Милана Шамхалова
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Посылка Деда Грамотея»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте :
«Посылка Деда Грамотея»
Цель: вовлечение детей в речевую деятельность через решение проблемной ситуации и выполнение различных заданий.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять правильное произношение звука [ж] в речи с помощью чистоговорок;
- закреплять умение звукового анализа слова «мак»;
- закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;
- закреплять умение определять место звука в разобранном слове;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе „Посылка Деда Грамотея“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
- закреплять умение делить слова на части (слоги);
- упражнять в составлении предложений с заданным словом;
- упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком.
Развивающие:
- развивать фонематический слух, речь, внимание;
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать других;
- воспитывать желание говорить красиво, правильно.
Материалы и оборудование: конверт, письмо, загадки, 4 ключа, сундучок, книги, картинки с изображением одежды, схема звукового анализа слова «мак».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Я скажу тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
2. Мотивационно-побудительный момент
/Стук в дверь/
Воспитатель: Ребята! Кто – то стучит в дверь. К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Воспитатель: Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, он откроется, когда вы найдёте четыре ключа, положите их на сундучок и скажите волшебные слова. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Дед Грамотей!
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи? (Ответы детей)
3. Основная часть
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идё т речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – и ключик наш!
Задание №1.
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит чистоговорки, но, к сожалению, он забыл последние слова. Давайте поможем Дедушке!
Жи-жи-жи нам стишок ты. расскажи
Жи-жи-жи в лесу живут. ежи
Же-же-же стоит машина в. гараже
Же-же-же живём на пятом. этаже
Жу-жу-жу на животике. лежу
Жу-жу-жу я жука в руке. держу
В. : Молодцы! А теперь скажите какой звук чаще всего встречается в этих чистоговорках? ([ж]) Какой это звук, согласный или гласный? (согласный) Почему? (его нельзя пропеть, нам мешает язычок)
Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием. Вот, держите ключик!
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)
Задание №2.
Воспитатель: Вместе с письмом Деда Грамотея в конверте лежит карточка с изображением цветка. Что это за цветок? (Мак)
Воспитатель: Задание для вас такое: нужно правильно назвать звуки в слове «мак». Для начала, скажите мне сколько звуков в слове «мак»? (три) Как вы узнали? (сколько квадратиков под картинкой – столько звуков в этом слове). Правильно, это наш с вами секрет!
Воспитатель: Кто мне может сказать какой звук в слове «мммак» первый? (спросить нескольких детей) Правильно. А кто хочет рассказать звук [м] какой? (согласный, потому что мы его не можем пропеть, нам мешают губки) Фишкой какого цвета мы отмечаем согласные звуки? (синей) (кто-то из детей отмечает фишкой звук [м])
Аналогично определяются второй и третий звуки в слове «мак».
Воспитатель: Молодцы! (воспитатель переворачивает схему) Вот мы с вами назвали все звуки в слове «мак», а теперь скажите мне, пожалуйста, где (на каком месте) в слове «мак» находится звук [к]? (в конце слова) Где в слове «мак» находится звук [м]? (в начале слова) Где в слове «мак» находится звук [а]? (в середине слова)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. У нас уже два ключика есть. Устали? Давайте теперь отдохнем. Угадайте, кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино. В Сказке «Золотой ключик».
4. Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: Вот еще одна загадка от Деда Грамотея :
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание №3
Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом. Дед Грамотей сложил в конверт картинки. Вам нужно узнать название какой картинки самое длинное и составить с этим словом предложения. Справитесь? Как мы можем узнать длинное слово или короткое? (разделить слова на части – слоги)
Давайте разделим эти слова на слоги. (Дети делят слова на слоги с помощью хлопков).
Слова: шарф, носки, свитер, платье, брюки, рубашка, пальто, юбка, куртка, шорты.
Воспитатель: Самое длинное? (рубашка).
(дети составляют с этим словом предложения и записывают его графически на доске)
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик!
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать :
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Задание №4.
Воспитатель: Слушайте последнее, четвёртое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин, нам нужно купить продукты. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук [с]. Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К» : картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук [м] : молоко, масло, макароны, сметана, мука.
После выполнения задания дети получают четвёртый ключ.
Воспитатель: Мы справились со всеми заданиями! Кладё м ключи на сундучок и говорим волшебные слова:
Тук – тук – тук (кулачками)
Чок – чок – чок (топаем)
Открывайся сундучок!
Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это книги!
Рефлексия:
Воспитатель: Спасибо Деду Грамотею! Мы с вами положим книги в книжный уголок! И потом обязательно их прочитаем! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? А какое задание было самым трудным? Какие вы у меня молодцы!