Марина Гончаренко
НОД по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну гласных звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные:уточнять понятие «гласный звук»,учить различать и четко артикулировать гласные звуки [ А,У,И,О,Ы ], определять наличие изолированного гласного звука в словах, проводитьслухо - производительную дифференциацию звуков [ А,У,И,О,Ы ], подбирать картинки на заданный звук; продолжать учить работать над предложением, умение составлять схему предложения; совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза; закрепить зрительные образы символов гласных звуков.
Публикация «НОД по обучению грамоте в старшей группе „Путешествие в страну гласных звуков“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно – развивающие: развивать фонематическое восприятие и слух на материале звуков [ А,У,И,О,Ы],развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Коррекционно – воспитательные: воспитывать умение работать в течение всего занятия, взаимодействовать друг с другом, вслушиваться в речь педагога.
Оборудование: Гномы-Звуковички, символы гласных звуков, красные медальки на ленточках, карта путешествия, картинный материал на звуки по кол-ву детей.
Ход занятия:
1. Психогимнастика в сочетании с мимической гимнастикой
-Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.
- улыбнемся! (дети улыбаются)
Для чего- то они к нам пришли в гости? Давайте удивимся (удивленно поднимают брови)
-К сожалению, наше хорошее настроение иногда омрачает пасмурная погода. Давайте нахмуримся (дети нахмуривают брови)
-Но нас ждет что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады (дети улыбаются)
И ещё раз улыбнемся!
-А теперь повторим ещё раз:
Мы умеем удивляться!
Мы умеем улыбаться!
Мы умеем хмуриться!
Мы умеем улыбаться!
-Давайте ещё раз поздороваемся:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Солнышко проснулось!
Лобика коснулось!
Лобика коснулось, Лучиками провело
И погладило, и погладило!
-Но у нас во рту живет язычок. Он очень любит поговорить. Вот и сегодня язычок проснулся, захотел выглянуть изо рта, посмотреть с кем можно поболтать.
(Логопедическая гимнастика «Язычок»
-Язычок поворочился с боку на бок, потолкался в одну щёчку, потом в другую.
Затем он попытался пробраться через зубки, которые не выпускали его на волю.
Зубки даже немного покусали язычок.
Наконец язычок высунулся изо рта
И всем показался: «Вот я, такой длинный и красивый язычок!»
Смотрит по сторонам, ищет, с кем бы поговорить.
Но наш язычок был вежливым и первое слово, которое он сказал, было….Здравствуйте!
-А сейчас мы наденем медальки красного цвета. А зачем их наденем, я скажу вам чуть-чуть позже.
-К нам в группу пришли ещё одни необычные гости.
-Кто это?
-Правильно, это гномы-Звуковички, они заблудились и просят их проводить в страну гласных звуков, в свой замок.
- Как вы думаете, как их зовут?
-Этот звуковичок- А_А_А; О_О_О; У_У_У; И_И_И; Ы_Ы_Ы;
-А как вы догадались?Правильно, на их костюмах символы звуков
-Ребята, когда мы пропивали имена звуковичков, как называются звуки, которые можно пропеть? (гласные)
-Почему они называются гласными? (Их можно пропеть, воздух выходит свободно изо рта, не встречает преграду.
Уточнить артикуляцию звуков).
-Ребята, а сейчас, мы с вами отправимся в страну гласных звуков
-Мы с вами подготовились к путешествию и надели красные медальки
-Как вы думаете, почему мы выбрали именно красный цвет?
(потому что гласные звуки мы обозначаем в красный цвет)
-Все готовы к путешествию? (Да)
-Но с нами просится в путешествие ещё один гость. Узнали его?
-Правильно, это буратино! Он собирается осенью в школу и ему интересно тоже побывать в стране гласных звуков. (Баловаться не будешь (обращение к буратино)Я буду умненьким, благоразумненьким!.)
-Возьмем его ребята?
-Раз, два, три- в путь поспеши!
