Наталья Афанасьева
НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое простого карандаша»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в прошлое простого карандаша»
Цель: Расширение познавательного интереса детей о способах и средствах передачи информации на разных этапах развития человеческого общества.
Задачи :
Обучающие
- Формировать представление о карандаше, его функциях.
- Активизировать словарный запас о карандаше средстве передачи информации, изображений.
Развивающие
- Формировать умение рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.
Публикация «НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в прошлое простого карандаша“» размещена в разделах
- Развивать творческие умения в процессе изобразительной деятельности (нетрадиционное рисование – углем).
Воспитательные
- Воспитывать интерес к изучению истории (истории вещей) .
Лексика: графит, уголь, угольные, сангина, пастель, механические, акварельные, косметические, твердые, мягкие, точилка, ластик, «рубашка», шестигранный карандаш, графитовый стержень, наскальные рисунки.
Планируемый результат:
- знает средства и способы передачи информации на разных этапах развития человеческого общества.
Форма НОД: «Путешествие по «реке времени»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (старшая группа).
Предварительная работа:
• серия опытов с простым карандашом (карта наблюдений)
• апробация разных методов рисования простым карандашом: штриховка, рисование с разным нажимом на карандаш
• наборы карандашей разных по назначению, цвету, оформлению и материалов
• пальчиковые игры
• рисование карандашами в группе и дома
• чтение сказки В. Сутеева «Мышонок и карандаш»
• чтение сказки А. Громовой «Сказка про Простой карандаш»
• видео фильм «Как рождается карандаш»
• мультфильм «Карандаш и ластик» на музыку Шнитке
• мультфильм «Мышонок и карандаш» по рисункам В. Сутеева
• видеоклип «Коробка с карандашами»
• выставка рисунков детей в группе «Наш друг карандаш».
Сегодня в группу я принесла коробку, в ней находятся интересные предметы очень знакомые вам.
- Возьмите по карандашу, рассмотрите.
- Кто хочет рассказать о своем карандаше?
-Зачем нужен карандаш?
- Всегда ли был карандаш?
- Как об этом можно узнать?
- Как это было хотите узнать?
- Предлагаю отправиться в путешествие, для этого нам нужна «река времени».
Мы уже с вами путешествовали по «реке времени».
А кто из вас помнит, какие остановки у нас были на «реке времени»
Первая остановка на «реке времени» (древность).
- Карандаш был в это время?
- Чем изображали (рисовали) люди в древности?
- Показ предметов для рисования
- Что изображали в своих рисунках?
- Показ наскальных рисунков
- Предлагаю выполнить рисунок углем.
- Чем же рисовали, писали люди в древности?
- Удобно ли рисовать углем?
-Почему?
Отправимся дальше по «реке времени».
- Какая наша следующая остановка?
- Как вы думаете, чем рисовали, писали в старину?
- В Англии, пастухи нашли темное твердое вещество, которое использовали как краску. Этим веществом придумали метить овец, чтобы не перепутать с чужим стадом.
Назвали это вещество — графит.
Изготавливать стали графитовые палочки.
Рассматривание графитовых стержней
- Почему пользоваться было неудобно палочками?
Тогда люди стали задумываться, как сделать так, чтобы руки не пачкались, а писать и рисовать можно.
- Ребята, а что бы вы предложили людям, чтобы они могли не пачкать руки при письме?
- Предложили много разных вариантов «рубашек» для графита. Я не случайно сказала «рубашка», потому что в народе ее называли так.
-Предлагаю изготовить «рубашку» для графита из различных материалов.
Изготовление «рубашки» для грифельного стержня.
Позже французский химик Николя Конте предложил изготовить «рубашку» для графита: поместить графитовые стержни в деревянные оболочки.
Эту технологию с небольшими изменениями используют и теперь.
- Что использовали люди для письма и рисования в старину?
Нам пора отправиться к следующей остановке «настоящее время».
Физминутка «Веселая гимнастика с карандашом»
(самомассаж пальцев и ладоней с помощью карандаша)
Карандаш в руках катаю.
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
- Какими стали современные карандаши?
-Давайте вспомним, и вы расскажете, что мы еще узнали о простом карандаше (показ карты)
- деревянный корпус + стержень графитовый - ГРИФЕЛЬ
- разная твердость;
- можно стереть ластиком;
- может быть тупым, если много рисовать;
- становится меньше, если точить его точилкой;
- легко ломается.
- Какие еще карандаши знаете?
-- Карандаш берут с собой аквалангисты.
- Космонавты пользуются карандашом для записей.
-Почему они пользуются карандашом?
- А сейчас давайте мы с вами вспомним, чем люди рисовали.
- Здесь на столе еще есть картинки, все они могут найти своё место на «реке времени».
- Давайте их разместим на «реке времени».
- Посмотрим на результат нашей работы.
- Все согласны, где расположены картинки?
У нас на «реке времени» есть еще свободное место. Предлагаю дома рассмотреть свои карандаши, нарисовать их, сфотографировать, принести рисунки, фото. Мы поместим их на нашем панно. А может нарисуете карандаш будушего.
- Ребята, кто из вас узнал что-то новое для себя?
- Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?
-Хотели бы вы кому-нибудь рассказать то, что вы узнали о карандаше?
- Что вам понравилось больше всего?