МААМ-картинки

НОД по краеведению «В гостях у Хозяюшки. История русской печки» в подготовительной группе

Карина Фокина
НОД по краеведению «В гостях у Хозяюшки. История русской печки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

В гостях у Хозяюшки. История русской печки

Конспект интегрированного занятия по краеведению с элементами продуктивной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «В гостях у Хозяюшки»

Публикация «НОД по краеведению „В гостях у Хозяюшки, История русской печки“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Цель: Дать детям представление о русском быте людей в старину, подчеркнуть значимость русской печи в доме, формировать знания детей о старинной посуде и старинной кухонной утвари. расширить знания о жизни людей, живших в старину на Руси, их обычаях, традициях, фольклоре.

Задачи:

1. Воспитывать любовь к природе, родному краю, доброе отношение к животным, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей;

2. активизировать мышление и речь в ходе выполнения заданий;

3. обобщить и систематизировать знания детей об русском быте;

4. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;

5. Познакомить с национальной русской одеждой и внутренним убранством русской избы;

6. Учить координировать движения с речью;

7. Развивать физические качества ребенка в процессе освоения подвижной игры, развивать интерес к народным играм и традициям;

8. Развивать у детей чувство ритма

9. Продолжать учить работать с трафаретами, точно и аккуратно переносить изображение на бумагу, развивать чувство композиции, учить красиво располагать элементы росписи на шаблоне;

10. Закреплять приемы с трафаретами

Словарная работа:

Обогащение и активизация словаря: изба, кушак, сарафан, название убранства избы (ухват, чугунок, скамья, печь, половики).

Предварительная работа:

Материалы и оборудование:

Оборудование и инвентарь:

Музыка: .

Ход НОД:

Организационный момент в группе.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам в детский сад принесли посылку, давайте ее распечатаем! Что же там такое?

Воспитатель вскрывает коробку, вынимает из посылки чугунок.

Воспитатель: Какая необычная посуда! Кто знает, как она называется, может быть, это кастрюля? Или ведро? (чугунок)

— Верно, чугунок, попробуйте подержите, какой он? (тяжелый, черный)

— А может кто-нибудь знает почему его называют чугунок? (Потому что он сделан из чугуна.)

- А как вы думаете, это современная посуда или старинная? Почему вы так думаете? Как же приготовить пищу в чугунке? Не знаете? Я думаю, что чугунок оказался здесь неспроста, а для того, чтобы мы узнали, как жили люди в старину, где и как готовили пищу, какой кухонной утварью пользовались.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть платок, да платок-то непростой из бабушкиного сундука, волшебный. Вот он-то нам и поможет перенестись на много-много лет назад. Возьмите платок за края.

Включается музыка- сказочная.

Глазки вы сейчас закроете

И тихонечко постойте

Платком ярким мы махнем

И все в сказку попадем

В хороводе покружились,

Где сейчас мы очутились?

Воспитатель обращает внимание детей на русскую избу. Заходит за ширму и превращается в Хозяюшку.

Хозяюшка : Здравствуйте, гости дорогие! Как хорошо, что вы пришли. Проходите в избу, погостите.

Хозяюшка приглашает детей в избу.

Хозяюшка : Проходите, присаживайтесь. Посмотрите, как я для вас нарядилась! И сарафан надела, рубаху богатую, да пояс вышитый!

дети садятся на скамейки за стол.

Посмотрите, как мы живем: печь в моем доме главный помощник- печку затопим, чтобы было тепло и готовим в ней пищу: кашу варим в чугунке да картошку в горшке, хлеб да пироги печем.

Посмотрите, ребята, какая у меня большая печь! А как вы думаете почему? Может, зря ее делают такой большой? И места много занимает! Может, сделать ее маленькой? Русские печи всегда строились больших размеров, ведь вокруг них хозяйка вела всю свою домашнюю работу, дети играли, а пожилые люди - отдыхали. Печка не только грела и варила — в ней было достаточно места, чтобы париться. Да, да, раньше в печи мылись! Издревле считалось, что печной пар исцеляет от множества болезней. Не зря говорили: всякая болезнь пройдет, если прогреть свои косточки в печи. А печная зола входила в состав мазей и отваров.

Печка и зола в деревнях использовались для стирки. Женщина складывала белье в чугунный горшок, наполненный водой, опускала туда мешочек с золой и ставила в печь. После кипячения с темно-серой золой белье становилось не только белоснежным, но и более прочным.

В русской печи можно приготовить очень много разнообразных блюд и пища будет вкусная и полезная. Растопив печь утром, на ней можно готовить весь день.

На печи сушили грибы, ягоды и мелкую рыбешку. Раньше на Руси любимым овощным блюдом были пареная репа или тыква. Поскольку репа готовилась очень легко, возникло выражение «проще пареной репы». Вымытыми репами набивали чугунный горшок и ставили его на ночь в теплую печь. Готовое кушанье с солью или без с удовольствием ели все члены семьи.

Пироги из поднявшегося за ночь теста печного жара становятся пышными и невероятно вкусными. Отсюда пошла и русская пословица : «Красна изба углами, а печь — пирогами».

А еще сельские жители умели по печи предсказывать погоду. Существовал целый свод народных примет, по которому крестьяне подмечали разные детали, а затем толковали их значение.

Если дрова в печи горят с треском — будет мороз, а если с гудящим шумом — жди снегопада.

Дрова горят вяло или гаснут — в ближайшие дни наступит оттепель.

Дрова в печи хорошо разгораются и горят с легким потрескиванием, а дым из трубы поднимается вверх — верный признак солнечного и безветренного дня.

Хозяюшка : А еще на моей печи очень любит спать моя кошка Мурка.

Берет в руки игрушку- котенка

Хозяюшка : Мурка мне говорит, что хочет тоже с вами поиграть, она в эту игру играет с мышами в подполье.

Проводится русская народная игра «Жмурки»

-Кот, кот, на чем стоишь? - На квашне.

-Что в квашне? - Квас!

-Ищи мышей, а не нас!

После этого все разбегаются, а водящий «кот» ловит игроков.

Хозяюшка : Я вам рассказала так много всего про печь. А как вы думаете, чтобы готовить в печи, нужны особые инструменты, посуда? Чтобы помочь вам, я сейчас загадку загадаю!

Рогат, да не бык; хватает, да не сыт, людям воду дает, а сам в угол идет. (ухват)

-Правильно, а для чего он нужен был в доме?

-Для того, чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься.

-Молодцы, а ставили его в угол, чтобы он всегда под рукой был.

Хотите, я вас научу варить кашу в печи! Слушайте и смотрите внимательно! Нальем воды в чугунок да крупы мерку засыплем, посолим и крышкой накроем. А теперь очередь ухвата пришла – подхватим им чугунок да в печь отправим. Вот вкусная у нас каша будет!

Хозяюшка сопровождает свой рассказ показом.

Хозяюшка : Ну пришла пора вынимать наш чугунок из печи, давайте посмотрим сварилась ли каша!

Хозяюшка вынимает чугунок накрытый крышкой и ставит на стол.

Хозяюшка : Вот сварилась наша каша, теперь масла добавить, да за стол садиться! Но мне кажется, что тут чего-то не хватает! Как вы думаете, чего на нашем столе не хватает? Не знаете? Хорошо, я вам опять загадкой помогу!

Маленький черпачок,

Деревянный колпачок,

Три раза в день берется,

Да опять на место кладется. (ложка)

-Верно, вот она, из чего же сделана? (из дерева) а у вас дома есть такие ложки?

Сейчас в наше время редко у кого есть такие ложки, а вот раньше все ложки были деревянными. (Демонстрация картины) Вся семья собиралась за столом, хозяйка ставила на середину стола миску с щами или кашей, хозяин нарезал всем по куску хлеба, все помолившись принимались за еду, каждый своей ложкой черпал из общей миски, а, чтобы ни капли не пролить под ложку, подставляли свой кусок хлеба и так до рта. К хлебу и пище относились бережно.