Мы отправляемся в путь, но в путешествии нам поможет карта :
-Давайте посмотрим, что мы встретим на пути?
-Дети отвечают: Мы должны пройти по волшебной дорожке на полянку, дойти до реки, по мостику перейти реку и мы попадем в страну гласных звуков.
-Правильно, сначала мы отправляемся на волшебную полянку
-посмотрите, здесь «заколдованы» какие- то картинки, давайте попробуем их «расколдовать».
Вышли на полянку,
Сели все в кружок,
Угадай картинку,
Милый мой дружок.
-Я предлагаю вам их собрать. Каждый возьмет себе по одной картинке и вернется на свое место и назовите гласный звук который спрятался в названии вашей картинки. (дети выбирают картинки)
( картинки лежат вниз изображением: рак, кот, рот, лук,тигр,бык,кит, гусь, рысь, мышь.)
-Теперь давайте составим предложение со своими картинками. (дети составляют предложения. Гусь щиплет травку)
-Давайте составим схему предложения
Как мы обозначаем предложение? (одной длинной полоской) и в конце предложения ставится точка.
-Что обозначает уголок? (начало предложения)
- Из чего состоит предложение? (из слов)
-Сколько слов в этом предложении? (три)
- А как слова обозначаются? (слова обозначаются маленькими, короткими полосками.
-Наши приключения ещё не закончились. Посмотрите, наши звуковички ждут от нас помощи, нам нужно пройти по заколдованному мосту, но для начала нужно взять свои мостики и сдуть с них камешки, только сдувать нужно правильно, воздух вдыхаем через нос и выдыхаем через рот, щеки не надуваем. (дети выполняют упражнение)
-По дороге в страну звуков нам встретился лесной терем- теремок, где живут друзья, а какие, отгадайте сами:
1. По лужку он важно бродит, 2. Маленький рост,
Из воды сухим выходит, длинный хвост,
Носит красные ботинки, серенькая шубка,
Дарит мягкие перинки (гусь) остренькие зубки (мышь)
3. Отворилась тихо дверь 4. В джунглях Индии живет,
И вошел усатый зверь, На охоте круглый год,
Сел у печки, жмурясь сладко, что за- полосатый кот? (тигр)
И умылся серой лапкой (кот)
5. Под водой живет народ,
Ходит задом наперед. (рак)
давайте поможем им, и расселим каждого правильно в своей комнате.
- Но сначала давайте и мы с вами расскажем и покажем как мы живё м: (разминка)
Как живешь? -Вот так!
А плывёшь? - Вот так!
Как бежишь? -Вот так!
В даль глядишь»
Ждешь обед?
Машешь в след?
Утром спишь?
А шалишь?
(у каждого ребенка по сюжетной картинке, а внизу листа картинки животных, нужно провести линии от животных до окошечка с символом гласного звука : кот,мышь,гусь, тигр, рак,)
-Молодцы, все справились!
-Ну вот мы и пришли в страну гласных звуков. Молодцы ребята! Звуковички хвалят вас зато, что вы помогли им вернуться в свой замок!
И оставили вам волшебные угощения. (сундучок со сладостями).
- Вот и наше путешествие закончилось.
-А чтобы вернуться назад в группу, нужно выполнить задание. Может кто-то из вас вспомнит стихотворение или чистоговорки, или загадки про гласные звуки;
ИТОГ: Ребята, в стране каких звуков мы побывали сегодня? Назовите их? (назвать звуки, дать характеристику)
-Устала утка на пруду учить своих утят,О_О_О – у меня пальто
утята плавать на виду у мамы не хотят. У-У-У – не доели мы уху
Аист, азбука, айва, Ы-Ы-Ы - у папы усы
Начинается на - а И-И-И- губки к ушкам ты растяни
Когда ноги вы, когда ноги мы,
Когда ноги ты, тогда ноги ВЫМЫТЫ.
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Вот так дом- одно окно,
А в окне идет кино.