Елена Кузнецова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебный магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебный магнит»
Цель: Создание условий для формирования познавательного интереса у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи: Формировать представления детей о магните и его способности притягивать некоторые предметы.
Формировать умения детей работать со схемой.
Обогащать словарный запас детей подбором относительных прилагательных: «деревянный, резиновый, стеклянный, железный, металлический, пластмассовый».
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе „Волшебный магнит“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Средняя группа
- Темочки
Развивать стремление детей к самостоятельному познанию через опытно-экспериментальную деятельность; развивать способность анализировать, делать выводы, умозаключения и формулировать их.
Воспитывать инициативность, самостоятельность; культуру игрового общения.
Материалы и оборудование: сюрпризная коробка, в ней: пластмассовая ложка, резиновая игрушка, деревянная расчёска, стеклянная баночка, железный ключ от дверей, гвоздь, металлические ножницы, варежка с вшитым магнитом; магниты разной величины; карточки-схемы по количеству детей; напольный бассейн, удочки по количеству детей; чашка с горохом, гайками и винтиками; картинки сказочных героев.
Ход НОД:
1. Мотивация детей (сюрпризный момент).
Воспитатель: Ребята, смотрите, кто-то нам прислал посылку. А на посылке прикреплено сообщение. Читает: «В этой коробке лежит волшебная варежка. Узнайте, в чем её секрет волшебства и с его помощью помогите моим сказочным друзьям. Подпись: Знайка.»
2. Постановка детьми цели деятельности.
Воспитатель: О чём нас попросил Знайка? Как мы можем помочь сказочным героям?
(Ответы детей: если мы разгадаем секрет волшебства варежки, тогда сможем помочь им.)
3. Совместная работа по нахождению средств и способов действий.
Воспитатель: Давайте достанем всё из коробки и внимательно рассмотрим. Может быть, предметы подскажут нам, в чём волшебство варежки.
Дети с воспитателем открывают коробку, достают предметы и называют, из какого материала они сделаны: пластмассовая ложка, резиновая игрушка, деревянная расческа, стеклянная баночка, железный ключ от дверей, гвоздь, металлические ножницы. Внутри коробки лежит варежка с вшитым магнитом.
Воспитатель: Раз это варежка, значит, её нужно надеть (надевает варежку на свою руку). А что же дальше?
Дети дают различные варианты ответов (правильный: брать варежкой разные предметы).
Воспитатель: Давайте попробуем взять каждый предмет варежкой.
Воспитатель берёт по очереди каждый предмет, а дети наблюдают и комментируют. (Например, когда варежку разжали, расчёска упала, или когда варежку разжали, гвоздь остался висеть.)
Воспитатель: Ребята, вы заметили, какие предметы падают, а какие остаются висеть? (Ответы детей: предметы из железа и металла висят на варежке, а остальные падают.)
Воспитатель: А почему так происходит? (Выдвижение гипотез. Внутри варежки спрятан магнит.)
Воспитатель достаёт магнит и предлагает детям рассмотреть его.
Воспитатель: Мы разгадали с вами секрет волшебства варежки? (Ответы детей.)
4. Самостоятельная работа детей по нахождению способов действий (проверка предположений).
Воспитатель: Я предлагаю каждому проверить действие магнита, а для этого надо поиграть в игру «Фокус с магнитом». Ваша задача: проверить каждый предмет и вычеркнуть на карточках-схемах только тот, который не притягивается.
На столах лежат магниты, карточки-схемы с изображёнными предметами и сами предметы: деревянный брусочек, булавки, пуговицы, металлические скрепки, резиновые шарики, батарейки, кусочки металлизированной цветной бумаги, пластмассовые рыбки с металлическим стержнем во рту.
На доске прикреплена аналогичная схема. После самостоятельной работы дети вычёркивают лишние предметы на общей схеме.
Вывод детей: к магниту притягиваются только железные или металлические предметы.
5. Физкультминутка.
А давайте поиграем в игру, которая называется «Магнетизм». Я буду большим магнитом, а вы предметы, которые я назову. Если магнит его притягивает, вы подбегаете ко мне, если не притягивает – стоите на месте.
(Скрепка, конфета, болтик, фантик, булавка, камень, копейка, носок).
6. Реализация гипотезы детьми в действии (на практике).
Воспитатель: Ребята, вы помните, что Знайка попросил помочь его сказочным друзьям. (Показывает картинку Черепахи Тортиллы.)
1) Игра «Помоги Черепахе Тортилле».
Воспитатель: Черепаха Тортилла уже триста лет живёт в пруду. Её любимый пруд сильно загрязнён: в нём на дне лежит много железного и металлического мусора. Черепаха просит вас помочь очистить пруд. Только одно условие: достать мусор, не замочив руки. Ну что, поможем обитателям пруда? Как? (Ответы детей.)
Из большого напольного бассейна дети при помощи удочек с магнитом на конце вылавливают различный металлический мусор.
2) Игра «Помоги Незнайке».
Воспитатель: (показывает картинку Незнайки) У Незнайки случилась неприятность: он нёс мешок с горохом, торопился, мешок порвался и просыпался в чашу с деталями, которую приготовили Винтик и Шпунтик, чтобы отремонтировать велосипед. Всё перемешалось. Как же помочь Незнайке?
(Ответы детей. Надо взять магнит, он притянет все железные детали, а горох останется.)
Дети достают железные детали и складывают в отдельную чашу.
7. Подведение итогов, рефлексия.
Воспитатель: Ребята, расскажите, с каким удивительным предметом вы познакомились? Какие предметы он притягивает? Кому вы сегодня помогли и как? Что вам понравилось больше всего? Что было сложно для вас? Что легко? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, Знайка благодарит вас за помощь сказочным героям и дарит вам игру «Магнитный конструктор».