлоп», делают еще шаг назад, разнимая руки и изображая, как лопнул пузырь. [2стр. 13]
Восп: Дидактическая игра: «Где спрятался воздух»? (встали полукругом у стола) На столе лежат предметы надо разложить их на 2 подноса; 1- предметы, внутри которых есть воздух; 2- предметы, внутри которых нет воздуха. Или можно называть эти предметы, а воспитатель выставляет картинки с изображением этих предметов. (В надувном мяче, в воздушном шаре, в надувном матраце, в камере колеса, деревянный кирпичик, металлический шпатель, глиняная игрушка и т. д.) Молодцы вы справились с этим заданием (проходят и садятся за столы)
Восп: Дети, а можно ли почувствовать воздух?
4 эксперимент : (с веером)
Восп: Если поработать веером, то, что вы чувствуете?
Дети: (ветерок).
Восп: А ветер – это и есть перемещение воздуха. [4 стр. 167]
Восп: Как вы думаете ветер – это хорошо или плохо? (ответы детей)
Восп: Ветер может быть другом и помощником, но бывает врагом и разрушителем.
Как вы думаете, в этом случае ветер – это хорошо или плохо?
Дети: В этом случае ветер – хорошо, так как он помогает плыть паруснику по воде.
«Сильный ветер» или «Ураган»
Восп: А в этом случае ветер – это хорошо или плохо?
Дети: В этом случае ветер – плохо, так как он разрушает: ломает гаражи, разносит по улице коробки.
5 эксперимент :
— Если добавить в воздух немножечко другого вещества, его можно будет понюхать. (Брызгает дезодорантом.) Чем пахнет? (Ответы детей.)
— Воздух есть везде и нужен всему. Воздухом дышат человек, животные, растения, насекомые, рыбы. Что произошло, если б вдруг исчез воздух?
6 эксперимент : «Без дыхания» : дети закрывают ладошкой нос и рот. Не более 30 секунд.
— Нельзя жить без воздуха. Человеку и всему живому очень полезен чистый, хороший воздух, даже для огня он нужен, но только очень чистый.
7 эксперимент : свеча горит внутри закрытой колбы.
— Огонь будет гореть до тех пор, пока будет воздух. Как только он исчезнет, свеча погаснет. Мы поставим колбу со свечой и будем смотреть, когда она погаснет. А пока она горит, я покажу вам еще один опыт.
8 эксперимент : взвешиваются воздушные шарики.
Сначала нужно взвесить два не надутых шара. Они уравновешивают друг друга. Затем взвесить один шар не надутый, а другой надутый. Надутый шар перетянет.
— Почему одна чаша весов опустилась? Какой шарик тяжелее? Почему? Обратить внимание на колбу, в которой горела свеча. Она погасла, потому что воздух кончился.
– А теперь, ребята, вспомните, что вы сегодня узнали?
Воздух невидимый.
Он есть всюду.
Воздух нужен для дыхания людей, животных. Даже огню нужен чистый воздух.
Воздух движется и заставляет двигаться другие предметы. Его называют ветром.
Воздух можно взвесить.)
— Вот какими интересные открытия делают ученые в лабораториях. Скоро вы пойдете в школу и узнаете много нового о воздухе и о многом другом. Возможно, кто-то из вас станет ученым.