Елена Кущева
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Откуда пришел сахар?» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 30 города Ейска
муниципального образования Ейский район
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию опытно-экспериментальной деятельности
по теме: «Откуда пришел сахар?»
в старшей группе
компенсирующей направленности
Подготовила: Кущева Е. В., воспитатель
Ейск, 2019 год
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сахар. Изучаем сахар
- Сахар. Конспекты занятий
- Сахар. Экспериментирование, исследовательская деятельность
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость, сыпучесть) и его значение для человека. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.
- развивать у детей познавательный интерес, активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Познавательные способности - речь, память, внимание. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.
- воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности : речевая, познавательная, двигательная, социализация, развитие общения.
Материалы и оборудование: у детей на столах стаканчики с водой, сахар - песок в мешочках, чайные ложки, тарелочки, лупы. Картинки с изображением свойств сахара.
Мультимедийная установка, презентация. Халаты,шапочки.
Предшествующая работа: дидактические игры «Сладкое, горькое», «Вредное, полезное». Малоподвижная игра «Хлопай — топай». Рассматривание серии картинок «Полезные и вредные продукты». Заучивание загадок о сахаре.
Ход:
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание
Воспитатель: Ребята, сегодня в детский сад приходил курьер, он принес нам письмо. Хотите узнать, что в нем?
Воспитатель: Дети давайте мы его откроем и прочитаем.
Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам профессор Любознайкин. Мне стало известно, что в вашем детском саду умные и любознательные дети, которые любят совершать разные открытия. Поэтому я приглашаю вас в лабораторию, где вы найдете ответ на вопрос «Откуда пришел сахар? Свойства сахара». Нам, ученым, необходима ваша помощь в исследованиях!» Ребята вы согласны помочь профессору?
Воспитатель: А вы знаете, откуда пришел сахар?
Воспитатель: Давайте подумаем, как мы можем узнать, откуда пришел сахар?
Ответы детей: да, хотим узнать.
Ответы детей развивать: мы хотим помочь профессору.
Ответы детей развивать: его покупают в магазине.
Ответы детей развивать: спросить у родителей, прочитать в книге, посмотреть фильм.
2 этап: способствуем вспомнить планированию детьми их деятельности
содержатся Содержание беседы
Обратная связь оказывается на высказывание детей/примечание
Воспитатель: Вот чтобы получить ответ на первый вопрос «Откуда пришел сахар?», приглашаю вас в наш кинозал посмотреть и узнать путь сахара к нашему столу.
виды Воспитатель думаете: Хотите?
Воспитатель: Сахар получают из сахарной свеклы. Но чтобы получить сахарную свеклу, нужно ее семена весной посадить в землю (слайд). Затем появятся всходы, которые нужно пропалывать от сорняка. Во время роста сахарную свеклу нужно поливать, удобрять (слайд). И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к уборке. Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны. Они сразу же очищают клубни от листьев (слайд). Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы (слайд). У нас на Кубани тоже есть сахарные заводы. На заводе ее моют несколько раз, режут на мелкие кусочки (мелкую стружку) (слайд). И варят в больших чанах, с добавлением воды. Вначале получатся патока (сладкая жидкость) (слайд). Потом ее нагревают, вода испаряется, и остаются кристаллы сахара, этот сахар отбеливают и получается настоящий сахар (слайд).
Сахар фасуют по мешкам, мешки загружают в фуры и развозят по магазинам (слайд). Где мы с вами его покупаем.
Воспитатель: Посмотрев презентацию, мы получили ответ на первый вопрос. Так откуда к нам пришел сахар?
Ответы детей: да.
Ответы детей: сахарную свеклу вырастили в поле, собрали, привезли на завод, а на заводе из нее сделали сахар.
Воспитатель: Одно задание мы выполнили. Не пора ли нам отдохнуть. Хотите поиграть?
Воспитатель: Я вам буду называть блюда, в которые сахар кладут и те, в которые не кладут сахар. Если вы услышите название блюда, в которое кладут сахар, - хлопаете. Не кладут – топаете.
Воспитатель: Варенье, чай, борщ, компот, кисель. Вареная картошка, мармелад, шоколад. Жареная рыба, винегрет, уха.
Воспитатель: Теперь пришло время найти ответ на второй вопрос. Узнать свойства сахара. Где мы можем это узнать?
Воспитатель Ребята я приглашаю вас в нашу лабораторию. Сегодня вы станете исследователями.
Воспитатель: Прежде всего, мы с вами должны одеть спецодежду. Пройдите и оденьте ее, а еще я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории:
- без разрешения ничего не трогать;
- слушать очень внимательно и выполнять то, что говорю я.
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, мы должны составить план исследований. Скажите, какие свойства сахара мы должны узнать в нашей лаборатории? (Выставляю алгоритмы со свойствами сахара на доске)
Ответы детей: хотим.
Ответы детей: в лаборатории мы можем узнать свойства сахара.
Ответы детей: какой сахар на вкус. Свойства сыпучести, какого он цвета, на что похожи крупинки сахара, имеет ли сахар запах, может ли сахар растворяться в воде.
3 этап: способствуем содержится реализации детского замысла
хлопки Содержание способствуем
Обратная связь виды на высказывание детей/примечание
выучить Воспитатель сливочное: Давайте пройдем в лабораторию. Ребята посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
Воспитатель: Перед вами на столе лежат мешочки, потрогайте их. Как вы думаете, что находиться в них?
Воспитатель: Как мы это можем проверить, выскажите свои предположения.
Воспитатель: Ребята, открывайте мешочки и ложечкой наберите то, что там находится. Как мы можем доказать, что это сахар? Что мы должны сделать?
Воспитатель: Попробуйте его. Какой он на вкус?
Воспитатель: Вот мы с вами узнали первое свойство сахара, он сладкий.
Воспитатель: Следующее свойство сахара – сыпучесть. Как мы это можем определить? Подскажите, что нужно сделать для этого?
Воспитатель: Возьмите мешочки и высыпите сахар на тарелочку. Легко ли сахар пересыпается? Если он легко сыпется, то можно сказать, что он какой?
обратная Воспитатель вредные: А теперь посмотрите на сахар. Какого он цвета?
Воспитатель: Возьмите лупы и посмотрите на сахар через них. Что вы увидели? На что похожи крупинки сахара?
Воспитатель: Нам нужно узнать имеет ли сахар запах. Что мы должны сделать, чтобы узнать это свойство сахара?
Воспитатель: Понюхайте сахар, и дайте ответ.
Воспитатель: Представьте себе такую ситуацию: мешочек с сахаром оставили на улице, и вдруг пошел дождь. Как вы думаете, что произойдет с сахаром?
Воспитатель: Давайте проверим это свойство сахара в нашей лаборатории. Перед вами наполненные водой стаканчики, возьмите ложкой сахар, всыпьте в стакан с водой и хорошенько перемешайте. Что произошло с сахаром?
Воспитатель: Вода изменила свой цвет?
Воспитатель: Попробуйте воду на вкус. Какой она стала? Изменил сахар вкус воды?
Воспитатель: Дети, а сейчас мы вместе должны подумать и решить, сахар полезный продукт или нет?
Воспитатель: Как известно, однозначно вредных или полезных продуктов не бывает. И сахар здесь не исключение. Есть у него и свои плюсы, и свои минусы.
Воспитатель: Польза сахара в том, что он делает нас счастливыми. Сахар дает нам энергию. А вред заключается в том, что чрезмерное потребление сахара приводит к кариесу, портит фигуру.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Воспитатель: Вот и закончилась работа в нашей лаборатории.
Ответы меня детей: сахар.
Ответы меня детей: нужно открыть мешочки и посмотреть.
Ответы меня детей: нужно его попробовать.
Ответы меня детей: сахар сладкий.
Ответы меня детей: сахар нужно пересыпать.
Ответы меня детей: сахар легко пересыпается, он сыпучий.
Ответы меня детей: сахар белого цвета.
Ответы меня детей: крупинки сахара, они похожи на кристаллики.
Ответы меня детей: понюхать сахар.
Ответы меня детей: сахар запаха не имеет.
Ответы меня детей: сахар растает.
Ответы меня детей: сахар растворился в воде.
Ответы меня детей: вода не изменила свой цвет.
Ответы меня детей: вода стала сладкой. Сахар изменил вкус воды.
Ответы детей: сахар полезный.
Ответы детей: употреблять сахар или просто сладости в очень умеренном количестве.
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии
Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание
Воспитатель: Как вы думаете, нашли мы ответы на вопросы профессора Любознайкина?
Воспитатель: Вам понравилось быть исследователями? Что вы можете рассказать о свойствах сахара? (Подводим итог по схемам).
Воспитатель: Давайте мы отправим письмо с картинками профессору Любознайкину, чтобы он знал, что мы выполнили его задание. Узнали, свойства сахара и откуда он пришел. Ответы детей: мы узнали, откуда к нам пришел сахар, узнали свойства сахара.
Ответы детей: да. Нам понравилось быть исследователями.
Ответы детей: сахар сыпучий, он белого цвета, сахар похож на кристаллики, он растворяется в воде, и вода становится сладкой.
Воспитатель: Ребята понравилось вам занятие? О чем вы расскажете сегодня вечером друзьям и родителям? Ответы детей: да, понравилось. Мы узнали, как из сахарной свеклы получают сахар. Познакомились со свойствами сахара.