Галина Влезько
НОД по познавательно-речевому развитию «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зимушка - зима».
Направление: познавательно – речевое развитие.
Цель: Обобщение и закрепление знаний по пройденному материалу через организацию различных видов деятельности.
Программное содержание:
1. Обобщить знания детей о зиме и ее характерных признаках. Отрабатывать умение составлять и читать двусложные слова. Совершенствовать навыки ориентирования в геометрических фигурах. Закрепить понятие родственных слов. Поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы.
Публикация «НОД по познавательно-речевому развитию „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
2. Развивать общую моторику, диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание. Обогащать и активизировать словарь детей. Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие. Продолжать формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация).
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Формировать привычку работать сообща, вырабатывать волевые навыки на пути к достижению поставленной цели.
Предварительная работа:
Наблюдение за зимними явлениями в природе в ходе ежедневных прогулок.
Беседы о времени года – зима, о зимних месяцах, признаках зимы.
Рассматривание репродукций, изображающих зимний пейзаж.
Чтение стихотворений о зиме.
Планируемые результаты:
четко определяет содержание своей работы;
проявляет активный интерес к занятию;
внимательно слушает задание;
точно отвечает на вопросы;
правильно и аккуратно выполняет задания.
Оборудование: магнитные доски; магниты; карандаши простые; корзинка; изображение Зимы; физическая карта мира; дид. материал: карточки – льдинки со слогами, игра «Бывает – не бывает», дикие животные; башмачки.
Раздаточный материал: карандаши простые; ленточки и колечки разного цвета; карточки: графическое задание «Елочка».
Обогащение и активизация словаря: старинные названия месяцев: хмурень, лютовей, снеговей.
Приемы: словесные, наглядные, игровые.
Содержание непосредственной образовательной деятельности.
I. Организационный момент.
(дети стоят в кругу).
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга нашей дружилочкой.
Дружит с солнцем ветерок.
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Все с друзьями пополам
Разделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
- Посмотрите, сегодня на наше занятие пришли гости. Давайте их поприветствуем.
- А теперь поздороваемся друг с другом. Садитесь на свои места.
II. Вступительная беседа.
-Ребята, сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Сейчас Яша прочитает нам стихотворение и вы поймете, кто же нас пригласил к себе в гости.
Приходит в шубке белой
Красавица-зима,
Ступает королевой,
На шапке — бахрома.
Снежинками украшен
Сверкающий наряд,
Платком она помашет -
Снежинки полетят.
Так щедро посыпает
Поля, сады кругом.
Природа засыпает
Под мягким серебром.
- Яша, о чем твое стихотворение? (О зиме).
- Верно. В гости нас сегодня приглашает Зимушка-Зима. А вот и она сама… (Изображение Зимы вешаем на доску).
- Какими словами можно описать зиму? (снежная, суровая, морозная, злая….)
- Да, ребята, вы правы. Зима у нас действительно разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.
- Зима уже вступила в свои права вместе с помощниками – зимними месяцами.
- Какие зимние месяцы вы знаете?
- Ребята, в старину в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, месяц этот хмурый, бессолнечный, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.
- А январь называли «лютовей». Как вы думаете, почему? Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрепит снег.
- Февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метут метели, вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.
III. Основная часть занятия.
1. Грамматико – математическое задание «Составь слова».
- Ребята, зима принесла нам корзинку. Давайте заглянем в нее, что же там лежит?
- Ребята, это же волшебные льдинки, из которых Зима предлагает нам сложить слова! Кто нашел первое слово? (Собираем все слова. Выкладываем их на магнитной доске).
- Назовите слово, слоги которого записаны на квадратах. (Зима).
- Прочитайте слово в прямоугольниках. (Снежок).
- Чем квадрат отличается от прямоугольника? (У квадрата все стороны равны).
-Какие еще родственные геометрические фигуры вы увидели? (Круг и овал).
- В каких геометрических фигурах написано слово «елка»? (Многоугольник – шестиугольник).
- Что же такое слог? (Это часть слова).
2. Интеллектуально – речевая игра «Гирлянда ассоциаций».
- Ребята, слова, которые вы сейчас прочитали, холодные или теплые? (Холодные).
- Верно, холодные слова, за окном ведь зимушка – зима. А какие зимние слова вы еще знаете? (Иней, метель, горка, варежки и т. д.)
3. Малоподвижная физическая игра «Бывает – не бывает».
- Заглянем в корзинку. (Карточка «Да - нет»).
- Что написано на карточке? (Да – нет).
- Ребята, Зимушка предлагает нам поиграть в игру «Бывает – не бывает». Если вы согласны с прочитанным, то хлопаете в ладошки, а если нет, то топаете ножками.
1. Наступила зима. Кругом бело. Под деревьями появились подснежники.
2. Зимой в лесу тихо. Лишь изредка слышно, как стучит клювом по дереву дятел. Он ищет под корой червяков.
3. Зимой птицам холодно и голодно. Дети им помогают. Они насыпают в кормушки крошки хлеба, семечки и наливают сок.
4. Пройдёт зима, уйдут морозы и метели. И наступит лето.
5. Зимой дети катаются на лыжах, а летом - на велосипедах. (По ходу игры дети исправляют ошибки).
4. Познавательная игра «Кто, где живет».
-Ребята, в корзинке лежит белый медведь. Что бы это значило?. Я догадалась: животные испугались зимы и спрятались у нас в группе.
- Давайте вернем их на свои материки. (Вешаем карточки с изображением животных на карту мира).
5. Малоподвижная речевая игра «Что увидим мы в лесу?»
- Ой, ребята, а в корзинке башмачки!
- Зимушка-зима предлагает нам погулять по зимнему лесу. Ну что отправимся в прогулку? (Образуем круг, в ходьбе на месте выполняем задания).
- Очутились мы в лесу, и увидели нору, кто-то там тихонько спит. Просит нас он не шуметь! Кто спит в зимнем лесу? Что это за зверь? (медведь, барсук, еж.)
- А эти птицы в теплые края не улетели, не испугались злой метели! Как можно назвать птиц оставшихся зимовать? (зимующие птицы)
- Каких зимующих птиц вы знаете? (снегири, сороки, синицы, клесты)
- А каким животным зима не страшна, потому что они сделали себе запасы еще осенью? (Белка, мышь, крот).
- А кто это ходит там за деревьями голодный, в поисках еды? (Волк, лиса, кабан, лось).
- Давайте быстрее возвращаться в группу. (Садимся за столы).
6. Графическое упражнение «Елочка» (соедини по точкам).
- Ребята, посмотрите какая интересная карточка. Зима принесла вам задание, выполнив которое, вы узнаете, без чего же не обходится новогодний праздник. (Соединяем по точкам, один ребенок работает у доски).
- А сейчас давайте поиграем у наших елочек в снежки!
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок лепили:
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем – совсем не сладкий.
Раз – подбрось, два – поймай,
Три – возьми и не сломай.
7. Практическая часть занятия: бусы для Зимы.
- Ребята, а в корзинке больше не осталось ничего… Скоро наша гостья уйдет в свое царство. Давайте мы сделаем ей в подарок бусы.
- У вас на столах есть ленточки и колечки разного цвета. Как вы думаете, все ли колечки нам понадобятся? Почему? А какие из них подойдут к наряду нашей гостьи? (Синие, голубые, белые).
- Верно, а теперь за работу. (Нанизываем бусы).
- А теперь положим бусики Зиме в корзинку.
IV. Рефлексия.
- Наше занятие подошло к концу. Сегодня все старались и были молодцами.
- Что вам больше всего понравилось?
- А какое задание вызвало затруднение?
- Ой, посмотрите, еще одна корзинка! Зимушка за хорошую работу подарила вам замечательные снежинки!