Марина Петрова
НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Путешествие на морское дно»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей представление о природе как о едином целом, уточнить и расширить их представления о животном и растительном мире океанов.
Задачи:
Образовательные :
Продолжать формировать представления о взаимозависимости живых организмов от среды обитания.
Развивающие :
развивать связанную речь;
формировать и активизировать словарь детей, развивать любознательность, память и мышление детей;
развивать зрительное восприятие.
Воспитательные :
Публикация «НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста „Путешествие на морское дно“» размещена в разделах
воспитывать бережное отношение к природе, животным;
способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости;
интерес к художественной литературе.
МАТЕРИАЛ: Обучающая презентация «Путешествие на морское дно», карта мира
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ :
Собираем всех детей на ковре при просмотре презентации
ПРИМЕРНЫЙ ХОД НОД
Деятельность воспитателя
Воспитатель создает игровую ситуацию для постановки цели:
Сегодня мы отправляемся в путешествие на морское дно. (Слайд №1)Кто живёт в море? Многие из вас думают, что в море живут только рыбы. Но это не так. В море живёт много зверей, хотя внешне они напоминают рыб. Посмотрите на картинки, кто это? (Слайд №2, №3) Морж и тюлень. Чем они отличаются от рыб? (Они живут на суше, а в море охотятся). Есть еще одно отличие: они не могут долго находиться под водой, потому что дышат воздухом. Первые живые существа на Земле появились в воде и могли дышать под водой. Но вскоре вода стала отступать, появилась суша, и некоторые животные приспособились дышать воздухом. В море таких животных много. Это касатка, кит. (Слайд №4, №5). Кит- самое крупное животное в мире. Он весит более 50 слонов, и пищи ему необходимо огромное количество. Чем же питаются киты? Если на десятки километров вода окрашена в розоватые и фиолетовые цвета, то это китовая еда. Эта вода состоит из мелких рачков. Кит плавает в самой гуще этой воды, сквозь пластины, которые свисают с верхней челюсти кита, он процеживает воду, оставляя во рту «кашу» из рачков. (Слайд №6). Кит дышит не жабрами, а лёгкими и поэтому ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть воздух. В воздухе, который он выдыхает, много паров. Бывает так, что кита ещё не видно, а над морем уже появился фонтан. (Слайд № 7). У самки кита рождается один китёнок, которого мама кормит молоком (Слайд №8).У китов нет губ, и китенок под водой охватывает один из сосков матери свёрнутым в трубку языком, мать впрыскивает молоко ему прямо в глотку. (Слайд № 9). А, что вы слышали о дельфинах? (ответы детей). (Слайд № 10). Из всех обитателей Мирового океана дельфины самые сообразительные. Они с удовольствием играют с человеком и поддаются тренировке. Дельфины спасают людей (Слайд №11). Во время войны дельфины могли донести у себя на спине мины к кораблям врага, жертвуя собой ради жизни многих людей. (Слайд №12).Как вы думаете, могут ли они уплыть на дно в ураган и спокойно его переждать? (Нет, им нужен воздух, чтобы дышать. Они просто уплывают подальше от непогоды). А вот рыбы прекрасно дышат под водой. Самыми опасными рыбами являются,акулы (Слайд №13). Что вы о них знаете? (ответы детей). Это самые большие хищники из рыб. У них есть интересные родственник- это скаты (Слайд №14). Скаты живут в более глубоких местах, поэтому их тело приобрело плоский вид. Есть электрические скаты, они с помощью электрического заряда могут охотиться на свою жертву (Слайд №15). На большие глубины солнечный свет проникает мало, поэтому есть рыбы, которые сумели этим воспользоваться. Они имеют усики, кончики которых светятся в темноте, как лампочки. Рыбёшки подплывают ближе к свету, и рыба удильщик их ловит: даже никуда не плавая, добыча сама заплывает ему в рот. (Слайд № 16). В море встречаются рыбы, на рыб вовсе не похожие. Это, например, морской конёк. (Слайд № 17). Изгиб его шеи напоминает изгиб шеи у лошади, поэтому его так и назвали. Но когда он плывёт, он вытягивается и становится больше похожим на иголку Есть еще одно животное в море, в названии которого упоминается название одного зверя лесного. Посмотрите и догадайтесь, на кого он похож. (Слайд № 18). Морской ёж. В названиях многих морских и океанических зверей присутствует слово «морской». По этим названиям можно сразу понять, на кого похоже то или иное животное. Например морская звезда (Слайд №19, или морской огурец (Слайд №20). А теперь расскажите, что вам больше всего запомнилось, из нашего путешествия? У нас в городе вы можете посетить океанариум и дельфинарий, и там полюбоваться на морских рыб и животных.