Эльмира Залякаева
НОД по исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - исследовательской деятельности
в подготовительной группе.
Тема: «Воздух вокруг нас»
Задачи:
• расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты.
• учить технике рисования воздухом, кляксография.
Публикация «НОД по исследовательской деятельности „Воздух вокруг нас“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
• обогащать словарь детей (ученые, эксперимент, лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, опыты, кляксаграфия,
• развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
• развивать речевую активность, умение выдвигать предположения (гипотезы, выражать в речи результаты действий).
• воспитывать самостоятельность, желание детей помогать друг другу.
Интеграции: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности : Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, продуктивная.
Методы:
Наглядный (показ способов действий).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Игровой (включение и использование игры).
Практический (экспериментирование, рисование).
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.
Материал: шкатулка, спецодежда на каждого ребенка (фартуки,шапочки, оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, альбомные листы, ёмкость с землёй, краски и кисточки для красок, полиэтиленовые пакеты, разноцветные воздушные шарики на каждого ребенка, схематические картинки с изображением свойств воздуха, магнитная доска.
Ход непосредственно образовательной деятельности
I Вводная- подготовительная часть.
Организационный момент.
Приветствие.
Воспитатель собирает детей, предлагает встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.
Ребята, давайте улыбаться друг другу и нашим гостям!
И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Воспитатель: Друг другу передали хорошее настроение?
Дети: да
Воспитатель:
-Ой, интересно, что это такое? (коробочка с вопросительным знаком)
-Что за знак? О чём этот знак нам говорит?
-Почему на коробочке знак вопроса?
-О чём спрашивает этот знак? (спрашиваю каждого ребёнка – варианты ответа)
-Значит нам нужно что –то узнать!
Ответ детей: Нам нужно узнать о том предмете, который там находится.
Вывешиваю знак вопроса
-Попробуем угадать, что там (потрясти, погреметь, звучит, тяжелый, но не открывать. Звучит? Тяжёлый?
Дети: не звучит, не тяжёлый
Воспитатель: хотите узнать, что в коробочке?
Дети: да
Воспитатель: открываю, показываю (она пустая). Не понимаю, а что в коробочке?
(предположения детей, если угадают приступаем к опытам, если не угадают загадаю загадку:
через нос проходит в грудь
и обратно держит путь
он невидимый, но всё же
без него прожить не сможем.
Воспитатель: Молодцы ребята, здесь действительно воздух.
А что же такое воздух? Мы знаем что-то о воздухе? (ответы детей).
Итак, перед нами какая задача стоит? (узнать о воздухе)
-Согласны? Хотите узнать о свойствах воздуха?
Давайте мы с вами поиграем. Наберите в рот воздуха, постарайтесь не дышать.
-Что случилось?
-Какое было желание? (дышать)
-Значит для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
-Страшно даже подумать, что будет, если исчезнет воздух (мы просто погибнем)
Вывод: значит, действительно не можем прожить без воздуха.
-Кому нужен воздух? Кто ещё дышит воздухом? (все живые существа)
-Давайте разместим значок на магнитной доске (без воздуха прожить нельзя -восклицательный знак)
Воспитатель: А ещё о свойствах воздуха можно узнать в лаборатории.
И сейчас приглашаю вас в свою лабораторию, где вы станете сотрудниками научно- исследовательской лаборатории. Мы с вами поиграем в ученых, исследователей.
-Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей).
-Ученые занимаются наукой. Наука это познание. Ученые проводят различные опыты, эксперименты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журналы.
-Скажите, где работают ученые? (Ответы детей)
- Ученые работают в научной лаборатории.
-Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? ( Ответы детей: быть аккуратным, не спешить, слушать внимательно, не толкаться, соблюдать тишину)
-Ребята, есть еще одно важное правило, в лаборатории работники лаборатории надевают на себя специальную одежду, чтобы различные реагенты (химические вещества) не попали к ним на одежду. (Достаю коробочку, где находятся спец. одежда,помогаю одевать детям).
-Что мы с вами будем узнавать? (о свойствах воздуха или о воздухе)
Дети проходят в лабораторию.
II Основная часть. Практическая работа детей.
1 этап.
За общим столом
Посмотрели ребята на подсказки, что мы сначала будем узнавать?
О чём говорят эти символы? (глаза, руки, нос, цвет, волнистая линия, воздух вокруг нас)
Будем работать по символам, какой символ назовут дети, тот опыт и проводим!
Воспитатель: возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь?
Дети: твёрдый
Воспитатель: камень – это твёрдое тело. А можно ли взять в руки воздух и сжать его?
Дети: нет
Воспитатель: значит делаем какой вывод? Значит свойство воздуха какой?
ВЫВОД: Воздух не твёрдое тело. (значок руки)
Воспитатель: посмотрите на стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она?
Дети: чистая, прозрачная…
Воспитатель: Что же такое вода? (это жидкость)
-Что происходит с жидкостью? (она бежит, течёт, капает, переливается)
-А воздух может выполнять все эти действия?
Дети: нет
Воспитатель: какой можем сделать вывод?
Дети: воздух –это не жидкость
Вывод: Значит свойство воздуха какой?
Воздух –это не жидкость (значок волнистой линии)
Воспитатель: Давайте посмотрим, воздух имеет какой ни будь цвет? (нет)
-Он какой? (прозрачный)
-Есть у него цвет? (нет, он не имеет цвета)
Воспитатель: вывод какой делаем? Кто назовёт свойство воздуха?
Дети: воздух чистый, прозрачный, невидимый.
Вывод: воздух чистый, прозрачный, невидимый (значок глаза и нет цвета)
Воспитатель: -А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? (ничего)
-Пахнет чем- нибудь воздух?
Чем может пахнуть воздух?
Дети: свежестью после дождя; едой, когда готовят на кухне; дымом, если горит костёр; духами)
Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться. В этих киндерах вещества с разными запахами. Попробуйте определить, что в них.
Дети: чеснок, лимон…
Воспитатель: какой мы можем сделать вывод? Кто догадался, свойство воздуха какой?
Вывод: собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый, ничем не пахнет, запах ему придают окружающие его вещества (значок носа)
Воспитатель: У нас здесь на доске размещён значок, что воздух увидеть нельзя, но учёные утверждают, что воздух можно увидеть с помощью опытов и экспериментов. Хотите попробовать?
Как вы считаете, воздух занимает всё наше пространство или же оно размещено в определенном месте?
-Давайте мы с вами проведём опыт. Для этого нам понадобится ёмкость с водой, бумага и стаканчик. Сомните лист бумаги и поместите его в стаканчик так, чтобы он не падал при переворачивании стаканчика. Держа за дно стаканчика, погрузите его в воду так, чтобы вода в стаканчик не попала (ставьте стакан прямо). Достаньте стакан, поверните и проверьте, не намокла ли бумага.
Дети: бумага осталась сухой.
Воспитатель: Ребята, где находится воздух?
вот видите ребята, вода не может заполнять перевёрнутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. Пустой стакан полон воздуха, а воздух не имеет размера и форму. Но может заполнить любое пространство. Воздух принимает форму того предмета, где он находится. Воздух он везде!
Вывод: Итак, кто назовёт свойство воздуха?
Значит воздух существует вокруг нас (значок О)
Воспитатель: Итак, что тогда можем сказать о воздухе ( проговариваем по значкам: не твёрдое, не жидкость, нельзя взять в руки, невидимый, без запаха, воздух существует вокруг нас)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: давайте подготовим организм для работы в лаборатории
Мы устали чуточку
Отдохнём минуточку
Поворот, наклон, прыжок
Повторим ещё разок
Поворот, наклон, прыжок
Улыбнись давай дружок
Прямо спину ты держи
На соседа посмотри
Руки вверх и сразу вниз
И за опыты берись.
Воспитатель: ну вот отдохнули, правила мы с вами знаем. В нашей лаборатории три рабочих стола и нам нужно разделиться. Каким образом можно разделиться?
Дети: по цветам одежды, по фишкам…
Воспитатель: мы сейчас пройдём к столам, будьте внимательны. Рассмотрите пожалуйста материал, который есть у вас на столах и подумайте, как можно провести опыт, чтобы понять, можно ли увидеть воздух.
Если возникнут вопросы, где можно получить интересующую информацию?
Дети: энциклопедии, спросить у взрослых, в интернете.
Воспитатель: сегодня мы с вами можем воспользоваться только теми возможностями, которые есть у нас сейчас (это взрослые, советы друг другу и энциклопедии).
Итак будем доказывать, что воздух можно увидеть. (расходимся по столам)
Ребята, встаньте так чтобы все видели друг друга.
(Что у вас на столе, что вы хотите узнать с помощью опыта)
Дети: можно ли увидеть воздух
Воспитатель: как вы будете проводить опыты, давайте проговорим, что вы будете делать.
Опыт № 1. В земле есть воздух.
В. - как мы можем увидеть воздух с этими предметами?
Попробуйте, что у вас получится. ( если не получается показываю алгоритм опыта :стакан с водой-ложечка земли =воздух)
А воздух в земле есть или нет?
Ответы детей.
В. - Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите ложечкой комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.
В. – Что вы наблюдаете?
Д. - Из комочка побежали маленькие пузырьки.
Д. – Это воздух поднимается из воды.
В. – Где же был воздух?
Д. – Воздух был в комочке земли.
В. – Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом. Для чего нужен воздух в почве (воздух нужен растениям для дыхания)
А что нужно делать, чтобы почва насыщалась воздухом? (рыхлить почву)
В. - Кто оказался прав, те, кто говорили, что в земле нет воздуха или те, кто говорили, что воздух есть?
Д. – В земле есть воздух.
Воспитатель: зарисуйте пожалуйста ваши ответы
Опыт № 2 Пузырьки в стакане.
У вас получается? Как ы проводите этот опыт?
- Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки.
Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.
- Выходят пузырьки.
- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была
-Пузырьки - это воздух который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
- Господа ученые, как мы уже сказали, что воздух есть внутри нас.
(Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).
Зарисуйте пожалуйста ваши ответы
Опыт №3 поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.
Воспитатель: Давайте посмотрим, воздух имеет какой ни будь цвет? (нет)
-Он какой? (прозрачный)
-Есть у него цвет? (нет, он не имеет цвета)
Воспитатель: вывод какой делаем? Кто назовёт свойство воздуха?
Дети: воздух чистый, прозрачный, невидимый.
Вывод: воздух чистый, прозрачный, невидимый (значок глаза и нет цвета)
Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.
Как ы проводите этот опыт? Что будете делать с этими пакетами?
-попробуйте поймать воздух, получится.
-Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают)
Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:
- Что внутри пакета? (воздух)
- На что похож мешок? (на подушку, шар)
- Воздух занял все место в пакете. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Что мы можем теперь сказать про воздух? Где мы его взяли? (Воздух есть вокруг нас).
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И вы смогли это сделать! Вы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Воспитатель: Давайте посмотрим, воздух имеет какой ни будь цвет? (нет)
-Он какой? (прозрачный)
-Есть у него цвет? (нет, он не имеет цвета)
Воспитатель: вывод какой делаем? Кто назовёт свойство воздуха?
Дети: воздух чистый, прозрачный, невидимый.
Вывод: воздух чистый, прозрачный, невидимый (значок глаза и нет цвета)
Воспитатель: итак у всех получились опыты?
Поделитесь пожалуйста со своими проделанными опытами (ответы детей).
Значит какой вывод можно сделать (на доске вывешивают значок –глаз)
Молодцы ребята, вы все замечательно справились.
Оказывается, с воздухом можно не только проводить опыты, но и можно играть. Какая интересная игра.
Игра: с помощью трубочки нужно втянуть предметы и перенести на ёмкость. Кто быстрее перенесёт предметы.
Посмотрите, ребята мы с вами поиграли, опыты проводили, что ещё можно сделать с помощью воздуха? (рисовать)
Практическая работа детей.
2 этап.
Если времени не останется, то говорю: мы можем воспользоваться этой техникой рисования в свободное время.
Какую технику рисования вы знаете с воздухом (кляксаграфия)
Тогда пройдите к столам, давайте веточку рябины сделаем более красивой, пушистой и волшебной.
- Что такое клякса? (ответы детей)
-Клякса – это след, пятно, оставленные чернилами, краской.
Для выполнения этой работы нужна соломинка, вода и краски.
Последовательность рисования ветки рябины в технике «кляксография» :
1. Поставить каплю жидкой краски на верхнюю часть листа.
2. Поставить конец соломинки немного с наклоном в краску.
3. Подуть на каплю через соломинку, меняя направление –делаем веточку, получается вот такая ветка рябины. Тонкие ветки получаются, если быстро двигать соломинкой из стороны в сторону или резко подуть на небольшие капли.
После рисования нескольких веточки, с помощью ватных палочек можно дорисовать на ней бусинки.
- Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились. Вот мы с вами сделали еще одно важное открытие, оказывается с помощью воздуха можно рисовать. Свои рисунки мы оставляем на столах, пусть они у нас подсохнут.
III Заключительная часть.
-Уважаемые ученые, сейчас мы вспомним, что мы сегодня делали? (узнавали о свойствах воздуха)
Что же мы узнали? (ответы по символам)
-Молодцы, как много мы сегодня узнали.
-Что нового вы узнали?
-Какой опыт для вас был интересен?
-Какой бы опыт вы хотели провести дома с родителями?
(Высказывания детей)
РЕФЛЕКСИЯ: А завершить сегодняшнее исследование я вам предлагаю наполнить этот сосуд знаниями. Вы все сегодня старались, сделали много открытий. У меня есть вот такие снежинки, изображающие кристаллики разных цветов – зеленого, жёлтого и красного.
Зеленый – если всё получалось, ты со всеми заданиями справился.
Жёлтый – если было трудно, но справился.
Красный – если было очень трудно, но ты справился с чьей – либо помощью.
Вы довольны результатами своего исследования? (ответы детей)
Вот видите, у нас получились, как мыльные пузыри: это знания о воздухе и умение проводить опыты.
-На этом наша чудесная лаборатория закрывается!
В знак благодарности, за хорошую работу я хочу подарить вам вот такие мыльные пузыри.
- Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в лаборатории? (Ответы детей)
- Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.