А чтобы кушать было веселее, ложки раскрашивали да расписывали разными узорами. И я вам предлагаю попробовать украсить ложку. Вот она у меня какая!

Хозяюшка вынимает большую ложку, нарисованную на ватмане, кладет ее на стол.

Хозяюшка : Как вы думаете, как можно украсить нашу ложку? (Геометрическим или растительным орнаментом). А еще у меня есть лукошко с красками и трафаретами. На трафаретах вырезаны элементы росписи, с помощью которых мы украсим нашу ложку. Давайте их рассмотрим – вот тут и ягодки есть, и цветочки, и листочки, а еще точки, завитки да дуги.

Хозяюшка показывает отпечаток каждого трафарета на заранее подготовленных образцах, выставляя их на мольберт. Дети усаживаются за стол, выбирают трафареты. Выполняется коллективная работа по украшению ложки с помощью красок, поролоновых губок и трафаретов.

Хозяюшка : Молодцы, все постарались и поэтому получились такие замечательная ложка. А теперь пришло время заглянуть в наш чугунок!

Хозяюшка снимает крышку с чугунка, каша «превращается» в леденцы на палочке. Хозяюшка угощает детей, благодарит их за помощь.

А теперь, ребята, пора возвращаться в детский сад. Возьму я опять свой волшебный платок.

Глазки вы сейчас закроете

И тихонечко постоите.

Платком ярким мы махнем

В детский сад попадем.

Воспитатель: Понравилось вам путешествие? А с кем мы встретились в сказочном лесу? Что узнали нового?

Публикации по теме:

Конспект НОД по краеведению в подготовительной группе «Осторожно: ядовитые растения и грибы!» Конспект занятия по краеведению. Тема. «Осторожно: ядовитые растения и грибы!» Программное содержание. Закрепить и расширить представления.

Конспект НОД по краеведению «Дружим с природой родного края» в подготовительной группе Тема: «Дружим с природой родного края». с использованием интерактивных технологий Цель: расширять представления о крае, в котором живут.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «В гостях у Марьюшки-хозяюшки» Образовательные области познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие,.

Конспект НОД в старшей группе «В гостях у русской избы» Конспект НОД в старшей группе «В гостях у русской избы» Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством.

Конспект занятия по краеведению «Храмы Тамбова: история и современность» Конспект по краеведению " Храмы Тамбова: история и современность. " Выполнил: Кузнецова Н. В. воспитатель. Цель: Способствовать реализации.

Сценарий развлечения с детьми старшей группы «В гостях у хозяюшки» Цель: Приобщать детей к устному народному творчеству – попевки, заклички, пословицы, поговорки, загадки. Знакомство с традиционными обрядовыми.

Музыкально-игровое занятие с использованием речевых игр «В гостях у хозяюшки». Первая младшая группа Музыкально – игровое занятие с использованием речевых игр. «В гостях у хозяюшки».Задачи: 1. Создать радостную атмосферу от встречи с Хозяюшкой.

НОД по познанию в подготовительной группе «История вещей» Конспект НОД по познавательному развитию Тема: «История вещей» (Путешествие в прошлое одежды и иголки) 1. Организационный: Детская цель,.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Соленая история» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Соленая история» Цель: Способствовать развитию.

Занятие-досуг с элементами тренинга «Праздник русской печки» в групповом уголке «Изба» Занятие-досуг с элементами тренинга «Праздник Русской печки» (проводится в групповом уголке «Изба».) для детей старшей и подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по краеведению «В гостях у Хозяюшки. История русской печки» в подготовительной группе
Опубликовано: 22 марта 2019 в 11:56
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по краеведению «В гостях у Хозяюшки. История русской печки» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Карина Фокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД