Тагильцева Марина
НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Свойства воздуха» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
тема
: «Свойства воздуха»
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно - следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности, развиваем схематичное, абстрактное мышление, умение подводить итог и анализировать свою работу.
Публикация «НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему „Свойства воздуха“ в старшей группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», чтение Волков «Волшебник Изумрудного города», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения за воздухом, разучивание зарядки «Воздух».
Оборудование: указатель с бегущим человеком по стрелке (1 шт., указатели перемещения формата А4 (5 штук, надпись «Лаборатория»,правила (инструкция)работы в лаборатории, две игрушки парашютист и лего — человек, парашют, пакет, зубочистка минеральная вода, пластилин, трубочки-по количеству детей. Стакан стеклянный, поднос, емкость для воды, апельсин с кожурой и без, вода, ленточка, шляпки 8 штук, апельсин муляж, шары для опыта №6, емкость с водой для опыта №5, карточки для рефлексии.
Три локации: групповая комната (локация №1, холл (локация №2, кружковая (локация №3)
В каждой локации лежат шляпы с сюрпризами.
Словарная работа: лаборатория, купол, грудная клетка.
Ход занятия:
Групповая комната (локация №1)
В: Ребята, сегодня у нас с вами необычный день к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их девизом нашей группы. (Приветствие детей).
Группа «Звездочки» зовется
Нам здесь весело живется.
Любим мы лепить, играть,
Песни петь и рисовать!
Здравствуйте!
Ребята обнаруживают неизвестную яркую коробку, в которой лежит книга Волкова «Волшебник изумрудного города», шляпа с опытом №1
В: Интересно, а каким образом наша книга очутилась в коробке? Не понимаю. Вместо нашей закладки лежит письмо. В. Зачитывает письмо.
В: Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Элли. Я живу в далекой сказочной стране. Я знаю, что вы читаете и уже успели полюбить мою историю. Я очень прошу у вас помощи! Злая волшебница Гингема очень любит готовить зелье, любит опыты, эксперименты. Она заколдовала моих друзей!
-Если ребята из группы «Звездочки» дружно выполнят все задания, говорит Гингема - мое колдовство не произойдет. Задания спрятаны в волшебных шляпах.
В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, люди, птицы, животные)
В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)
В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Воздух, ребята, это газ. Он невидимый, прозрачный бесцветный и не имеет запаха.
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе.
Опыт №1 «Знакомство со свойствами воздуха» В шляпе лежат ленточка, картинка человека, стрелка.
Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (Грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (Они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (Она опускается). А что происходит с нашими легкими? (Из них выходит воздух).
Вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? Без дыхания нет жизни.
В: Ребята, в нашей волшебной шляпе еще лежит записка (разворачиваю ее, на ней указатель - стрелка).Что это может обозначать? (Ответы детей).
В: Отправляемся в путь. (выходим по стрелкам и идем по направлению указателей. Приходим в холл второго этажа).
Холл (локация №2)
В:Ребята, здесь тоже лежит волшебная шляпа, в ней лежит парашют один парашютист, лего - человек. Достаю парашют.
В: Интересно, давайте его растянем. Дети растягивают парашют и вместе его качают. При растягивании и колебании вы видите купол сверху. Что под куполом? А под куполом воздух, который мы не видим.
Кто из вас догадался где можно использовать такое? Молодцы, конечно. Показ на примере игрушечного парашютиста. Одна игрушка парашютист, а вторая игрушка лего — игрушка (человек). Идет сравнение. С парашютом игрушка медленно приближается к полу, а лего — игрушка (без парашюта) быстро падает на пол.
Опыт №2 «Парашют» Парашютист и лего- игрушка (человек, парашют.
Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Вывод: воздух обладает упругостью.
В: Продолжаем наш путь по направлению указателей. Что еще нам приготовила Генгема! (Приходим в кружковую, с надписью «Лаборатория»).
Кружковая (локация №3)
В: Ребята, мы пришли в лабораторию. А что такое «лаборатория?»(Ответы детей)
В: Гингема предлагает нам, стать на некоторое время учеными – исследователями.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила какие?
Д: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. (плакат с правилами)
В: Занимайте, пожалуйста места и внимательно следуйте моим указаниям, иначе опыты не получатся. Начинаем, смотрите и слушайте внимательно.
В: Ребята, занимайте места за столами.
Шляпа Опыт №3 «Как поймать и почувствовать воздух?» Пакет
В: Возьмите со стола целлофановый пакет и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакет. Что произошло с пакетом? Что в нем находится? (воздух) Какой он? Вы его видите?
В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку (зубочистку) и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете:
Вывод: воздух можно поймать и почувствовать.
Шляпа Опыт №4 «Воздух повсюду» Стакан. Показ воспитателя.
Воспитатель берет стеклянный стакан и медленно опускает его в воду. Наклонять стакан нельзя.
В: Почему вода не попала в стакан? Наклоняю стакан и опускаю его в воду. Что произошло? (Вода попала вся в стакан).
Вывод: Вода вытесняет воздух из стакана, потому что воздух легче воды.
Шляпа Опыт №5 «Видим воздух, при помощи трубочки и емкости с водой»
Трубочка.
В: Возьмите трубочку, опустите один конец в воду, а в другой подуйте. Что мы видим? (Пузырьки воздуха). Подуйте в трубочку сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда меньше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и емкости с водой увидели воздух.
Шляпа Опыт №6 «Имеет ли воздух вес?» Шарик. Показ воспитателя.
В: Как вы думаете, весит ли воздух? Надуйте два воздушных шара одинакового размера и завяжите нитками. Два стула установите спинками друг к другу и на них положите палку с вешалкой. К каждому концу вешалки прищепкой прикрепите по одному воздушному шару, установите равновесие. Один из шаров проткните булавкой. Что произошло? Почему, после того как вышел воздух, вешалка наклонилась в ту сторону, где остался надутый шар?
Вывод: воздух имеет вес, поэтому вешалка наклонилась в ту сторону, где остался надутый шар.
Шляпа Опыт №7 «Воздух легче пластилина» Пластилин.
Воспитатель открывает бутылки с минеральной водой. В бутылку с минеральной водой сразу бросают дети несколько маленьких кусочков пластилина.
Дети наблюдают, обсуждают.
В: Почему пластилин опускается на дно (он тяжелее воды, поэтому тонет, что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова опускается.
Действие: пластилин опускается на дно, всплывает и снова опускается на дно.
Вывод. Пузырьки воздуха поднимаются наверх, выталкивают кусочки пластилина, потом пузырьки воздуха выходят из воды, а пластилин снова опускается на дно.
Шляпа Опыт №8 «Пузырьки-спасатели» Апельсин (муляж или свежий)
Показ воспитателя.
Опустите в емкость с водой апельсин в кожуре и апельсин очищенный. Почему очищенный апельсин утонул, а апельсин в кожуре плавает на поверхности?
Вывод: Воздух есть во всех предметах. Если в предметах много пустот, которые заполнены легким воздухом, то они всплывают на поверхность.
Вот и закончились шляпы злой волшебницы и подошли к завершению наши эксперименты. Вы все были настоящими исследователями, учеными. Всем спасибо за работу!
Пора нам возвращаться в свою группу и узнать помогли ли мы Элли и его друзьям.
Групповая комната (локация №1)
Приход в группу.
Лежит последняя шляпа с письмом. Задаю детям вопрос о том, как они думают справились ли мы с заданиями?
Текст письма: -Дорогие ребята, огромное спасибо! Вы справились с заданиями на отлично. Мои друзья спасены! За хороший труд, за вашу дружбу будет вам награда. (раздаю всем медали).
Ребята, а вы заметили, что шляпы-то у нас были волшебные, а опыты -настоящие!