Наталья Киселева
НОД по познавательному развитию в подготовительной логопедической группе «Поможем солнышку проснуться»
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
Продолжать учить детей анализировать собственное поведение и поступки других, уважению и вежливому общению с окружающими людьми.
Закреплять знания детей о составе чисел шесть, семь и восемь.
Учить детей умению выражать и описывать настроение, распознавать настроения других.
Закреплять представление детей о правилах культурного поведения и общения.
Формировать такие нравственные понятия как доброта, вежливость, отзывчивость.
Продолжать учить согласованности движений всех детей, единству в создании образа и настроения.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
Публикация «НОД по познавательному развитию в подготовительной логопедической группе „Поможем солнышку проснуться“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Развивать адекватную оценочную деятельность детей, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, уметь оценивать положительные и отрицательные поступки.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей.
Развивать воображение, логическое мышление, зрительное восприятие и внимание, сочувствие, творческое воображение, память, умение анализировать, делать выводы, тонкую моторику рук.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
Воспитывать взаимоуважение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека, внимательность ко всем детям в группе.
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Создать психологически непринужденную атмосферу в группе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мольберт.
Магнитная доска.
Игра «Хорошие и плохие поступки» - картинки по количеству детей.
Гномы настроений, бабушка Маланья – картинки.
Солнышко: спящее, улыбающееся.
Коврограф.
Колокольчики по количеству детей.
Картинки к игре «Назови ласково».
Загадки на карточках.
Карточки к игре «Домики» по количеству детей.
Карточки –эмоции к игре «Логический квадрат».
Письмо.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Разучивание пальчиковых движений к игре «Я загадаю загадку, а ты покажи отгадку» по лексическим темам.
2. Беседы с детьми о хороших и плохих поступках.
3 Составление с детьми арифметических задач по картинкам и решение примеров.
4. Соблюдение санитарно — гигиенических требований к занятиям:
- проветривание, влажная уборка;
- освещение естественное и искусственное;
- правильная расстановка учебной мебели;
- отсутствие отвлекающий ребенка звуков.
5. Смена видов деятельности:
- чередование методов обучения и видов учебной деятельности;
- чередование статического и динамического видов деятельности;
- чередование смены поз.
6. Учет индивидуальных возрастных особенностей.
7. Мотивация на обучение.
8. Профилактика нарушения осанки:
- подбор мебели, физкультминутки и постоянный контроль за позой детей.
9. Профилактика нарушения зрения:
- освещение;
- гимнастика для глаз;
- контроль за позой детей.
10. Психоэмоциональный комфорт на занятии:
- взаимодействие педагога с детьми;
- профилактика утомления;
- обязательная поддержка ребенка в случае затруднения;
- адекватная похвала ребенка.
Ход НОД:
Дети входят в зал. Воспитатель предлагает им посмотреть на гостей и поздороваться с ними.
-Ребята, нам сегодня в детский сад пришло письмо от жителей Солнечного Города. Что же в этом письме?
Здравствуйте, ребята!
Дружно в городе живем,
Мы под солнышком растем!
Тучка солнышко закрыла,
Стало грустно и уныло.
А проснётся оно для ребят,
Если колокольчики громко зазвенят!
Нам, скорее, помогите,
Солнышко вы разбудите!
В путь – дорогу вы спешите,
Колокольчики найдете.
Только надо не зевать
И заданья выполнять.
Воспитатель: Поможем жителям Солнечного Города? Отправляемся искать колокольчики, что бы с их помощью разбудить солнышко!
Все скорее встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: Всем друг друга видно? Сейчас мы проверим, готовы ли вы к путешествию?
Игра «Передай сигнал».
Дети держатся за руки, воспитатель посылает сигнал стоящему рядом ребенку через пожатие руки, разговаривать нельзя. Когда сигнал приходит к воспитателю, он поднимает руку: «Сигнал получен, все в порядке!». Сигнал передается сначала в левую, затем в правую сторону. Главное условие-общение без слов.
Воспитатель:
Все в порядке, все готовы к путешествию.
Один, два, три, четыре, пять
Всем мы будем помогать.
В Город Солнечный пойдем,
Колокольчики найдем!
Игра «Поможем Гномам расставить картинки».
