Татьяна Кусик
Конспект НОД по ПДД в старшей группе «Путешествие по городу»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие по городу»
Цель: Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.
Задачи:
образовательные:
-повторить правила поведения в общественном транспорте,
-закрепить представление об основных источниках и видах опасности на улице и способах безопасного поведения,
-закрепить знания детей о видах транспорта (пассажирский, грузовой,
Публикация «Конспект НОД по ПДД в старшей группе „Путешествие по городу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
-познакомить детей с разрешающим дорожным знаком «Велосипедная дорожка» и с запрещающим дорожным знаком «Движение на велосипедах запрещено», объяснить детям об особенностях этих знаков.
развивающие:
- развивать у детей азы дорожной грамоты, расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора;
- развивать интерес к искусству аппликации, формировать умение аккуратно пользоваться клеем,
-способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти;
воспитательные:
- формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;
- формировать желание соблюдать правила дорожного движения.
Методы: наглядные, словесные методы используются для закрепления пройденного и объяснения нового материала, практический и игровые методы используется для закрепления нового материала.
Приемы: беседа, показ, объяснение, художественное слово.
Решение проблемных ситуаций - для активизации мыслительной деятельности детей,
Активизация словаря:
• Закрепить в речи детей слова: пешеход, пассажир, тротуар;
• Закрепить в речи названия дорожных знаков.
«Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено».
Демонстрационный материал: мультимедийный экран, презентация - дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Въезд запрещён», «Движение пешеходов запрещено», «Светофор», «Движение на велосипедах запрещено», «Велосипедная дорожка», опасные ситуации на дорогах,
Раздаточный материал: Автобусные билеты (кружочки красного, желтого, зеленого цвета) по количеству детей, руль, знак «Автобусная остановка»;
Разрезные картинки машин;
Клей, детали дорожных знаков – «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено»; салфетки.
Жилет «Светофор»
Предварительная работа: экскурсия по улицам посёлка, беседа о дорожных знаках, дидактическая игра «Назови транспорт; подвижная игра «Светофор»; рассматривание иллюстраций с дорожными ситуациями; рисование «Грузовой автомобиль», аппликация «Автобус», конструирование «Наша улица»; составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке; чтение художественной литературы:Я. Пишумов «Машины», В. Берестов «Это еду я бегом», М. Пляцковский «Стоп машина!», С. Михалков «Если свет зажёгся красный», С. Яковлев «Нужно слушаться без спора», Б. Житков «Светофор»
Задачи интегрированных образовательных областей:
• «Безопасность». Расширять представления о правилах дорожного движения. Продолжать знакомить с дорожными знаками. Уточнять представления о работе светофора.
• «Художественное творчество». Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Формировать умение аккуратно пользовать клеем: намазывать его тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры, прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
• «Познание». Закреплять названия форм: круг, прямоугольник.
• «Социализация». Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.
• «Коммуникация». Закрепить в словаре детей: прямоугольник, светофор, сигнал, переход, остановка общественного транспорта. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.
• «Чтение художественной литературы». Развивать умение отгадывать загадки и соотносить их с изображением.
Ход НОД:
1. Психогимнастика: Улыбка.
- Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хочу, им сегодня с вами поделится. Я подарю вам улыбку, а вы подарите улыбку друг другу (звучит музыка, дети дарят друг другу улыбки)
Цель: развитие коммуникативных навыков, создание положительного эмоционального настроя.
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, что нужно знать, чтобы с вами на дорогах и улицах города не случилась беда.
Дети. Правила дорожного движения.
Воспитатель. Сегодня, ребята, я хочу пригласить вас совершить путешествие по городу.
(дети взявшись за руки идут колонной)
Воспитатель:
Здесь не катится автобус.
Здесь трамваи не пройдут.
Здесь спокойно пешеходы
Вдоль по улице идут. (Тротуар.)
Воспитатель. Сейчас мы с вами идём по тротуару. Людей, которые идут по тротуару, называют как?
Дети. Пешеходы.
Воспитатель. Правильно. А какие правила должны соблюдать пешеходы?
Дети. Нельзя баловаться на тротуаре.
Воспитатель. Верно. Сейчас мы с вами на автобусе отправимся в путешествие по городу Свободному. Как вы думаете, где находится наш автобус?
Дети показывают.
Воспитатель: Как определили?
Дети : Там стоит знак «Автобусная остановка».
Воспитатель. Правильно, люди ждут автобус на остановке. Они стоят на специальной площадке. На проезжую часть дороги выходить нельзя, иначе можно попасть под машину.
Воспитатель: Кто управляет автобусом?
Дети: Водитель.
Воспитатель: Как называют людей, которые едут в автобусе или другом пассажирском транспорте?
Дети: Этих людей называют пассажирами.
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путешествие, вспомним, а что мы знаем о правилах поведения на остановке, в автобусе. Поиграем в игру «Разрешается – запрещается»
• Играть и прыгать на остановке…
• Громко кричать на остановке…
• В автобусе вести себя спокойно…
• Уступать место старшим…
• Высовываться из окна…
• Обходить стоящий транспорт спереди…
• Уважать правила движения…
Воспитатель: Прежде, чем сесть в автобус, давайте выберем водителя.
Считалка: «Мы поехали на ралли, все машины обогнали:
«Волгу», «Ниву», «Чайку», «ВАЗ», «Жигули», «Москвич», «КамаЗ»,
«Запорожец» - впереди,
Я рулю, а ты – води!»)
Водитель садится на отведенное для него место и берет руль. Остальные дети садятся в «салоне» автобуса (на стульчиках, расставленных в два ряда по два слева и справа по количеству детей).
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Он в салоне самый главный
За порядком он следит
Оплатить проезд, так важно
Всем он громко говорит. (кондуктор). Я буду кондуктором.
Итак, правила повторили – можно ехать. Я в это время, на правах кондуктора, раздам билетики (красные, желтые и зеленые кружочки).
Воспитатель: Уважаемые пассажиры. Садитесь, пожалуйста, на свои места. Автобус отправляется дальше по маршруту. Во время движения, ребята, двери руками трогать нельзя до тех пор, пока их не откроет сам водитель. У него есть специальная кнопочка, нажав на которую, он сможет открыть двери.
(слайд 1 г. Свободный)
Воспитатель: Ребята, мы с вами едем по улицам города Свободного.
(слайд 2 дорога)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет. (дорога).
Воспитатель. Справа от тротуара находится проезжая часть дороги, где движется транспорт. Какие вы видите машины?
Дети. Грузовые, легковые.
Воспитатель: А зачем нам нужны машины?
Дети: Чтобы возить груз и людей.
Воспитатель. Какой транспорт называют грузовой?
Дети. Машины, которые возят грузы.
Воспитатель. А автобусы, к какому виду транспорта относится? Кого возят автобусы?
Дети: Автобусы возят пассажиров, поэтому их называют пассажирским видом транспорта.
Воспитатель: Что имеется у всех автомобилей?
Дети: Колёса, мотор, кабина, кузов, руль.
Воспитатель: Вот мы и приехали, наша остановка «Автомастерская». Выйдя из автобуса, мы становимся кем?
(слайд 3)
Дети. Пешеходами.
Дидактическая игра: «Помоги собрать машину» (из 6 частей). Звучит спокойная музыка.
Цель: Из 6 частей собрать машину. Дети делятся на группы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.
Воспитатель: Наш автобус отправляется, пассажиры займите свои места.
Воспитатель. Отгадайте загадку.
С тремя глазами живет,
По очереди мигает,
Как мигнет-
Порядок наведет. (Светофор) (слайд 4)
Дети. Светофор.
Воспитатель: А для чего нужен светофор?
Дети: Он помогает перейти пешеходам с одной улицы на другую.
Воспитатель: Все водители и пешеходы должны строго подчинятся его сигналам.
Воспитатель: Назовите сигналы светофора.
Дети. Красный, жёлтый, зелёный.
Воспитатель: Эти три цвета часто называют волшебными, потому что они регулируют движение. Ребята, а что означает каждый сигнал светофора?
Дети: Если загорелся красный свет, переходить улицу нельзя. При зелёном – переход разрешается, а жёлтый – нужно приготовиться.
Воспитатель: Следующая наша остановка называется «Светофор». А теперь, дети, давайте поиграем в игру “Светофор”.Подвижная игра (жилет светофора)
Цель: развивать внимание и умение быстро реагировать на сигналы.
Ход: Воспитатель показывает, жёлтый кружок дети стоят, зелёный – дети побежали, красный - присели. Дети показывают круги определенного цвета (билеты).
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофё ра:
Красный свет – проезда нет (дети присели,
Жёлтый – будь готов к пути (встали,
А зелёный свет – кати (побежали).
Молодцы, ни разу не ошиблись!
Нужно слушаться без спора
Указаний светофора!
Нужно правила движенья
Выполнять без возраженья!
Воспитатель: Отправляемся дальше!
Воспитатель: Ребята, что происходит на улицах города? Как ведут себя пешеходы?
Игра «Скажи правильно или нет?» (слайды с ситуациями5, 6, 7, 8)
Цель: закрепить умение определять, в каком случае было нарушение ПДД, а в каком нет, продолжать учить решать проблемные ситуации.
Ход игры. Воспитатель называет ситуации (или показывает их, дети должны определить правильно люди поступили или нет.
Ситуация 1: Девочка катается с горы на проезжую часть. (Нет.) (слайд 5)
Ситуация 2: Мальчик, переходя проезжую часть, ест мороженное. (Нет.) (слайд 6)
Ситуация 3: Дети переходят дорогу по пешеходному переходу. (Да.) (слайд 7)
Ситуация 4: Девочка играла с мячом. Мяч укатился на проезжую часть. Она побежала за ним. (Нет) (слайд8).
Воспитатель: А почему так происходит? Почему дети нарушают правила дорожного движения?
Дети: Они не знают правил дорожного движения!
Воспитатель: Правильно, дорожные знаки - лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет своё название и назначение. Они предупреждают участников движения о чём либо, и запрещают то, что делать на дороге нельзя.
Знаки мы с вами уже видели, сейчас вспомним. Ребята, я сейчас хочу с вами поиграть в игру «Угадай дорожный знак!», для того чтобы проверить как вы запомнили дорожные знаки. На дороге появится дорожный знак, а вы должны будете назвать его и сказать, к какой группе дорожных знаков он относится.
На экране появляются знаки:
(слайд 9)
1 знак- «Пешеходный переход»
Подошли мы к мостовой.
Знак висит над головой:
Человек шагает смело
По полоскам чёрно – белым. (Пешеходный переход).
Ответы детей: пешеходный переход, Он означает, что в этом месте разрешается движение только пешеходам. Это информационно-указательный знак, синего цвета, четырехугольной формы.
Воспитатель: Правильно! Информационно-указательные-четырехугольной формы, поле синее, знак изображен белым или черным цветом.
(слайд 10)
2 знак - «Дети».
Эй, водитель, осторожно,
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете -
В этом месте ходят. (Дети)
Дети: Он предупреждает водителей о том, что поблизости могут быть дети, нужно быть внимательным и осторожным. Такой знак находится возле школ, детских садов. Это предупреждающий знак, треугольной формы, на нём изображены 2 человечка.
Воспитатель: Верно, молодцы! Предупреждающие знаки – треугольной формы, поле белое, красная окантовка, знак изображен черным цветом.
(слайд 11)
3 знак – «Движение пешеходов запрещено».
В дождь и в ясную погоду,
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!»
Дети: Этот знак сообщает пешеходам, что в этом месте находиться пешеходам нельзя. Это запрещающий знак, круглой формы, с красной каймой.
(слайд 12)
4 знак-«Въезд запрещён»
Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича.
Дети: «въезд запрещен», знак запрещает въезд в это место всем видам транспорта, это запрещающий знак, круглый знак красного цвета с белой полоской, предназначен для водителей.
Воспитатель: Правильно! Запрещающие знаки всегда круглой формы с красной каймой (ассоциация с огнем или красным сигналом светофора, красный - значит опасный).
(слайд 13)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы верно определи дорожные знаки.
Воспитатель: Ребята, а если на улице нет светофоров, пешеходных переходов, дорожных знаков? Как в этом случае перейти дорогу? Как мы должны переходить улицу? ( Сначала надо посмотреть налево: если приближается транспорт, то пропустить его и только после этого начать переход. Дойти до середины дороги, остановиться, посмотреть направо: если машины нет, закончить переход) .
Воспитатель: Остановка «физминутка»
Дорога не тропинка, дорога не канава…
Сперва смотри налево. Потом смотри на право.
Ты налево повернись, другу рядом улыбнись,
Топни правою ногой: раз -два - три,
Покачай головой: раз - два - три.
Руки вверх ты подними и похлопай: раз - два - три.
(слайд 14)
Знак – «Движение на велосипедах запрещено»
Воспитатель: Кто знает этот знак?
Ребята, сегодня я познакомлю вас с этим дорожным знаком, который называется «Движение на велосипедах запрещено». Этот знак имеет круглую форму с красной каймой, на нём изображён велосипед.
Воспитатель: Как вы думаете, к какой группе можно отнести этот знак?
Дети: Этот знак запрещающий, он предназначен для водителей и велосипедистов.
Воспитатель: Об этом знаке есть красивое стихотворение, слушайте внимательно!
Велосипедист! Стой! Не спеши!
Этот знак проезд запрещает!
А если велосипедист внимания не обращает,
Он правила нарушает.
Этот знак известен всем:
И девчонкам, и мальчишкам,
Всем сознательным детишкам,
Машинистам и туристам,
Даже велосипедистам!
Означает знак запрет!
Велосипеду хода нет!
Этот знак запрещает велосипедистам двигаться в этом месте.
(слайд 15)
Ребята, знаете: у этого знака есть друг – «Велосипедная дорожка», (знак появляется на экране) этот знак круглой формы, голубого цвета, на нём изображён велосипед. Он означает, что по этой дороге разрешается ездить на велосипеде. Этот знак относится к информационно-указательным знакам, предназначен для велосипедистов и водителей. Ребята, я хочу вам рассказать стихотворение об этом знаке, слушайте внимательно.
Обгоняй Максим Сережку.
Вам никто не помешает –
Этот знак все дети знают.
Воспитатель: Кто может ответить, какой этот знак?
Дети: Круглый, голубого цвета, на нём изображён велосипед.
Воспитатель: Для кого он предназначен?
Дети: Для водителей и велосипедистов.
Воспитатель: Как вы думаете, к какой группе дорожных знаков он относится?
Дети: К информационно-указательным знакам.
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо запомнили особенности этих знаков.
(слайд 16) (дорожные знаки перемешаны).
А теперь я хочу узнать, запомнили ли вы дорожные знаки «Движение на велосипедах запрещено» и «Велосипедная дорожка» и что они означают?
Дети: Знаки показаны не правильно! Они перемешаны
Воспитатель: Ребята, помогите мне составить эти знаки правильно. Пройдите к столам и составьте знаки из отдельных частей.
Игра «Составь правильно знак».
Воспитатель: Какой знак ты собрал?
Ребё нок: Я собрал знак «Велосипедная дорожка»
Воспитатель: Что же означает этот знак?
Ребенок: Этот знак означает, что по этой дороге могут ездить только велосипедисты.
Воспитатель:Опиши, пожалуйста, этот знак.
Ребенок: Он круглой формы, голубого цвета, на нём изображён велосипед, он предназначен для водителей и велосипедистов, это информационно-указательный знак.
Воспитатель:Для чего нужны эти знаки?
Дети:Один из знаков разрешает ездить на велосипедах, а другой – запрещает.
Рефлексия.
Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Какие задания показались вам трудными? (краткий опрос по занятию). Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения! Я знаю точно, что с вами ничего не случится. Я хочу подарить вам медали «Знатоки дорожного движения».