Татьяна Дмитриевна Щербакова
НОД по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе.
Программное содержание.
1. Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.
2. Продолжать учить проводить звуковой анализ слова.
3. Закреплять умение составлять предложение из двух слов; с заданным словом.
4. Учить выкладывать предложение.
Материалы и оборудование.
Публикация «НОД по обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах
Демонстрационный материал:
Красные, синие, зеленые фишки; доска; игрушка-грузовик; яблоки
Раздаточный материал:
Красные, синие, зеленые фишки; серебристые прямоугольники; карточки для выкладывания с изображением яблока ; картинки с изображением различных предметов.
ХОД:
Воспитатель: Ребята, скажите мне, что такое звуки (что мы слышим и произносим). С помощью чего мы произносим звуки, что нам помогает? (язык, губы, зубы)
Воспитатель: Сегодня в гости пришел язычок. И хочет с вами поиграть.
I. Артикуляционная гимнастика.
Сказка о Веселом Язычке.
Жил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано. Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы). Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо). Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы). Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы). Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться). Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы). Побежал Язычок в ванную умываться. Начал чистить зубки (упр. Чистим зубы : Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также «чистим» и нижние зубы.). А потом полоскать рот (надувать щеки, как будто споласкиваем рот). И побежал на кухню завтракать. Увидел на столе пирожки с вареньем и облизнулся (облизать верхнюю губу справа, потом слева). Съел три пирожка и побежал на улицу. Сел Язычок на коня и поскакал в гору (имитация цокота копыт медленно). А потом затянул свою любимую песенку Аааааааа, Ооооооо, Уууууу, Ииииии, Эээээээ, Ыыыыы (перечисление гласных звуков). Добрался Язычок до горы и решил покачаться на качелях (упр. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок).Посмотрел на часы (упр. Часики. Открыть рот, высунуть язык. Попеременно двигать язык то в правый уголок рта, то в левый.).Пора домой. Сел на лошадку. Поскакал домой. А лошадка с горки бежит быстро (имитация цокота копыт быстро).
II. Игра с мячом.
Воспитатель: Ребята, язычок поиграл с вами, теперь вы поиграйте с язычком.
«Назови слово»
— Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в веселую игру «Назови слово». Я вам скажу тему, а вы мне будете называть слова. При этом передаете мяч друг другу, пока я не скажу СТОП! ( Темы: Фрукты, Предметы мебели, Овощи.).
Воспитатель: — А сейчас мы с вами поиграем в другую игру. Я назову вам звук, а вы мне любое слово, которое начинается на этот звук.
III. Знакомство с новой темой.
Воспитатель: С язычком поиграли, а теперь давайте покатаемся.
На чем может прокатиться язычок (ответы детей).
Мы поедем на поезде.
Воспитатель: -Ребята, смотрите, у нас целый состав, поезд с вагонами.
— Поезд едет. У нас с вами получилось предложение. Сколько слов в нашем предложении? Назовите первое слово. Назовите второе слово.
Воспитатель: — А сейчас я научу вас выкладывать схему предложения. Посмотрите, у нас есть вагончики, из них мы выложим предложение. Один вагон обозначает одно слово из предложения. Слова в предложении нужно выкладывать на расстоянии друг от друга. Давайте попробуем вместе выложить наше предложение «ПОЕЗД ЕДЕТ».
Воспитатель: — А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. У вас есть картинки с изображением предметов. У каждого картинка своя. Ваша задача придумать предложение с этими предметами.
Даю детям время на самостоятельную работу.
Воспитатель: — А теперь давайте послушаем, у кого какие предложения получились.
Предлагаю детям выложить свое предложение.
Физкультминутка
«Ветер»
Ветер дышит, дышит (Руки вверх — глубокий вдох)
И деревья все колышет (Затем — в стороны, взмах кистями)
Ветер тише, тише, (Снова вверх — глубокий вдох)
А деревья выше, выше (И вниз, продолжительный выдох)
Сядем тише, тише. (Дети садятся за парты)
IV. повторение пройденного материала
Звуковой анализ слова
Воспитатель: Ребята, что может перевозить поезд в вагонах. (Ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, что перевозит наш поезд? (Фрукты)
Воспитатель: Как вы догадались? - Затем убираю и оставляю один, спрашиваю, что сейчас везет поезд. (Банан).
Воспитатель: Предлагаю детям сделать звуковой анализ слова Банан. Предлагаю детям послушать, как звучит слово, интонационно выделяя каждый звук. Далее предлагаю самостоятельно сделать звуковой анализ слова и выложить его фишками на столе.
Далее ребенок у доски разбирает слово, называет звуки и характеризует их.
IV. Итоги
Воспитатель: — Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии?
Воспитатель: — А что нового мы узнали?
Воспитатель: — А кто у нас сегодня был самым активным?