Сироткина Елена
Занятие-досуг с элементами тренинга «Праздник русской печки» в групповом уголке «Изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие-досуг с элементами тренинга «Праздник Русской печки» (проводится в групповом уголке «Изба».) для детей старшей и подготовительной группы
Провела воспитатель: Сироткина Елена Михайловна (первая квалификационная категория)
Цель: воспитание интереса к традициям прошлого своей Родины.
Публикация «Занятие-досуг с элементами тренинга „Праздник русской печки“ в групповом уголке „Изба“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская печь, печка
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Задачи: формировать образные представления о предметах старинного быта, культуре питания (дать знания о печи, ее приспособлениях, знакомить детей с русской кухней);
-развивать у детей воображение, эмоциональную само регуляцию (навыки расслабления, снятие эмоционального напряжения);
-воспитывать нравственные качества (любознательность, патриотизм, культуру здоровья, вызвать желание у детей посетить еще раз уголок «Избу».
Ход НООД.
Воспитатель (в русском народном костюме – хозяйки избы) : Дорогие гости! Сегодня я расскажу о том, как жили - не тужили наши деды. Чтобы старые традиции не ушли безвозвратно, их надо знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, это очень важно для нас с вами. Ну что ж, вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину!
Проходите дорогие гости в мою избу.
Мир Вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час.
Встречу теплую такую
Я готовила для вас.
Хлебосольством да радушием
Знаменит родной наш край.
Здесь для Вас и сказки русские
И медовый каравай.
Так о чем же мы поведем рассказ? (ответы детей)
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях… А впрочем, ребята, отгадайте загадку:
Наша толстая Федора наедается не скоро,
А зато, когда сыта - от Федоры теплота. (Печь)
Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает, что дают, глотает. (Печь)
Стоит изба из кирпича
То холодна, то горяча. (Печь)
Летом спит, зимой есть.
Тело теплое, а крови нет. (Печь)
Воспитатель: Рада видеть Вас у печки,
Без нее и дом пустой,
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней, как весной.
Главное в доме – печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. Прижмутся дети к теплой печку, да слушают волшебные сказки. Ребята, закройте глазки и представьте, как трещит мороз, да воет ветер. (Звучит в аудиозаписи треск дров) Слышите, как потрескивают дрова? От печки идет теплый пар, протяните ручки. Почувствовали? Что Вы ощутили? (Ответы детей) Да, от печки идет тепло, угольки светятся да горницу освещают.
А знаете ли Вы, что печка существует не одно тысячелетие? Причина ее долговечности – в универсальности. Русская печь отапливает помещение – жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, сушится одежда, продукты, спят на ней старики и дети. В ней даже в глубокую старину купались – настоящую баню устраивали.
Русская печка – деревенская кормилица. У печи заключались договора, давались клятвы.
Ребята, а кто же мог сложить печь? (Ответы детей) Печник.
Чтобы сложить печь, требуется обладать специальными знаниями. Неправильно сложенная печь дымила и не удерживала тепло, пища пригорала. Печники были самыми уважаемыми людьми – мастерами. От них зависело будет ли в доме тепло и уютно. В народе говорили: «Без печи – хата не хата». Вам понятно, почему так говорят? (Ответы детей)
Печь воспринималась всегда как существо одушевленное. Вот почему отверстие, куда вкладывались дрова, называлось рот, а часть печи, рассоложенная над ним – чело (лоб). А в подпечке было главное обиталище покровителя дома – домового и его семейства. Хозяйка всегда ставила угощение, приговаривая «Прими гостинчик, да будь к нам поласковей». А еще специально для котов выкладывали уголок в печке – «печурку». Кто больше котов любит тепло и ласку? Погладили кота – он замурлыкал, дали ему молока – снова песенку запел. Даже загадки про домашнего любимца придуманы:
У бабушки Матрены есть зверек мудреный,
Возле печки греется, без водички моется.
Отворилась тихо дверь и вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко, и умылся серой лапкой. (Кот)
Ребята, а кто в доме первым делом начинает растапливать печку? (Ответы детей) Правильно, хозяйка. Рано встает, топит печь, ставит в печку чугуны. Вы знаете, благодаря русской печи появилась посуда особой формы. (Демонстрация горшков, чугунов). Посуда должна была иметь боковую поверхность, потому что посуда в русской печи нагревается больше с боков. Кроме того, посуду такой формы удобно доставать ухватом или рогачом. Приготовленные в русской печке кушанья отличались особым вкусом и ароматом. А какие угощения дарит нам печь? (Ответы детей) Давайте достанем чугунок да посмотрим, что там есть. (Дети при помощи воспитателя достают чугунок и обнаруживают внутри вареный картофель)
Игра «Кто быстрее почистит вареный картофель».
После игры воспитатель хвалит детей.
Звучит русская народная музыка. (Танец с лентами).
Из-за печи появляется Емеля.
Емеля: Шумно, разбудили меня!
Воспитатель: Здравствуй, Емеля, хватит греться на печи, лучше выходи да поиграй с нами.
Емеля: А мне неохота!
Воспитатель: (уговаривает) Попробуй, это так весело!
Емеля: Да мне лень, дрема одолела, на печи лежать, да бока греть – лучше.
Воспитатель: Вот, лодырь, кто ленив, тот и сонлив.
Емеля зевает, укладывается спать.
Воспитатель: Емеля, Емеля!
Емеля: Ну, чего Вам?
Воспитатель: А хочешь съесть бублики-калачи?
Емеля: Не мешало бы подкрепиться. Давайте сюда. Проголодался я.
Воспитатель: Хочешь, есть калачи, не сиди на печи!
Емеля: А чего делать?
Воспитатель: Послушай наш рассказ. Иди к нам, присаживайся.
Рядом с печкой находился «бабий угол». Именно здесь хозяйка царствовала. Здесь она и пряжу пряла и готовила. Вот кадка (демонстрация) для теста, а это ларь с мукой.
Хозяйка вставала рано утром, растапливала печь, замешивала тесто и пекла для всей семьи угощения – бублики, калачи.
Емеля: Я понял все, но мне неохота ничего делать.
Воспитатель: Нужно потрудиться! Правда, ребята? Недаром есть такие пословицы (которые рассказывают дети) :
Почет и труд рядом идут.
Труд и хлеб – всему голова.
Как работаешь – так поешь.
Кто трудиться – у того все сбудется.
Емеля: Сейчас я Вас научу, (шепчет) «По щучьему веленью, по моему хотенью испеки печка пироги румяные, сдобные, вкусные». Загляните-ка в печь теперь!
Все заглядывают.
Воспитатель: Ничего там нет. А мы, Емеля, можем тебя научить печь калачи. Вот тебе тесто, садись с нами и делай как мы.
Совместный труд. Дети из заранее приготовленного соленого теста лепят калачи и ставят в печь, сопровождая работу пословицей: «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи! На печи заседать – хлеба не видать!»
Емеля: (поет) Ой, печи, печи, печи,
Всем на радость калачи,
От жаркой соломы
Тепло по всему дому.
Воспитатель: Вот видишь, Емеля, это только в сказке можно «по щучьему веленью», а в жизни нужно потрудиться, чтобы что-нибудь получилось. Ведь без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Пока наши калачи пекутся, я вас угощу хлебом из моей печки. Хозяйка достает хлеб из печки и угощает гостей. Угощайся, Емелюшка! Угощайтесь, ребята!
А я приглашаю всех на веселье – поплясать. (дети вместе с Емелей пляшут под русскую народную песню)
Воспитатель: Наша пляска хороша, но прощаться нам пора. Быстро время пролетело возле нашей печки – символа домашнего тепла и уюта. Мы встретимся еще не раз.
Емеля (хвалит детей, прощается) : Пришло время расставаться. До следующего свидания. (уходит)
Воспитатель: Мы гордимся стариною!
Стала нам она родною.
Всем спасибо за внимание,
За игру, за звонкий смех!
Говорю Вам: «До свидания!»
Снова в гости жду я всех.
Дети под музыку возвращаются в группу.