Ирина Царева
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Снег и его свойства» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятие познавательно - исследовательской деятельности.
Тема: «Снег и его свойства».
В подготовительной группе.
Цель.
- Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.
- Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
- Активация словаря: опыт, гололед, снегопад, оттепель.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Снег и его свойства“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
Оборудование: Два стакана (один со льдом, другой со снегом, картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой, картинки с изображением зимних забав.
Ход занятия.
Воспитатель: Добрый день ребята! Я загадаю Вам загадку.
Льдом сковало речку,
Елочки, как свечки,
В шапочках пушистых
На солнце серебристых,
Всюду смех и кутерьма,
Снежный бой, пришла.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке: (О зиме).
Вам нравится зима? (Ответы детей). Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках (Показ картинок зимних забав). Все это можно делать только зимой. Почему? (Потому, что зимой есть и снег и лед). А теперь отгадайте мои загадки. О каком явлении в неживой природе говорится в этих загадках?
Он, зимой всегда бывает,
Пухом нежным выпадает,
Коль в ладошку попадёт,
То, в секунду, пропадёт.
Оглянись, зимой, вокруг,
Что увидишь, милый друг?
(Снег).
Речку лихо он сковал,
Для сосулек материал,
Блестящий, скользкий, гладкий,
С горы летят ребятки.
(Лед).
По утру я удивилась:
Речка зеркалом прикрылась!
На коньках лечу вперёд —
На реке блестящий.
(Лед).
Сыпятся с неба белые мушки
И укрывают шубкою всех,
В лесу на деревьях пушатся макушки,
На клумбах и крышах лежит белый.
(Снег).
Воспитатель: Что такое снег?
Почему идет снег? Из всех земных водоемов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя шестигранные снежинки; снег выпадает из темных снеговых туч.
Снег бывает : белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.
Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются.
Опыт - это практические действия с предметами для узнавания их свойств.
Я приготовила для вас два стакана: в один я положила снег, а в другой – лед.
Опыт №1.
Воспитатель: Определяем цвет.
Какого цвета снег? (белый).
Какого цвета лед? (бесцветный).
Если дети называют: белый, голубой, серый, показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.
Опыт №2.
Воспитатель: Определяем прозрачность.
Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лед прозрачный, а снег – непрозрачный.
Опыт №3.
Воспитатель: Определяем прочность.
Взять горсть снега и высыпать ее. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лед? Я случайно уронила лед, что с ним случилось? (Он раскололся, он хрупкий).
Физминутка:
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
(Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги).
Очень долго мы шагали, --
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
(Садятся на стульчики и поглаживают ноги движениями ладоней снизу вверх).
А потом гулять пойдем.
Опыт №4.
Воспитатель: Определяем тонет, не тонет.
Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег, лед? (Дети высказывают свои предположения). А мы сейчас проверим положив комочек снега в стаканчик с водой, кусочек льда в другой стаканчик. Вывод: лед и снег не тонут.
Опыт №5.
Воспитатель: Определяем воздействие температуры.
Давайте посмотрим на снег и лед, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли? (Они растаяли). Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под действием мороза.
Выводы:
Воспитатель: Ребята, давайте теперь объединим все, что мы узнали о снеге.
Снег - белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.
Лед - это замерзшая вода. Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
Воспитатель: Ребята, я очень рада, что сегодня вы узнали еще больше о свойствах снега и льда.
Итог.
Воспитатель: Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали. А сейчас мы пойдем на прогулку и будем продолжать вести наблюдения за снегом и льдом, изучать их свойства.
Занятие окончено.