Светлана Олейник
НОД по обучению грамоте. Знакомство со звуками [б] и [б’], буквой Б.
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по обучению грамоте. Знакомство со звуками [б] и [б’], буквой Б
Задачи: развивать зрительное, фонематическое восприятие, оптико-пространственные представления, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, внимание; учить соотносить звук[б ], [б’] и букву Б, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас.
Темочки:
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Оборудование: буква Б, б, наборы для конструирования букв, полукруглая вывеска с надписью «Зоопарк», предметные картинки (баран, верблюд, бобры,бегемот, барсук, слоги (ба, бо, бу, бы, бе, би, слоги на карточках (ра, коб, ка, бел, ра, зеб, бан, ка, камешек, кусочек ваты на каждого ребенка, рыбку из картона и три пуговицы на каждого ребенка, картинки с буквой Б, превращенной во что-то или в кого-то, наборы для составления схемы предложения для каждого ребенка.
Ход занятия:
Выделение и характеристика звуков [б ], [б’].
Ребята, я приглашаю вас в путешествие, мы отправляемся в зоопарк. Это необычный зоопарк, так как его жители приготовили для нас интересные задания. В нашем зоопарке много различных просторных вольеров с животными, где они могут успешно прятаться от посетителей.
Животные покажутся нам только после того, как мы отгадаем о них загадки.
По долам, по горам ходит шуба, да кафтан.
(баран)
Молодцы, вот и первое животное показалось нам.
По песку идет гора,
Воду пьет по два ведра.
Зверь горбатый, добродушный,
И в пустыне очень нужный.
(Верблюд).
Мы отличные работники,
Мы и столяры, и плотники,
Работящий наш народ,
За платиною живет.
В речке строим мы свой дом,
От людей вдали живем.
Но к соседям мы добры,
А зовемся мы — бобры.
Ребята, эти животные поселились рядом не случайно, в их названиях мы слышим один и тот же звук. Какой это звук (Это звук [б ]) Давайте хором произнесем его. Как вы думаете, какой это звук, гласный или согласный. Как выходит воздух изо рта? (рывками, прорываясь через преграду) А какую преграду встречает воздух во рту? (губы) Значит звук [б ] является каким звуком? (согласным)
А давайте теперь положим руку на горло и выясним, звонкий или глухой звук[б ]? Произнесите звук[б ]. Что происходит с горлом, когда мы произносим звук [б ]? (Оно дрожит) Значит есть голос и, [б ] является каким звуком? (звонким)Молодцы вы справились с заданием, которые приготовили для вас животные. А теперь встречайте новых жителей, и вас ждет новое задание. Какие животные изображены на картинках? (бегемот,барсук) Давайте сравним, какой звук мы слышим в на чале этих слов. (Мягкий звук[б’] и твердый звук [б ] Молодцы, действительно звук[б ] может быть твердым и мягким[б’ ]. Животные предлагают вам поиграть в игру «Камень - вата». Если вы услышите в словах твердый звук [б ], то поднимите камень, а если мягкий звук [б’ ], то поднимайте вату. Будьте внимательны! (обезьяна, банан, бизон, зубр, сено, буйвол)
Определение места звуков[б ] и [б’ ] c помощью пособия «рыбка»
А животные приготовили для вас новое задание. Мы как раз с вами оказались у пруда, где плавают различные рыбы. И они предлагают поиграть - определить место звуков в словах. Я буду называть различные слова, а вы – покажете с помощью пуговичек на рыбке, а кто-то возле доски, где мы слышим звуки[б ] и [б’ ] – в начале, в середине или в конце слов. (баран, барабан, кабан, зоопарк, бобры) И снова вы порадовали жителей зоопарка, справившись со всеми заданиями.
Анализ буквы. Ребята, а вы обратили внимание, что в нашем зоопарке живут только те животные, в названиях которых мы слышим звуки [б ] и [б’ ], а на письме эти звуки обозначаются буквой Б. Посмотрите, как она выглядит? Из каких элементов состоит буква Б (из двух палочек и одного полукруга) Сколько в ней элементов(3)
На что или на кого она похожа Б? Вы настоящие фантазеры.
Конструирование и реконструирование буквы.
Б - В - Р.
Ребята, но что это – жители просят о помощи. Оказывается к ним пришел злой волшебник и заколдовал их. Давайте поможем им, а для этого нам надо быть очень внимательными и повторять все движения и слова за мной.
Физминутка «Волшебник»
К нам пришел
волшебник злой.
(Дети шагают на месте)
Он ужасный и большой.
(Поднимают руки верхи хмурят брови)
Он руками замахал
(Машут руками)
И зверей заколдовал.
(Изображают заколдованных зверей)
Но пришли друзья детишки,
(Дети шагают)
Озорные шалунишки.
(Прыгают)
Что нам делать, как нам быть,
Как зверей освободить?
(Качают головой, приложив руки к щекам)
Мы волшебника прогнали
(Машут руками)
И зверей расколдовали.
А теперь друзья, плясать,
Нам не надо унывать.
Молодцы ребята, звери вам очень благодарны и приготовили для вас интересное задание. Давайте с вами прочитаем слоги с этой буквой. (ба, бо, бу, бы, бе, би) Слоги вы прочитали правильно, но что это? Злой волшебник хоть и убежал, но он снял все таблички с названиями животных и разбил их на слоги, чтобы мы не смогли с вами догадаться, к каким животным относятся эти таблички. Давайте с вами прочитаем эти слоги. (ра, коб, ка, бел, ра, зеб, бан, ка)Названия каких животных были написаны на этих табличках? Давайте попробуем составить эти слова. У нас получилось – кобра, белка, зебра, кабан.
Молодцы! Теперь люди, которые не знают этих животных, всегда смогут прочитать их названия на составленных вами табличках.
Составление схемы предложения. Я думаю животные тоже будут довольны, и мы сможем их порадовать, если составим предложения о зоопарке и его жителях и выложим их схемы этих предложений. Молодцы, вы хорошо постарались.
Вот и подходит наше путешествие к концу. А когда вы придете домой, что расскажите родителям, с какими звуками вы сегодня познакомились? А какие задания в нашем зоопарке были для вас наиболее сложными? А что вам больше всего понравилось? До новых встреч друзья!
Исплоьзованные источники:
1. Занимательное обучение чтению : комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6-7 лет / автор составитель Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.-268 стр.