Воспитатель: -Посмотрите, мы пришли в очень интересное место! Перед нами две полянки. На одной живёт Весёлый Гном, а на другой Сердитый Гном. Сейчас я вам раздам картинки с хорошим или плохим поступком. Картинки с хорошими поступками нужно поставить на полянку к Весёлому Гному, а с плохими-на полянку к Сердитому Гному. Договорились?
(Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их на полянки и объясняют свой выбор).
Воспитатель: Что изображено на этой картинке? (На картинке мальчик дразнит девочку.)
- Это хороший или плохой поступок? Почему? (Это плохой поступок, так как дразнить и обзывать ребят плохо.)
-Что чувствует девочка в этот момент? (Девочка расстроилась, она огорчена, обижена.)
-А на этой картинке что изображено? (На этой картинке мальчик уступает место бабушке.)
- Это хороший или плохой поступок? Почему? (Это хороший поступок, так как старшим нужно уступать место и во всём помогать.)
-Что чувствует бабушка в этот момент? (В этот момент бабушка радуется, восхищается мальчиком.)
Воспитатель: Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей. Вы правильно расставили картинки и Гномы дарят вам колокольчики. А мы отправляемся дальше, навестим бабушку гномов Маланью.
Дети подходят к наборному полотну (на котором картинки предметов домашнего обихода, домашних животных и птиц, домику бабушки Маланьи.
Воспитатель: Бабушка Маланья любит называть всё, что её окружает ласковыми словами. Она хочет узнать, умеете ли вы называть предметы ласково.
Игра «Назови ласково».
Воспитатель: Я назову слово, а вы должны это слово произнести ласково (количество предметов по числу детей).
Солнце – солнышко Петух - петушок
Чашка - чашечка Часы - часики
Утка - уточка Кот - котик
Книга – книжечка Ложка - ложечка
Иголка - иголочка Дверь - дверка
Цветок – цветочек Хлеб - хлебушек
Ваза – вазочка
Стол - столик
Фартук - фартучек
Воспитатель: Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились и получаете колокольчики. И перед тем как нам с вами отправиться дальше бабушка Маланья предлагает поиграть.
Игра «Бабушка Маланья».
У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке
Семь сыновей, все без бровей.
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами, (движения по тексту)
Вот с такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки)
На нее глядели и делали вот так.
(Повторяют за ведущим любое смешное движение).
Воспитатель: Отправляемся дальше и нас встречают гномы Тим, Том и Тум. Они строят себе домики и предлагают вам им помочь.
На наборном полотне двухэтажные домики. На треугольных крышах цифры 6, 7, 8.
Игра «Построй домики».
Воспитатель: Надо построить домики только из тех кирпичиков, сумма цифр которых равна номеру домика.
Дети ставят кирпичики под треугольные крыши, объясняя свой выбор.
6 –(1+5(2+4, (3+3, (4+2).
7- (1+6, (2+5, (3+4, (5+2).
8 –(1+7, (2+6, (3+5, (4+4).
Воспитатель: Молодцы, ребята, гномы благодарят вас за помощь и дарят вам колокольчики. А мы отправляемся дальше, но перед тем как приступить к новым испытаниям,
Я предлагаю вам немного отдохнуть,
К мышкам – шалунишкам в домик заглянуть.
Мы на коврик тихо сядем
И загадки отгадаем.
Игра «Я загадаю загадку, а ты покажи отгадку».
Воспитатель загадывает загадки, а дети показывают отгадку с помощью кистей и пальцев рук.
Он зелёный у цветов,
Встретить солнышко готов,
Свеж, изящен, шелковист
Изумрудный тонкий. (Лист)
Ведь я «женщина», поверьте,
А обзывают «дерезой».
Молоко даю я детям
И зовут меня … .(Козой)
Я летаю, я порхаю,
На цветок похожая.
Я красивая такая,
Милая, пригожая! (Бабочка)
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут (Гнездо)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
Стекая с гор, среди камней,
Журчит и пенится ….(Ручей)
Очень крепко и давно
Дружит с пальчиком оно.
Изогнуло спинку -
С пальчиком -
В обнимку.
Доскажи словечко. Что это (Колечко)
Заселяясь в новый дом,
Заходи в него с котом.
Где уляжется он спать -
Там и ставь свою (Кровать)
Если вдруг зажжется кряду
Над простором пара радуг,
Значит, через два-три дня
Жди повторного …. (Дождя)
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка)
Стройный, быстрый
Рога ветвисты,
Пасется весь день.
Кто же это? ….….(Олень).
Чтобы ноги отдохнули,
Посидит чуть-чуть на…. (стуле).
Катя вынула жирафа,
Мяч и гномика из (шкафа).
Если хочет Миша спать,
Он приляжет на (кровать).
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? (Мышка)
Рифмовка "Мышки-шалунишки".
(Дети показывают с помощью кистей и пальчиков рук: «домишко», «мышки», «стол», «стул», «скамейка», «шкаф», «кровать»).
В нашем маленьком домишке
Завелись серые мышки.
Так и бегают кругом,
Все на кухне кувырком.
То топочут под столом,
Лакомятся молочком.
На скамейку сесть хотят,
И пугают там ребят.
То на шкаф залезут мыши,
То под стулом шалунишки.
Так и хочется поймать,
А они - шмыг под кровать.
/Перед рифмовкой дети хлопают в ладоши, удивляются и подпирают щеки руками/.
Воспитатель: Мы подошли с вами к Грустному Гному, давайте ему поможем?
Игра «Логический квадрат» (на магнитной доске).
Предлагаю детям помочь гному и расставить картинки с эмоциями так, чтобы в каждом ряду и в каждом столбце они не повторялись. Картинки: весёлый, грустный, сердитый. Дети, с помощью воспитателя, заполняют логический квадрат.
Воспитатель: Молодцы, ребята, с этим заданием вы успешно справились и получаете колокольчики. И перед тем как нам с вами отправиться дальше в путешествие предлагаю поиграть в игру, которая называется «Слушайте внимательно!».
Крепко за руки возьмитесь,
Вкруг скорее становитесь!
Игра «Слушайте внимательно!»
Воспитатель: Я вам буду говорить задание, а вы движениями должны отвечать.
Возьмитесь за руки те, кто любит мороженное.
Топните ногой те, кто хочет обижать друзей.
Поднимите руки вверх те, кто любит зарядку.
Хлопните в ладоши те, кто не помогает маме.
Поставьте руки на пояс те, кто любит ходить в гости.
Разведите руки в стороны те, кто любит делать пакости.
Возьмитесь за руки те, кто любит мультики.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вот видите, сколько общего, сколько любимых занятий нас всех вместе объединяет! Везде побывали. Посмотрите, сколько у нас колокольчиков, нам всем хватит. Теперь мы можем отправиться назад к солнышку и разбудить его.
Подходим к солнышку. Встают полукругом.
Физкультминутка «Добрый день!».
Мы проснулись рано-рано, добрый день, добрый день!
Пляшут волны океана, добрый день, добрый день!
Поднимается пшеница, добрый день, добрый день!
И поют задорно птицы, добрый день, добрый день!
Улыбаются озёра, добрый день, добрый день!
С высоты кивают горы, добрый день, добрый день!
Просыпайся, поднимайся, добрый день, добрый день!
Всему свету улыбайся, добрый день, добрый день!
Раздаю колокольчики, дети звонят. Переворачиваю картинку –веселое солнышко.
Воспитатель: Жители Солнечного Города благодарят вас. Они приготовили для вас сюрприз – весёлые солнышки. Заберите их домой, и пусть они подарят вам радость и хорошее настроение.
ЛИТЕРАТУРА
1. С. В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1987 год.
2. Л. Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей», «Сфера», 2004 год.
3. В. В. Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя», Москва, «Гном-пресс», 1998 год.
4. С. С. Ушакова, Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой», Москва, «Творческий центр», 1998 год.
5. Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи», подготовительная группа. Москва, «Педагогическое общество России», 2007 год.
6. Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова «Театрализованные игры в детском саду», Москва, «Школьная Пресса», 2000 год.
7. Е. А. Алябьева «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет», Москва, «Творческий центр «Сфера», 2007 год.
8. Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке», Москва, «Баласс», 2000 год.
9. О. А. Иванова «Учимся читать художественную литературу», Москва, «Школьная пресса». 2005 год.
10. А. А. Гуськова «Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет. Развитие моторики, коррекция координации движений и речи», Волгоград, «Учитель», 2014 год.
11. Н. В. Нищева «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР 6-7 лет», Детство-Пресс.