МААМ-картинки

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе

Татьяна Кончакова
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе

Кончакова Т. М. учитель-логопед «Детский сад № 204 ОАО «РЖД», г. Абакан

Цель: закрепление представлений об овощах.

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепление представлений об овощах (где растут? как за ними ухаживают? что из них готовят)

- уточнение, расширение, активизация словаря по теме (название овощей; огород, картофелечистка, картофелекопалка, овощерезка, овощехранилище, копать, сажать, сеять, поливать, рыхлить, полоть, расти, цвести, выкапывать, срывать, варить, сушить, солить, есть; спелый, зрелый, свежий, консервированный, вареный).

Публикация «Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий по теме „Овощи“ в подготовительной группе» размещена в разделах

- обогащение словаря синонимами (на материале сказки «Приключение Чиполлино»; крупный, большой, огромный; рассердился, разозлился, разъярился).

- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе; образование относительных прилагательных от названий овощей).

2. Коррекционные:

- развитие мелкой моторики

- развитие зрительного внимания и восприятия

- развитие связной речи

3. Воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия

- воспитание уважительного отношения к труду взрослых

Оборудование: картинки с изображением овощей, мм-презентация, цветные карандаши.

Предварительная работа: экскурсия в овощной магазин, беседа о пользе овощей, чтение сказки «Приключение Чиполлино», рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному произведению.

Ход занятия.

I. Организационный момент:

Приветствие детей. Объявление темы занятия.

Логопед:

- Сегодня к нам пришел гость. Кто это отгадайте.

Он в Италии родился,

Он своей семьёй гордился.

Он не просто мальчик-лук,

Он надёжный, верный друг.

Слайд № 1 «Чиполино»

Логопед:

- Чиполлино принес нам подарок. Что же он нам принес?

• Упражнение на развитие зрительного гнозиса

Слайд № 2 «Изображение контуров овощей наложенных друг на друга»

Дети перечисляют названия овощей, изображенных на слайде № 2

- Как можно назвать их одним словом? (овощи)

- Где растут овощи? (овощи растут на грядке или в парниках, в теплицах).

- Сегодня мы с вами поговорим об уборке урожая овощей осенью.

II Основная часть

Рассматривание картины «Уборка овощей» (слайд № 3,4,5)

Логопед задает вопросы:

- Какое время года изображено на картине?

- Как вы догадались, что на картине осень? (На деревьях желтые листья, птицы улетают на юг, люди убирают урожай.)

- Как называется профессия людей, которые выращивают и убирают урожай? (Овощевод.)

- Что убирают люди на поле? (Выкапывают картошку, грузовые машины везут капусту.)

- Какая техника помогает людям убирать картофель? (Картофелекопалка.)

- Из каких двух слов образовалось такое длинное слово? (Картофель, копать.)

- Какие новые слова получаться, если соединим два слова: картофель, чистить (картофелечистка); овощи резать (овощерезка)

-Как называют место, где хранятся овощи? (Овощехранилище.)

• Игра «Подскажи словечко»

Логопед:

- Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто. Летом выросла. (капуста).

Солнышко светило, чтоб ярче зеленел. (укроп).

Собираем мы в лукошко очень крупную. (картошку).

От дождя земля намокла — вылезай, толстушка… (свекла).

Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную. (морковку).

Надо поклониться низко, чтобы вытащить… (редиску).

Помогает деду внук — собирает с грядок… (лук).

Просит дедушка Федюшку: «Собери еще… (петрушку)».

Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий… (кабачок).

И красавец-великан темно-синий… (баклажан).

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

• Физминутка «Заготовка капусты».

Мы капусту рубим, рубим

Мы морковку трём, трём

Мы капусту солим, солим

Мы капусту жмём, жмём

Сок капустный пьём, пьём

(Дети выполняют действия в соответствии с текстом)

• Игра «Приготовим сок» : (слайд № 6)

Из моркови – морковный

Из картофеля – картофельный

Из чеснока - чесночный

Из капусты – капустный

Из помидоров - томатный

Из свеклы – свекольный

Из тыквы – тыквенный и т. д.

• Игра «Узнай и назови»

(Согласование существительного с прилагательным).

Логопед:

Чиполлино пошел гулять,

Зеленое собирать,

Кому не жалко - отдавай

Цвет и количество правильно называй.

(У детей на столах картинки с изображением овощей.)

Логопеду на поднос кладут картинку и отвечают:

- У меня один зеленый огурец

- У меня три зеленых кабачка и т. д.

Далее выделяются следующие цвета (красный, желтый, фиолетовый).

Дети:

- У меня два красных помидора.

- У меня пять желтых перцев.

- У меня один фиолетовый баклажан и т. д.

• Упражнения с синонимами.

«Третий лишний».

Логопед предлагает выбрать из трех слов два «слова – приятеля» к слову «крупная»(большая, душистая, огромная)

«перехитрил»(обманул, провел, объехал)

«рассердился»(разозлился, разъярился, раскрылся)

«Скажи иначе».

Мы вырастил крупную репу (огромную).

Чиполлино перехитрил сеньора Помидора (обманул).

Сеньор Помидор рассердился на Чиполлино (разозлился).

Логопед:

- Чиполлино предлагает обвести контуры овощей : зеленым цветом – зеленые овощи, красным – красные и т. д. (на картинках контуры овощей, наложенные друг на друга)

А в конце занятия мы узнаем, кто был внимательнее.

III. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий «Насекомые» Уважаемые коллеги! Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Осень» О Г Л А В Л Е Н И Е О С Е Н Ь 1. «Назови ласково» Программные задачи. Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий «В гостях у Федоры» (старшая группа) Тема: «В гостях у Федоры» Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Уточнять и расширять.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Путешествие на остров Бармалея» Цель: формирование лексико – грамматических категорий у детей Коррекционно – образовательные задачи: - учить словообразованию прилагательных.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей группы 1. Организационный момент. Логопед обращается к детям: сегодня, ребята, мы поговорим с вами о лете, побывав в сказке: «Дудочка и кувшинчик».

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Домашние животные» для детей старшей группы с ОНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 115 «Ладушки» г. Брянск Конспект открытого.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Птицы — наши друзья» Цель: закрепление представлений о зимующих птицах. Задачи: Обучающие: - Формировать умения составлять слова сложной слоговой структуры.

Логопедическое подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий. Тема «Как ребята посуду искали» Тема: «Как ребята посуду искали» Задачи: Коррекционно-образовательные: • уточнить и активизировать словарь по теме; • уточнить и расширить.

НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Насекомые» НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: Актуализация словаря в семантическом поле: «Насекомые».

ООД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе по теме «Мебель» Лексическая тема «Мебель». Тип занятия- закрепление. Цель: закреплять представления детей о видах мебели, ее назначении, принадлежности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе
Опубликовано: 18 сентября 2016 в 09:18
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД