Папки-передвижки

Педагогическая находка. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Соль и ее свойства» (18 фото)

Наталья Косинова
Педагогическая находка. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Соль и ее свойства»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель : Развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью.

Задачи:

- образовательные: познакомить детей со свойствами соли и нестандартными способами её использования;

- развивающие: развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь; развивать навыки экспериментирования; развивать речевую активность, мелкую моторику рук;

Публикация «Педагогическая находка, Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Соль и ее свойства“» размещена в разделах

-воспитывающие: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Материал и оборудование: посылка с мешочками соли, тарелочки, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, свечи, белый лист, цветные мелки, 4 яйца, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, морская соль, пищевая соль, баночки для декорирования.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах

Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли.

• Выращивание соляных кристаллов

• Наблюдение «Как мама использует соль.

Вводная часть.

Ход занятия:

Педагогическая находка. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Соль и ее свойства»

Приветствие

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась посылка.

Фото «Соль и ее свойства»

Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?

Педагогическая находка. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе - фото

i][/i]

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Откройте мешочки. Что там? (соль)

Воспитатель высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль

Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

Фото №1 Цель Развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью

i][/i]

Соль, один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся? Источниками соли являются моря и океаны. Так же соль находится в природе – это каменная соль. Есть много видов соли. Есть морская соль. Это соль, содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов. 8 тысяч лет люди употребляли соль в пищу.

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.

Без соли, без хлеба худо беседа.

Пуд соли вместе съесть.

Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

Воспитатель: - Как вы думаете, где можно использовать соль?

Соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

А еще соль полезна и животным.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

В консервировании овощей : соль в жизни людей была важным продуктом.

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)

Фото №2 Все конспекты Опытно экспериментальная деятельность Опыты и эксперименты

i][/i]

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Соль нужна для животных

Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи.

Основная часть.

«Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными.

А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью :

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил и положи на место

Опыт № 1 : «Из чего состоит соль».

Фото №3 Конспекты занятий НОД Свойства материалов и веществ Соль

i][/i]

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль.

.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Фото №4 Изучаем соль Соль

i][/i]

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Фото №5 Предварительная работа

i][/i]

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод: соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3 : «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды.

Фото №6 Беседа с детьми Что мы знаем о соли и её свойствах Просмотр презентации на тему Где и как добывают соль

то произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Опыт№4. «Соль растворяется в воде» - Ребята, перед вами стакан с водой, положите ложку соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

Фото №7 Сбор образцов соли морская поваренная каменная

i][/i]

Воспитатель:

Ребята,в какой воде соль будет растворятся быстрее в тёплой или в холодной?

(В тёплой воде соль растворилась быстрее).

А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем

А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)

А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт № 5. «Плавающее яйцо».

Фото №8 Чтение художественной литературы где речь идет о соли пословицы поговорки о соли

i][/i]

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Фото №9 Выращивание соляных кристаллов Наблюдение Как мама использует соль

i][/i]

Опыт № 6. «Выпаривание».

Воспитатель: Ребята, а где больше всего соленой воды в природе? (В морях, океанах).

А как вы думаете, можно ли из соленой воды получить соль? А как это сделать? (Варианты детей).

Хотите, покажу? Подходите ко мне. Я беру ложку с небольшим количеством соленой воды и подношу ее к горящей свече.

Фото №10 Приветствие В круг широкий вижу я Встали все мои друзья

i][/i] Как вы думаете, что произойдет с водой? Правильно, ребята, вода выпарится, а соль останется в ложке. (Проводит воспитатель).

Вывод: в ложке после испарения воды осталась соль.

Фото №11 Мы сейчас пойдём направо А теперь пойдём налево В центре круга соберёмся И на место все вернёмся Улыбнёмся подмигнём

i][/i]

Опыт №7 Соль подвержена кристаллизации.

Три недели назад мы с вами поместили х/б нитку в стакан с солёной водой. Давайте посмотрим, что произошло за это время. (Рассматриваем кристаллы). Куда же исчезла вода? (испарилась) А соль осталась. Крупинки соли присоединились друг к другу, стали больше. Образовались большие кристаллы.

Фото №12 Собрались мы снова вместе Чтобы было интересней Много нового узнаем Что ж ребята начинаем Воспитатель

i][/i]

Какой вывод можем сделать? (Ответы детей).

Вывод: соль способна кристаллизоваться (соединяться друг с другом).

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)

А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков.

Творческая работа.

«Разноцветная радуга»

Воспитатель: Мы с вами сделаем разноцветную радугу. Высыпите на белый лист чайную ложку соли. Возьмите цветной мелок и покатайте его по соли.

Фото №13 Ребята посмотрите у нас в группе появилась посылка

i][/i] Что произойдет?

Мелок выкрасил соль в определенный цвет. А сейчас мы будем заполнять цветной солью баночку.

Фото №14 Давайте посмотрим что там

i][/i]Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались. Как красиво у вас получается!

Фото №15 Какие то мешочки в ней

i][/i]

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята,на этом наше занятие подошло к концу. Мы с вами много узнали о свойствах соли.

Вопросы воспитателя:

- Понравилось вам в лаборатории?

(ответы детей)

- Как вы думаете, какая соль?

- Как и где мы можем использовать соль? (ответы детей)

- Что нового вы узнали о соли?

(ответы детей)

Воспитатель подводит итог, обобщает полученные знания детей, хвалит детей.

- Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий. А сейчас пойдемте и расскажем о своих открытиях другим детям из нашего детского сада.

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?»Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?» Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. 1. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана» Цель: - Познакомить детей с природным явлением – вулканом. Задачи: - Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Воздух вокруг нас»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Воздух вокруг нас» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе. Задачи: Знакомить с качественной характеристикой воздуха.

Конспект занятия во второй младшей группе «Откуда берется вода?» по опытно-экспериментальной деятельностиКонспект занятия во второй младшей группе «Откуда берется вода?» по опытно-экспериментальной деятельности Цель: познакомить детей с процессом конденсации Материал: Горячая вода Оборудование: ёмкость, охлажденная металлическая крышка Ход-занятия.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Замерзание жидкостей» Цели: познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей Задачи: -развивать интерес.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Замерзание жидкостей» во второй младшей группеКонспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Замерзание жидкостей» во второй младшей группе Цели: познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей Задачи: -развивать интерес.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун» Сегодня, 12 апреля 2018 года, на базе нашего детского сада прошло открытое мероприятие, показ практических занятий, для слушателей Амурского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая находка. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Соль и ее свойства»
Опубликовано: 30 августа 2019 в 21:30
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая находка. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Соль и ее свойства»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Косинова (УИ 1486200) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД