Папки-передвижки

НОД по исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» в подготовительной группе

Эльмира Залякаева
НОД по исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

«Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - исследовательской деятельности

в подготовительной группе.

Тема: «Воздух вокруг нас»

Задачи:

• расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты.

• учить технике рисования воздухом, кляксография.

Публикация «НОД по исследовательской деятельности „Воздух вокруг нас“ в подготовительной группе» размещена в разделах

• обогащать словарь детей (ученые, эксперимент, лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, опыты, кляксаграфия,

• развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

• развивать речевую активность, умение выдвигать предположения (гипотезы, выражать в речи результаты действий).

• воспитывать самостоятельность, желание детей помогать друг другу.

Интеграции: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности : Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, продуктивная.

Методы:

Наглядный (показ способов действий).

Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).

Игровой (включение и использование игры).

Практический (экспериментирование, рисование).

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

Материал: шкатулка, спецодежда на каждого ребенка (фартуки,шапочки, оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, альбомные листы, ёмкость с землёй, краски и кисточки для красок, полиэтиленовые пакеты, разноцветные воздушные шарики на каждого ребенка, схематические картинки с изображением свойств воздуха, магнитная доска.

Ход непосредственно образовательной деятельности

I Вводная- подготовительная часть.

Организационный момент.

Приветствие.

Воспитатель собирает детей, предлагает встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.

Ребята, давайте улыбаться друг другу и нашим гостям!

И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Воспитатель: Друг другу передали хорошее настроение?

Дети: да

Воспитатель:

-Ой, интересно, что это такое? (коробочка с вопросительным знаком)

-Что за знак? О чём этот знак нам говорит?

-Почему на коробочке знак вопроса?

-О чём спрашивает этот знак? (спрашиваю каждого ребёнка – варианты ответа)

-Значит нам нужно что –то узнать!

Ответ детей: Нам нужно узнать о том предмете, который там находится.

Вывешиваю знак вопроса

-Попробуем угадать, что там (потрясти, погреметь, звучит, тяжелый, но не открывать. Звучит? Тяжёлый?

Дети: не звучит, не тяжёлый

Воспитатель: хотите узнать, что в коробочке?

Дети: да

Воспитатель: открываю, показываю (она пустая). Не понимаю, а что в коробочке?

(предположения детей, если угадают приступаем к опытам, если не угадают загадаю загадку:

через нос проходит в грудь

и обратно держит путь

он невидимый, но всё же

без него прожить не сможем.

Воспитатель: Молодцы ребята, здесь действительно воздух.

А что же такое воздух? Мы знаем что-то о воздухе? (ответы детей).

Итак, перед нами какая задача стоит? (узнать о воздухе)

-Согласны? Хотите узнать о свойствах воздуха?

Давайте мы с вами поиграем. Наберите в рот воздуха, постарайтесь не дышать.

-Что случилось?

-Какое было желание? (дышать)

-Значит для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

-Страшно даже подумать, что будет, если исчезнет воздух (мы просто погибнем)

Вывод: значит, действительно не можем прожить без воздуха.

-Кому нужен воздух? Кто ещё дышит воздухом? (все живые существа)

-Давайте разместим значок на магнитной доске (без воздуха прожить нельзя -восклицательный знак)

Воспитатель: А ещё о свойствах воздуха можно узнать в лаборатории.

И сейчас приглашаю вас в свою лабораторию, где вы станете сотрудниками научно- исследовательской лаборатории. Мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

-Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей).

-Ученые занимаются наукой. Наука это познание. Ученые проводят различные опыты, эксперименты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журналы.

-Скажите, где работают ученые? (Ответы детей)

- Ученые работают в научной лаборатории.

-Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? ( Ответы детей: быть аккуратным, не спешить, слушать внимательно, не толкаться, соблюдать тишину)

-Ребята, есть еще одно важное правило, в лаборатории работники лаборатории надевают на себя специальную одежду, чтобы различные реагенты (химические вещества) не попали к ним на одежду. (Достаю коробочку, где находятся спец. одежда,помогаю одевать детям).

-Что мы с вами будем узнавать? (о свойствах воздуха или о воздухе)

Дети проходят в лабораторию.

II Основная часть. Практическая работа детей.

1 этап.

За общим столом

Посмотрели ребята на подсказки, что мы сначала будем узнавать?

О чём говорят эти символы? (глаза, руки, нос, цвет, волнистая линия, воздух вокруг нас)

Будем работать по символам, какой символ назовут дети, тот опыт и проводим!

Воспитатель: возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь?

Дети: твёрдый

Воспитатель: камень – это твёрдое тело. А можно ли взять в руки воздух и сжать его?

Дети: нет

Воспитатель: значит делаем какой вывод? Значит свойство воздуха какой?

ВЫВОД: Воздух не твёрдое тело. (значок руки)

Воспитатель: посмотрите на стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она?

Дети: чистая, прозрачная…

Воспитатель: Что же такое вода? (это жидкость)

-Что происходит с жидкостью? (она бежит, течёт, капает, переливается)

воздух может выполнять все эти действия?

Дети: нет

Воспитатель: какой можем сделать вывод?

Дети: воздух –это не жидкость

Вывод: Значит свойство воздуха какой?

Воздух –это не жидкость (значок волнистой линии)

Воспитатель: Давайте посмотрим, воздух имеет какой ни будь цвет? (нет)

-Он какой? (прозрачный)

-Есть у него цвет? (нет, он не имеет цвета)

Воспитатель: вывод какой делаем? Кто назовёт свойство воздуха?

Дети: воздух чистый, прозрачный, невидимый.

Вывод: воздух чистый, прозрачный, невидимый (значок глаза и нет цвета)

Воспитатель: -А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? (ничего)

-Пахнет чем- нибудь воздух?

Чем может пахнуть воздух?

Дети: свежестью после дождя; едой, когда готовят на кухне; дымом, если горит костёр; духами)

Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться. В этих киндерах вещества с разными запахами. Попробуйте определить, что в них.

Дети: чеснок, лимон…

Воспитатель: какой мы можем сделать вывод? Кто догадался, свойство воздуха какой?

Вывод: собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый, ничем не пахнет, запах ему придают окружающие его вещества (значок носа)

Воспитатель: У нас здесь на доске размещён значок, что воздух увидеть нельзя, но учёные утверждают, что воздух можно увидеть с помощью опытов и экспериментов. Хотите попробовать?

Как вы считаете, воздух занимает всё наше пространство или же оно размещено в определенном месте?

-Давайте мы с вами проведём опыт. Для этого нам понадобится ёмкость с водой, бумага и стаканчик. Сомните лист бумаги и поместите его в стаканчик так, чтобы он не падал при переворачивании стаканчика. Держа за дно стаканчика, погрузите его в воду так, чтобы вода в стаканчик не попала (ставьте стакан прямо). Достаньте стакан, поверните и проверьте, не намокла ли бумага.

Дети: бумага осталась сухой.

Воспитатель: Ребята, где находится воздух?

вот видите ребята, вода не может заполнять перевёрнутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. Пустой стакан полон воздуха, а воздух не имеет размера и форму. Но может заполнить любое пространство. Воздух принимает форму того предмета, где он находится. Воздух он везде!

Вывод: Итак, кто назовёт свойство воздуха?

Значит воздух существует вокруг нас (значок О)

Воспитатель: Итак, что тогда можем сказать о воздухе ( проговариваем по значкам: не твёрдое, не жидкость, нельзя взять в руки, невидимый, без запаха, воздух существует вокруг нас)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: давайте подготовим организм для работы в лаборатории

Мы устали чуточку

Отдохнём минуточку

Поворот, наклон, прыжок

Повторим ещё разок

Поворот, наклон, прыжок

Улыбнись давай дружок

Прямо спину ты держи

На соседа посмотри

Руки вверх и сразу вниз

И за опыты берись.

Воспитатель: ну вот отдохнули, правила мы с вами знаем. В нашей лаборатории три рабочих стола и нам нужно разделиться. Каким образом можно разделиться?

Дети: по цветам одежды, по фишкам…

Воспитатель: мы сейчас пройдём к столам, будьте внимательны. Рассмотрите пожалуйста материал, который есть у вас на столах и подумайте, как можно провести опыт, чтобы понять, можно ли увидеть воздух.

Если возникнут вопросы, где можно получить интересующую информацию?

Дети: энциклопедии, спросить у взрослых, в интернете.

Воспитатель: сегодня мы с вами можем воспользоваться только теми возможностями, которые есть у нас сейчас (это взрослые, советы друг другу и энциклопедии).

Итак будем доказывать, что воздух можно увидеть. (расходимся по столам)

Ребята, встаньте так чтобы все видели друг друга.

(Что у вас на столе, что вы хотите узнать с помощью опыта)

Дети: можно ли увидеть воздух

Воспитатель: как вы будете проводить опыты, давайте проговорим, что вы будете делать.

Опыт № 1. В земле есть воздух.

В. - как мы можем увидеть воздух с этими предметами?

Попробуйте, что у вас получится. ( если не получается показываю алгоритм опыта :стакан с водой-ложечка земли =воздух)

А воздух в земле есть или нет?

Ответы детей.

В. - Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите ложечкой комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.

В. – Что вы наблюдаете?

Д. - Из комочка побежали маленькие пузырьки.

Д. – Это воздух поднимается из воды.

В. – Где же был воздух?

Д. – Воздух был в комочке земли.

В. – Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом. Для чего нужен воздух в почве (воздух нужен растениям для дыхания)

А что нужно делать, чтобы почва насыщалась воздухом? (рыхлить почву)

В. - Кто оказался прав, те, кто говорили, что в земле нет воздуха или те, кто говорили, что воздух есть?

Д. – В земле есть воздух.

Воспитатель: зарисуйте пожалуйста ваши ответы

Опыт № 2 Пузырьки в стакане.

У вас получается? Как ы проводите этот опыт?

- Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки.

Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.

- Выходят пузырьки.

- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была

-Пузырьки - это воздух который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

- Господа ученые, как мы уже сказали, что воздух есть внутри нас.

(Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).

Зарисуйте пожалуйста ваши ответы

Опыт №3 поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.

Воспитатель: Давайте посмотрим, воздух имеет какой ни будь цвет? (нет)

-Он какой? (прозрачный)

-Есть у него цвет? (нет, он не имеет цвета)

Воспитатель: вывод какой делаем? Кто назовёт свойство воздуха?

Дети: воздух чистый, прозрачный, невидимый.

Вывод: воздух чистый, прозрачный, невидимый (значок глаза и нет цвета)

Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.

Как ы проводите этот опыт? Что будете делать с этими пакетами?

-попробуйте поймать воздух, получится.

-Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают)

Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:

- Что внутри пакета? (воздух)

- На что похож мешок? (на подушку, шар)

- Воздух занял все место в пакете. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Что мы можем теперь сказать про воздух? Где мы его взяли? (Воздух есть вокруг нас).

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И вы смогли это сделать! Вы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Воспитатель: Давайте посмотрим, воздух имеет какой ни будь цвет? (нет)

-Он какой? (прозрачный)

-Есть у него цвет? (нет, он не имеет цвета)

Воспитатель: вывод какой делаем? Кто назовёт свойство воздуха?

Дети: воздух чистый, прозрачный, невидимый.

Вывод: воздух чистый, прозрачный, невидимый (значок глаза и нет цвета)

Воспитатель: итак у всех получились опыты?

Поделитесь пожалуйста со своими проделанными опытами (ответы детей).

Значит какой вывод можно сделать (на доске вывешивают значок –глаз)

Молодцы ребята, вы все замечательно справились.

Оказывается, с воздухом можно не только проводить опыты, но и можно играть. Какая интересная игра.

Игра: с помощью трубочки нужно втянуть предметы и перенести на ёмкость. Кто быстрее перенесёт предметы.

Посмотрите, ребята мы с вами поиграли, опыты проводили, что ещё можно сделать с помощью воздуха? (рисовать)

Практическая работа детей.

2 этап.

Если времени не останется, то говорю: мы можем воспользоваться этой техникой рисования в свободное время.

Какую технику рисования вы знаете с воздухом (кляксаграфия)

Тогда пройдите к столам, давайте веточку рябины сделаем более красивой, пушистой и волшебной.

- Что такое клякса? (ответы детей)

-Клякса – это след, пятно, оставленные чернилами, краской.

Для выполнения этой работы нужна соломинка, вода и краски.

Последовательность рисования ветки рябины в технике «кляксография» :

1. Поставить каплю жидкой краски на верхнюю часть листа.

2. Поставить конец соломинки немного с наклоном в краску.

3. Подуть на каплю через соломинку, меняя направление –делаем веточку, получается вот такая ветка рябины. Тонкие ветки получаются, если быстро двигать соломинкой из стороны в сторону или резко подуть на небольшие капли.

После рисования нескольких веточки, с помощью ватных палочек можно дорисовать на ней бусинки.

- Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились. Вот мы с вами сделали еще одно важное открытие, оказывается с помощью воздуха можно рисовать. Свои рисунки мы оставляем на столах, пусть они у нас подсохнут.

III Заключительная часть.

-Уважаемые ученые, сейчас мы вспомним, что мы сегодня делали? (узнавали о свойствах воздуха)

Что же мы узнали? (ответы по символам)

-Молодцы, как много мы сегодня узнали.

-Что нового вы узнали?

-Какой опыт для вас был интересен?

-Какой бы опыт вы хотели провести дома с родителями?

(Высказывания детей)

РЕФЛЕКСИЯ: А завершить сегодняшнее исследование я вам предлагаю наполнить этот сосуд знаниями. Вы все сегодня старались, сделали много открытий. У меня есть вот такие снежинки, изображающие кристаллики разных цветов – зеленого, жёлтого и красного.

Зеленый – если всё получалось, ты со всеми заданиями справился.

Жёлтый – если было трудно, но справился.

Красный – если было очень трудно, но ты справился с чьей – либо помощью.

Вы довольны результатами своего исследования? (ответы детей)

Вот видите, у нас получились, как мыльные пузыри: это знания о воздухе и умение проводить опыты.

-На этом наша чудесная лаборатория закрывается!

В знак благодарности, за хорошую работу я хочу подарить вам вот такие мыльные пузыри.

- Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в лаборатории? (Ответы детей)

- Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.

Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Великий невидимка — воздух» "Великий невидимка – воздух" Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы с использованием ИКТ.

Фотоотчет о проекте «Воздух вокруг нас»Фотоотчет о проекте «Воздух вокруг нас» В рамках реализации группового проекта по ознакомлению с окружающим миром в группе «Лесовичок» состоялось интегрированное занятие «Воздух.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Воздух вокруг нас» Тема «Воздух вокруг нас». Цели: 1. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. 2. Доказать что вокруг нас невидимый воздух.

Конспект занятия в старшей группе «Воздух вокруг нас» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Центр развития ребенка- детский сад № 188» Конспект.

НОД в средней группе «Доброта вокруг нас» Цель: Углублять представление детей о доброте, как о ценном качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки - умение выслушивать.

НПК «Воздух вокруг нас» Тема: Воздух вокруг нас Цель: доказать с помощью опытов, что воздух существует и необходим для жизни. Задачи: 1. Изучить литературу по.

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Вода вокруг нас» Занятие по теме "Вода вокруг нас". Тема "Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе" Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей.

Открытый показ познавательно-исследовательской деятельности по теме «Воздух» в средней группе Ход занятия: Дети входят в белых халатах. В. Ребята, мы свами пришли в нашу мини лабораторию. Скажите мне что нужно одеть, чтобы попасть.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Камни вокруг нас» .

Конспект занятия для детей 5–6 лет «Воздух вокруг нас» Автор: Донцова Дарья Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №62 «Огонёк» г. Тамбова. Тема мероприятия: «Воздух вокруг нас!» Познавательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» в подготовительной группе
Опубликовано: 8 января 2019 в 18:35
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Эльмира Залякаева (УИ 1672501) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД