Светлана Таранова
Конспект занятия в подготовительной группе «Откуда сахар к нам пришёл?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по разделу программы «Ребенок и окружающий мир»
для детей подготовительной к школе группы
«Откуда сахар пришел? Сладкие истории»
Цель: Познакомить детей с процессом переработки сахарной свеклы в сахар
Программные задачи:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Откуда сахар к нам пришёл?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сахар. Изучаем сахар
- Сахар. Конспекты занятий
- Темочки
1. Углубить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы;
2. Стимулировать познавательную активность и любознательность, активизировать восприятие учебного материала;
3. На основе исследования свойств сахара, знакомить с его применением;
4. Выявить полезные и вредные свойства сахара;
5. Познакомить с процессом варения леденцов;
6. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Предварительная работа: беседа о промышленных предприятиях района, рассматривание фотоматериала о работе сахарного завода, проведение НОД по нетрадиционному рисованию «Сладкая снежинка»
Оборудование: ПК, проектор, презентация «Откуда сахар пришел?», сосуд с водой, сахар, лимон, ложка, свеча, формочки для леденцов.
Ход НОД:
1. Вводная часть. Организация внимания.
Воспитатель предлагает ребятам узнать на ощупь, что насыпано в мешочек.
(С помощью тактильных ощущений дети узнают содержимое мешочка)
Дети: Сахар. (Воспитатель демонстрирует презентацию. Слайд 1. Сахар.)
2. Основная часть
Воспитатель: О сахаре говорят : «В поле родился, в котле варился, в воде растворился».
Слайд 2. Загадка.
Воспитатель: Почему же так говорят о сахаре? Из чего получают сахар? Как он попадает к нам на стол? Это мы сегодня и узнаем.
Слайд 3. Выращивание свеклы. Путешествие начинается.
Воспитатель: Весной семена сахарной свеклы опускают в землю, прикатывая катками. При благоприятных погодных условиях через 2-3 недели появляются всходы. В течение лета свекла растет, набирая массу и сахаристость. В конце августа начинается уборка сахарной свеклы. Корнеплоды складируются на поле в кагаты – громадные бурты, в которых они хранятся до приемки на заводе. Грузовыми машинами свеклу везут на завод.
Слайд 4. Сахарный завод «Ленинградский».
Воспитатель: На заводе происходит процесс переработки сахарной свеклы в сахар-песок.
Слайд 5. Очистка и измельчение корнеплодов.
Воспитатель: На заводе масса корнеплодов сначала подается гидравлическим транспортером на различные органы очистительных машин, где происходит отделение корнеплодов от остатков ботвы, соломы и камней. После этого масса корнеплодов подается на мойку, где проходит окончательную очистку от земли и еще раз обмывается чистой водой. Затем свекла поступает на свеклоизмельчители, где превращается в мелкую стружку.
Слайд 6. На заводе. Процесс переработки корнеплодов.
- Стружку эту опускают в котлы с водой и варят. Получившийся сироп отделяют от стружки, выпаривают и сушат. По ленте сахар поступает в упаковочный цех.
Слайд 7. Отправляемся в путь.
- В упаковочном цеху сахар фасуется по мешкам и поступает на склад хранения. По заявкам потребителя сахар везут в магазины, пекарни, кондитерские фабрики. Сахар используют в приготовлении кондитерских и хлебобулочных изделий.
Слайд 8. Сладкие продукты.
Проводится игра с мячом «Съедобное – не съедобное».
Воспитатель: Сахар, благодаря его свойствам, используют в приготовлении различных блюд, кондитерских изделий, сладких напитков. Давайте же, познакомимся со свойствами сахара.
Проведение опытов.
Опыт № 1: Сахар растворяется в воде, изменяя ее вкус.
(Дети опускают в стакан с водой кубик рафинада и следят за тем, как он растворяется. Далее пробуют воду на вкус. Вывод: сахар изменил вкус воды. Вода стала сладкой.)
Опыт № 2. Термическая обработка сахара.
(Воспитатель держит ложку с сахаром-песком над пламенем свечи. Сахар плавится, становиться жидким. Выливает в форму и сироп застывает. Вывод: при нагревании сахар из твердого состояния переходит в жидкое. При охлаждении – наоборот.)
Опыт повторяется с добавлением в сахарный сироп сока лимона. Так получаются леденцы. Они насыщаются витамином С, содержащимся в лимоне и приобретают лечебные свойства. Примечание: соблюдается техника безопасности).
Слайд № 9. Леденцы.
Проводится пальчиковая гимнастика «Повар».
Повар готовил обед…. (ребром ладони бьют по коленям
А тут отключили свет. … (имитируют отключение)
Повар рыбу берет
И опускает в компот. …. (загибают большие пальцы)
Бросает в котел поленья (загибают указательные пальцы)
А в печку кладет варенье. … (загибают средние пальцы)
Мешает суп кочережкой, …. (загибают безымянные)
Угли берет поварешкой. … (загибают мизинцы)
Сахар сыпет в бульон (изображают, как сыплют сахар)
И очень доволен он. (опускают руки, пожимают плечами)
Воспитатель: Как вы думаете, дети, сладкие продукты полезны или
вредны для здоровья? (Ответы детей).
Воспитатель: Как известно, однозначно вредных или полезных продуктов не бывает. И сахар здесь не исключение. Есть у него и свои плюсы, и свои минусы.
Польза:
• Сахар активизирует кровообращение в головном и спинном мозге и улучшает память.
• Сахар предотвращает тромбозы, уменьшает риск развития артритов.
• Сахар помогает наладить работу печени и селезенки.
• Сахар делает нас счастливыми.
• Сахар дает нам энергию.
Вред:
• Сладкое портит фигуру, приводит к ожирению.
• Сахар вреден для зубов, он способствует образованию кариеса.
• Чрезмерное потребление сахара способствует развитию сахарного диабета, снижает уровень зрения, приводит к сонливости.
3. Заключительная часть. Подведение итогов.
Дети: Мы узнали, как из сахарной свеклы получают сахар. Познакомились со свойствами сахара. Выяснили, что при добавлении сока лимона в процессе варки, леденцы насыщаются витамином С и обретают лечебные свойства. Выявили полезные и вредные свойства сахара.
Список источников информации
1. https://www.agroxxi.ru/saharnaja-sv-kla/saharnaja-sv-kla-pererabotka/pererabotka-saharnoi-svekly.html
2. Большая советская энциклопедия: Силин П. М., Технология сахара, 2 изд., [М., 1967]; Демчинский Ф. А., Производство сахара-рафинада, 2 изд., М., 1974.
3. https://www.pandia.ru/text/77/150/9166.php
4. Валер Й, Биндер Ф. Сахар - сладкое искушение. - Петербург; 2009.-256 с.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 12
детей об окружающем мире, способствующих и обеспечивающих эффективность и качество усвояемого материала.
Практическая значимость данного цифрового образовательного ресурса заключается в том, что яркая презентация стимулирует познавательную активность, любознательность детей, воспитывает уважение к труду взрослых.
Продумана структура НОД и последовательность слайдов, видно наличие логики перехода от одной структурной части к другой. Учтена смена видов деятельности и двигательная активность детей. Соблюден баланс между учебно-познавательным содержанием и исследовательской деятельностью.
Содержание НОД соответствует выбранной теме и возрасту детей, а так же реализуемой программе воспитания и обучения детей в ДОУ.
Таким образом, конспект непосредственной образовательной деятельности и презентация «Откуда сахар пришел?» могут быть использованы в работе педагога в подготовительной к школе группе.
04.12.2014г
Описание материала: Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Каждый день дети видят на столе хорошо знакомый продукт. Предлагаю удивить детей, предложив им провести опыты с сахаром! Проведенные опыты помогут детям по другому взглянуть на свойства сахара и приобрести новые знания.
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.
Задачи:
1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.
2. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении для человека.
3. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности.
4. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.
5. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
6. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Оборудование:
У детей на столах баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы.
У воспитателя на столе: спиртовка, штатив, чаша.
Мультимедийная установка.
Ход занятия.
Формирование положительной мотивации:
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
Сегодня в нашей группе много гостей. Они вместе с нами побывают в «загадочной лаборатории».
Скажите, вы хотите стать исследователями? Тогда, я приглашаю Вас в лабораторию, и сегодня вы станете исследователями. А кто из вас знает, что такое лаборатория? Прежде всего, я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории:
- без разрешения ничего не трогать;
- слушать очень внимательно и выполнять то, что говорю я;
- ребята, хотите узнать, что мы сегодня будем исследовать?
Перед вами лежат мешочки. Возьмите в руки мешочки. - Какие мешочки на ощупь? Как вы думаете, что там может быть? ( Предположения детей: песок, сахар, соль, крупа и т. д.) - Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там (ответы детей) - Правильно, это всем известный сахар Кто-нибудь из вас знает, из чего получают настоящий сахар? (Предположения детей). .
: О сахаре говорят : «В поле родился, в котле варился, в воде растворился». : Почему же так говорят о сахаре? Из чего получают сахар? Как он попадает к нам на стол? Это мы сегодня и узнаем. Путешествие начинается.
Презентация «Из чего сделан сахар».
- Сахар получают из сахарной свеклы. Но чтобы получить сахарную свеклу, нужно весной ее семена посадить в землю (слайд). Затем появятся всходы (слайд, которые нужно пропалывать от сорняка. Во время роста сахарную свеклу нужно поливать (слайд, удобрять. И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к уборке. Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны (слайд). Они сразу же очищают клубни от листьев. Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы (слайд). На заводе ее моют несколько раз, режут на мелкие кусочки (мелкую стружку) и варят в больших чанах с добавлением воды. Вначале получается патока – сладкая жидкость (слайд). А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе (слайд).
Дети имели возможность сахарную свеклу потрогать, увидеть отходы производства – жом.
- Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо знакомого вам сахара. Для проведения опытов по исследованию сахара и его свойств, нам понадобится некоторое оборудование. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
- Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного сахара. Легко ли сахар пересыпается? Если он легко сыпется, то можно сказать, что он (ответы детей). Правильно: сыпучий. (Вывешивается алгоритм, символизирующий это свойство сахара)
- А теперь рассмотрите сахар. Какого он цвета? На что похожи крупинки сахара? Имеет ли сахар запах? Какой он на вкус? (Ответы детей)
Каждое свойство сахара подкрепляется символами.
- Представьте себе такую ситуацию: мешочек с сахаром оставили на улице, и вдруг пошел дождь. Как вы думаете, что произойдет с сахаром? (предположения детей)
- Давайте проверим это в нашей лаборатории.
Опыт№1. Сахар растворяется в воде, изменяя ее вкус.
Перед вами наполненные водой стаканчики, возьмите мерной ложечкой из мешочка сахар, всыпьте в стакан с водой и хорошенько перемешайте. Что произошло с сахаром? (ответы детей). Вода изменила свой цвет? Попробуйте воду на вкус. Какой она стала? Изменил сахар вкус воды? Вывод: сахар изменил вкус воды. Вода стала сладкой. Вывешиваются соответствующие символы.
- Прежде чем мы продолжим опыты с сахаром, давайте отдохнем.
Проводится игра на внимание. Дети встают из-за столов.
- Я вам буду называть блюда, в которые сахар кладут и те, в которые не кладут сахар. Если вы услышите название блюда, в которое кладут сахар, - хлопаете. Не кладут – топаете
.Варенье, чай, борщ, компот, кисель. Вареная картошка, мармелад, шоколад. Жареная рыба, винегрет, уха.
- Сегодня мы с вами сахар пересыпали, растворяли, но не нагревали. Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его нагреть? (Предположения детей).
Опыт№2. Термическая обработка сахара.
- Чтобы это проверить, я возьму спиртовку, немного ложку с сахаром и буду его нагревать. (опыт демонстрируется в системе онлайн). Выливаю на тарелочку. Что произошло с сахаром? (Ответы детей).
- Обратите внимание, я вылила жидкий сахар на тарелочку, а каким он стал сейчас? Что с ним произошло? (постучать ложкой по застывшему сахару)
- Какой вывод можно сделать? Вывод: при нагревании сахар их твердого состояния переходит в жидкое. При охлаждении – наоборот.
Опыт№3. Добавление в сахарный сироп сока лимона. Так получаются леденцы. Они насыщаются витамином С, содержащимся в лимоне и приобретают лечебные свойства.
- Что Вам напоминает твердый сахар?
- А хочется вам попробовать лизнуть? Я так и думала, поэтому дома, специально для вас приготовила леденцы. Но прежде чем угостить вам леденцами, я хотела бы спросить: понравилось вам занятие? Что вам больше всего запомнилось? О чем вы расскажете сегодня вечером друзьям и родителям?
«Откуда сахар пришел? Сладкие истории»
Цель: Познакомить детей с процессом переработки сахарной свеклы в сахар
Программные задачи:
1. Углубить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы;
2. Стимулировать познавательную активность и любознательность, активизировать восприятие учебного материала;
3. На основе исследования свойств сахара, знакомить с его применением;
4. Выявить полезные и вредные свойства сахара;
5. Познакомить с процессом варения леденцов;
6. Воспитывать уважение к труду взрослых.