Зембатова
НОД по музыкальному развитию «Осеннее настроение» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие для детей 5- 6 лет
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как много гостей в нашем зале! Они хотят познакомиться с вами. Давайте поприветствуем их нашей песенкой.
Дети исполняют музыкальное приветствие «День добрый», муз. К. Андреаса
Публикация «НОД по музыкальному развитию „Осеннее настроение“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Музыкальный руководитель. Мы с вами сегодня будем говорить о необыкновенно красивом, удивительном времени года - об осени. Вы обратили внимание, какой необычный у нас сегодня зал (Дети рассматривают зал.) Посмотрите на экран, какое время года там изображено? (Осень.) А здесь мы устроили вернисаж ваших работ про осень. (Дети подходят к выставке рисунков.) Давайте рассмотрим, как вы изобразили осень. (Дети рассматривают работы, обсуждают.) Вам нравится выставка? Мне тоже, ведь все вы нарисовали разную осень. Какие интересные работы!
Музыкальный руководитель. Давайте попробуем определить, какая бывает осень. Посмотрите на экран.
Дети рассматривают фотографии, демонстрируемые на экране, перечисляют: ранняя, разноцветная, золотая, грибная, прощальная, фруктовая, овощная, дождливая, поздняя.
Вы дали много определений осени, и все они правильные, интересные и необычные. А сейчас поговорим о «фруктовой» осени (на экране слайд - фрукты и ягоды) и расскажем, чем мы угощаемся осенью. Елена Юрьевна, сделайте первую фотографию.
Я вас «угощаю» фруктами и ягодами, берите тарелочки. Постарайтесь мимикой показать вкус сладких и кислых фруктов.
Дети выполняют мимическое упражнение «Попробуем», муз. и сл. Е. Макшанцевой: хором читают стихотворение и мимикой передают, сладкий фрукт или кислый.
На тарелке, на тарелке
Фрукты, ягоды лежат.
Фрукты, ягоды лежат,
Будто смотрят на ребят.
Я возьму себе клубничку
Красненькую невеличку.
Запах нежный, ароматный,
Сок клубники сладкий-сладкий!
Ой! Ой! Ой! Ой! Ой! Ой!
Сладкий, сладенький такой!
Ломтик жёлтого лимона
Положу скорее в рот.
Положу скорее в рот.
Ой! Теперь наоборот!
Ой! Ой! Ой! Ой! Ой! Ой!
Кислый-кислый сок такой!
Нужно кислое заесть -
Можно грушу быстро съесть.
Запах нежный, ароматный.
Сок у груши сладкий-сладкий!
Ой! Ой! Ой! Ой! Ой! Ой!
Сладкий, сладенький такой!
Вот на блюде барбарис,
Есть его не торопись!
Из него кисель прекрасный,
Кисло-сладкий, нежно-красный.
Пей кисель! Без докторов
Будешь весел и здоров.
Как интересно вы передали вкус сладких и кислых ягод и фруктов! А яблоки вы любите? Посмотрите на экран (на экране изображение яблок). Яблоки нравятся многим людям и даже животным, но не всем. Вспомните, о чём говорится в стихотворении «Яблоко»? Постарайтесь передать голосом, выразительной интонацией образы и характер разных животных.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело,
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок - высоко.
Воробей сказал, что близко,
А телёнок - далеко.
А котёнку всё равно -
Кислое, зачем оно?
- Что вы, - шепчет червячок, -
Сладкий у него бочок!
А ещё, ребята, вы назвали осень «прощальной». Почему? (Ответы детей : листья прощаются с деревьями, птицы улетают) Посмотрите на экран (там слайд - улетающие птицы). Вы знаете стихи про такую прощальную осень? Кто авторы этих стихов? А кто из вас хочет их прочесть?
Дети читают знакомые им стихи по своему выбору и желанию.
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
(А Фет)
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца.
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Ещё просит сердце
Света и тепла!
(А Плещеев)
Настроение грусти и печали от прощания с летом передают в своих произведениях и поэты, и композиторы. Это же настроение в песне, которую вы знаете. (Дети называют песню.) Как вы её будете петь? (Нежно, тихо, протяжно, грустно, печально.)
Дети выразительно исполняют песню «Скворушка прощается».
На экране опавшие листья.
Посмотрите на экран - листья опадают, шуршат, как будто переговариваются друг с другом. Предлагаю поиграть: постарайтесь передать голоса листиков инструментами.
Дети берут шумовые инструменты. Все вместе читают стихотворение «Разговор листьев» озвучивая его инструментами.
Осенней листвы разговор еле слышен:
Мы с клёнов, мы с яблонь.
Мыс вязов, мы с вишен.
С осинки, с черёмухи.
С дуба, с берёзы.
Везде листопад,
На пороге - морозы.
Интересный получился разговор! Осенью облетают листья, улетают паутинки. Паучки всё лето работали, старались - плели красивые паутинки с разными узорами. Посмотрите на экран (слайд с изображением паучков на паутине). Возьмите резинки, разделите на три подгруппы и сплетите паутинки. Постарайтесь друг с другом договориться, чтобы паутинки были интересными.
Дети исполняют пальчиковую игру «Паучина» под музыку
Пау-паучина
Паутину сшил.
Вдруг закапал дождик,
Паутину смыл.
Вот и солнце вышло,
Стало подсыхать,
Пау-паучина
Трудится опять!
Очень интересные паутинки сплели ваши «паучки».
Задание выполняет другая подгруппа детей, ведущий меняет высоту звука и т. д.
М. р. Ребята, вы назвали осень «яркой» и «весёлой», почему? (Ответы детей.) Посмотрите на экран! (На экране осенние пейзажи.) У осени очень яркие краски, недаром её называют «золотая, пёстрая». Зайдёшь в такой лес и увидишь, как летают паутинки, услышишь, как ветер шуршит листочками.
На экране появляется слайд - осенний дождь.
Вы называли осень дождливой. А как ведут себя люди под холодным осенним дождём (Ответы детей) Давайте представим, что вы собираетесь выйти из дома, а на улице идёт дождь. Постарайтесь передать мимикой, жестом, пластикой походку и действия людей под дождём.
У вас очень интересно получилось. А когда выглядывает осеннее солнце, у всех поднимается настроение и хочется танцевать. Дети исполняют танец с зонтиками.
Ещё вы назвали осень разноцветной. Посмотрите на экран! (На экране яркие осенние пейзажи.) Такую же разноцветную осень мы можем показать прямо сейчас. Берите яркие разноцветные косыночки, вставайте в круг. Постарайтесь услышать акцент в стихотворении и именно на акценте передавать друг другу косынку. Напомните, как мы будем её передавать? (Плавно.)
Каждый ребёнок берёт косынку в правую руку. Стоя в кругу, все читают стихотворение. Ритмично на сильную долю передают соседу елевую руку косынку, выполняя взмах.
Словно хитрая-прехитрая лиса,
Ходит осень по полям и по лесам.
Как волшебница, без кисти
Разукрасила все листья.
Жёлтые, красные, оранжевые -
Листья летят!
В конце стихотворения дети подбрасывают одновременно все косынки вверх.
Дети исполняют песню «Слово на ладошках», муз. Е. Попляновой, ел. Н. Пикулевой
Песня с новыми словами получилась осенняя, а зимой можно придумать зимние слова. Осенью животные меняют свои шубки. Назовите этих животных. (Заяц, белка, лиса.) Хоть лиса и поменяла шубку, но характер у неё остался прежний. Какая она? (Хитрая, лукавая.) Посмотрите на экран (там иллюстрация из детской сказки с изображением медведя и лисы). Покажите хитрую лисичку. (Дети изображают лису мимикой и жестами.) Постарайтесь ещё и голосом изобразить хитрую лису из песни «Медведь и лиса». (Дети выразительно исполняют песню «Медведь и лиса», приложение 2.)
Ну и хитрая лиса у вас получилась! Настоящая плутовка. Лисички всё время хитрят, а вот зайчики по характеру бывают разные. Какие? (Ответы детей.) Посмотрите следующую фотографию.
(На экране зайцы, которые едят капусту. Дети рассматривают слайд, обсуждают, высказываются.)
Хотите поиграть в игру «Зайки и хозяйка»?
Проводится театрализованная игра «Зайки и хозяйка» (автор А Н. Котова). Музыкальный руководитель читает текст, который дети инсценируют.
- Жили-были зайки в лесу. А один зайка был самый храбрый. Однажды, когда все зайцы были заняты своими делами, храбрый заяц поскакал по длинной извилистой тропинке. За лесом он увидел дом, а рядом - большой огород, где росли морковка и капуста. Обрадовался храбрый заяц и побежал к своим друзьям-зайцам сообщить о находке. Рассказал им зайка про богатый урожай и позвал в огород. Удивились зайцы и быстро поскакали по тропинке за храбрым зайцем. Добрались они до огорода и стали быстро-быстро грызть капусту и выкапывать морковку. Объелись зайки, и разболелись у них животы. Вдруг скрипнула дверь. Это вышла из дома хозяйка. Она решила собрать в огороде овощей для супа. Испугались зайки, спрятались за листочки и задрожали. Подошла хозяйка к огороду и увидела там лишь остатки урожая. Потом разглядела и зайцев. Рассердилась хозяйка на зайцев и стала их ругать.
Стыдно стало зайцам. Они стали просить прощения у хозяйки и обещали больше так не делать. Хозяйке стало жалко зайчат, и она их простила.
В зале под звуки вальса появляется воспитательница - Осень в руках у неё корзина.
Осень. Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости! Вижу, вы меня узнали. Я принесла для вас осенние подарки. Я знаю, что вы умеете делать из природного осеннего материала разные поделки. Для вас я тоже приготовила вот такие бусы. (Достаёт из корзиночки бусы и раздаёт девочками)Догадались, из чего они? (Из рябины.) А это амулеты для мальчиков, их надевают на шею. (Достаёт из корзины, нанизанные на кожаную нить каштаны и жёлуди, раздаёт мальчиками.) Помните обо мне, не забывайте! А я к вам вернусь через год. (Помогает детям надеть бусы и амулеты.)
Дети и взрослые фотографируются и через проектор рассматривают фотографии, сделанные на занятии, обсуждают, делятся впечатлениями.
Дети прощаются и уходят в группу.