Наталья Тарасова
НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Африку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Африку»
Цель: расширение и закрепление знаний детей о материке Африка, о животных, живущих там; познакомить с их особенностями и различиями.
Задачи.
Образовательные:1. Уточнить элементарные представления об особенностях географического положения Африки.
Публикация «НОД по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие в Африку“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
2. Закрепить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня, саванна, джунгли,.
3. Уточнить представления детей о животных Африки: особенностях их внешнего вида.
Развивающие:
1. Обогащать словарный запас детей.
2. Развивать умение общаться во время дискуссии; решать проблемные ситуации.
4. Развивать логическое и образное мышление, внимание, память, скорость зрительно-поисковой деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
2. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Предварительная работа.
1. Знакомство с материком Африка и его расположением на карте.
2. Ознакомление с природными зонами Африки (пустыня, саванна, джунгли)
3. Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Африка».
4. Чтение стихов и отгадывание загадок про животных Африки.
5. Просмотр научно-познавательных фильмов «Удивительная Африка», «Великолепная семерка Африки».
6. Просмотр презентации «Кто в Африке живет?»
7. Составление описательных рассказов о животных.
8. Работа с моделью природных зон Африки (пустыня, саванна, джунгли).
Словарная работа: материк Африка, пустыня Сахара, гора-вулкан Килиманджаро, скорпион, сурикат, варан, верблюжья колючка, саванна, баобаб, зонтичные акации, гепард, леопард, водопой, джунгли, лиана, оазис.
Оборудование: презентация «Африка. Животные Африки», звуковые файлы «Голоса животных», «Гул самолета», «Звуки джунглей», демонстрационный материал модель климатических зон Африки «Пустыня, саванна, джунгли», фигурки африканских животных, карточки с силуэтами животных и «шкурок» африканских животных.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда хотите мы с вами сегодня отправимся в путешествие? Но прежде отгадайте загадку.
Материк лежит большой.
Самый жаркий и сухой,
Там и лето круглый год
Кто его мне назовет? (Африка)
Я приглашаю вас совершить путешествие в Африку, чтобы узнать о ней много интересного и о животных живущих там.
Но где находится Африка? Как нам это узнать (по карте). Правильно.
Презентация
2-й слайд.
Посмотрите на нашу карту. Здесь живем мы, на материке Евразия. А предстоит нам путешествие сюда (показываю, на материк Африка. Скажите, а на каком транспорте до Африки быстрее добраться? (ответы детей) Конечно на самолете. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Итак, нам пора в путь. Чтобы начать путешествие, скажем волшебные слова:
РА-РА-РА – начинается игра
СА-СА-СА – ждут в пути нас чудеса.
3-й слайд.
На экране интерактивной доски появляется самолет.
Динамическая пауза «Самолет».
Воспитатель:
Заняли места.
Воспитатель вместе с детьми произносит слова:
«Африка! Африка!
Волшебная страна.
Отправимся мы в Африку,
Давно нас ждет она.
Глазки закрываются,
Крылья расправляются.
Самолет летит вперед,
В Африку спешит народ.
Полетим на самолете,
Отдохните вы в полете».
Воспитатель: Уважаемые пассажиры! Наш самолёт снижает скорость и высоту. Осторожно, присядьте, чтоб не упасть.
В это время слышится звук летящего самолета, собирающегося пойти на посадку. Дети садятся на стульчики.
И вот наш самолет приземлился. Куда же мы с вами прилетели? (ответы детей)
- Африка, Африка – волшебный континент,
На всей большой планете
Земли прекрасней нет!
Давайте с ней познакомимся. Внимание на экран.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «АФРИКА»:
4-й слайд.
Вот так выглядит Африка на карте мира (показываю). Ой, что это за звуки? (Дети слышат голоса африканских животных). Правильно, это голоса обитателей Африки.
5-й слайд.
Изображая на карте Африку, использовали несколько цветов. Какие это цвета?
Как вы думаете, что обозначает желтый цвет? (пустыня, песок). В Африке находится самая большая пустыня в мире - Сахара. Коричневый? (горы). Самая большая гора – вулкан находится в Африке и называется она Килиманджаро. Зеленый? (лес, равнины). Как вы видите этого цвета на карте Африки мало. Синий – это реки и озера.
6-й слайд.
Отправимся в африканскую пустыню. Здесь очень жарко - это царство песков. В пустыне мало воды, поэтому растений очень мало. Одно из них – верблюжья колючка. У нее очень длинный корень, чтобы добывать воду глубоко из-под земли. Ребята, как вы думаете, почему это растение назвали верблюжьей колючкой?
7-й слайд.
Там, где на поверхность земли выходят источники воды, пустыня преображается. Это оазисы.
Здесь есть вода, финиковые пальмы, плодовые деревья, травы и цветы. Сюда животные приходят на водопой.
8-й слайд.
Животные пустыни приспособлены к жаре. Это верблюд, варан, черепаха, стрела-змея, тарантул, тушканчик, скорпион.
9-й слайд.
Давайте посетим африканскую саванну. Саванна – это степь. Чем покрыта земля в саванне? (травой). Лето здесь длинное, жаркое и засушливое. Зима – короткая, дождливая. В саванне растут различные травянистые растения, но попадаются островки деревьев. Трава здесь всегда густая: желтая, сухая, когда нет дождя. И зеленая, сочная после дождей. Здесь растут гигантские деревья – баобабы. У них очень толстый ствол. Чтобы его обхватить нужно взяться за руки всей нашей группе. Ствол баобаба перенасыщен водой, чтобы в засушливый период питаться своими запасами. Летом баобаб сбрасывает листья, чтобы меньше испарять воды. А еще здесь много зонтичных акаций. Под этими деревьями нет тени, т. к. листья мелкие и повернуты ребром к солнцу. Вот такие необычные деревья здесь растут.
10-й,11-й, 12-й слайд. Показываю слайды животных африканской саванны.
- Какие животные живут в саванне? (Здесь обитает много разных животных, дети называют их при показе слайда)
13-й слайд.
А теперь отправимся в тропический лес, или как его еще называют джунгли.
Здесь большая влажность и тепло. В джунглях растут очень высокие деревья, различные травы, грибы, лианы, папоротники.
Джунгли – это царство обезьян. Здесь их водится очень много. Обезьяны живут на ветках деревьев. И здесь же они находят пропитание. Что они едят?
Давайте мы с вами превратимся в обезьянок.
Физкультминутка «Мартышки».
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
Вот какие у нас получились веселые мартышки.
11-й слайд. А теперь давайте познакомимся с реками Африки. Кто в них живет, отгадайте загадку:
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход!
Кто б навстречу не приплыл,
Всех проглотит..
Конечно, это крокодил.
Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Животные и их детёныши»
Игра на интерактивной доске.
У верблюда (верблюжонок)
У черепахи (черепашонок)
У страуса (страусенок)
У слона (слоненок)
У бегемота (бегемотик)
У зебры (жеребенок)
Дидактическая игра «Угадай, чья тень» (игра проводится на экране интерактивной доски)
Воспитатель: Посмотрите, животные потеряли свою тень. Поможем животным найти свою тень?
Дети: да
Воспитатель: Животные благодарят Вас, за помощь.
Дидактическая игра «Чей голос?»
Воспитатель: А теперь давайте попробуем узнать животное Африки по голосу. Готовы?
Дети: да.
Дети угадывают по голосу африканских животных.
Воспитатель. Наше путешествие продолжается. Теперь поиграем еще в одну интересную игру с африканскими животными.
[b]Дидактическая игра для детей «Угадай, чья это шкурка»[/b]
Подходите к столикам. (На столе лежат силуэты животных Африки)
Животные очень удачно приспосабливаются к природным условиям. Посмотрите на экран. (Показ африканских животных) Защитная окраска нужна не только самому хищнику, чтобы незаметно подобраться к жертве, травоядные животные очень хорошо умеют маскироваться. Перед Вами карточки с силуэтными изображениями животных. Необходимо наложить силуэт животного на карточку, соответствующую окрасу этого животного, и помочь животным остаться незаметными.
Дети накладывают силуэт и картинку с окрасом этого животного.
Воспитатель: А теперь, я предлагаю Вам выбрать разноцветные карточки, лежащие на столе. На обратной стороне этих карточек цифры. Здесь у меня на столе находятся игрушки животных Африки. У каждого животного своя цифра. По очереди вы будете подходить и в соответствии с той цифрой, которая у вас на карточке, брать то животное, у которого такая же цифра. Не забудьте назвать животное Африки, которое вам досталось.
Воспитатель ставит игрушки: лев, леопард, крокодил, страус, слон, газель, носорог, зебра.
Дети выполняют задание и называют животных Африки.
Воспитатель: Какие Вы молодцы, всех животных правильно назвали. А теперь вы им поможете вернуться в их среду обитания.
Дидактическая игра «Пустыня, саванна, джунгли»
Воспитатель: Мы отправляемся дальше. Посмотрите внимательно на модель и на картинки. Что на них изображено?
Дети: Савана, пустыня и джунгли.
Воспитатель: Наши животные заблудились. Поможем «расселить» животных к месту обитания?
Дети: да
Воспитатель: Будьте внимательны.
Воспитатель: А теперь посмотрим, правильно ли вы, расселили животных.
Ну что ж пора нам прощаться с материком Африкой и возвращаться в детский сад.
Упражнение «Самолет» (дети выполняют упражнения в соответствии с текстом).
Руки ставим все вразлет.
Появился самолет.
Мах крылом туда – сюда,
Делай «раз» и делай «два».
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Самолет наш приземлился,
В детский садик опустился.
Рефлексия.
Ну что, ребята, понравилось вам наше путешествие в Африку? Что вам запомнилось больше всего из нашего путешествия?
Спасибо всем за внимание. До новых встреч!