Римма Шашкова
Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие в страну Экономика с Феей Золотая Монетка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей первичных элементарных экономических представлений и основ финансовой грамотности.
Задачи:
- закрепить представления детей экономических понятий : товар, деньги, семейный бюджет, доход и расход.
- применять первичные экономические знания на практике;
- продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;
-расширять и активизировать словарный запас дошкольников;
Публикация «Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе „Путешествие в страну Экономика с Феей Золотая Монетка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
- расширять представления о профессиях,
-закреплять умение классифицировать предметы по определённым признакам;
- закреплять математические представления о числе, его количественном составе;- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость, воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться,
- воспитывать любознательность в процессе познавательно - игровой деятельности.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, игровая деятельность.
Технические средства обучения: ноутбук, картинки с предметами, макет банкомата, монеты, бумажные купюры, пластиковые карты, копилка, мяч, кошелек с шоколадными монетками.
Ход:
1. Мотивация детей.
- К нам сегодня пришли гости, а гостям мы всегда рады. Давайте поздороваемся.
Они пришли посмотреть, как мы здорово умеем играть.
- А поиграть я предлагаю с нашей гостьей! (Звучит волшебная музыка, заходит фея)
- Здравствуйте, ребята! Я, Фея Золотая Монетка, приглашаю вас в путешествие, в волшебную страну ЭКОНОМИКА. А чтобы вы были дружными, сообразительными во время нашего путешествия, я предлагаю зарядиться энергией от волшебного камня.
- Пройдите к столу, протяните руки к камню, напрягите ладошки и вы почувствуете, как тепло побежало по вашему телу.
- Раз, два (2 раза, начинается игра.
Мы полетим с вами в мою страну на самолет последней модели. Вы должны закрыть глаза и сосчитать до 20 и обратно.
2. Итак, мы прилетели с вами в волшебную страну ЭКОНОМИКА и первая
Улица Монетная
Беседа о монетах.
- Посмотрите что это. Интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим. (Рассматриваем сначала монеты).
- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?
- Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
- Какие монеты вы знаете?
Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.
- Смотрите, у нас в кошельке ещё что-то осталось. Давайте достанем.
(Воспитатель достаёт банкноты).
- Как можно назвать эти деньги?
- Банкноты. А какие они?
- Бумажные, прямоугольные, шуршат.
Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.
- Какие банкноты вы знаете?
Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям.
– Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Дополни».
Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
- Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они… наличные деньги.
А ещё бывают другие деньги, их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты, как они называются… безналичные деньги. Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них. Пластиковую карту нужно вставлять в банкомат, набрать пароль и получить наличные деньги, еще ими можно расплачиваться в магазинах.
- Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль)
Физминутка: Раз, два, три, четыре, пять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Можно все пересчитать (ходьба с выставлением указательного пальца)
Сколько в комнате углов? (повороты туловища)
Сколько ног у воробьев? (приподнимать поочередно ноги)
Сколько пальцев на руках? (раскрыть пальцы рук)
Сколько пальцев на ногах? (присесть, коснуться носков ног)
Сколько в садике скамеек? (полуприседания)
Сколько в пятачке копеек?
Продолжаем путешествие…
3. Следующая улица БЮДЖЕТНАЯ. (Картинка улицы)
«Семейный бюджет»
Что такое семейный бюджет? Семейный бюджет – это доходы и расходы денежных средств семьи за определенное время. Бюджет можно сравнить с большим кошельком семьи, в него собираются все денежные средства, которые приносят члены семьи.
– А почему нужно считать доходы и расходы?
Папа доверил сыну составить бюджет семьи на один день. А как распорядился он деньгами, вы узнаете из стихотворения:
Доверили Андрюше
Вести бюджет семьи.
– Сперва куплю игрушек,
Ведь мне нужны они!
В доме много разных круп –
На обед мы сварим суп.
Купим вкусное мороженое,
Купим булочки твороженные.
Купим книжек и газет,
Это выдержит бюджет!
Может, купим попугая –
Пусть по комнате летает.
С птицей станет веселей –
Попугайчик всех милей!
Купим дедушке носки,
Брату – лыжи и коньки,
Купим бабушке платок,
Папе купим молоток,
Маме купим платье.
Ну, пожалуй, хватит.
Больше денег в доме нет,
Невелик у нас бюджет!
– Как вы думаете, правильно ли Андрюша построил бюджет семьи? Если неправильно, то почему? (Ответы детей)
– Верно! В первую очередь надо покупать самые необходимые вещи.
А игрушки можно купить, если останутся лишние деньги, а бюджет семьи надо экономить
Давайте поиграем в игру «Да - нет!» Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное, говорите: "Да", если не согласны с высказыванием, говорите: Нет".
• Уходя из дома, не забывайте выключать свет.
• Чаще обедайте в Макдональдсе.
• Сходил в магазин, оставь себе сдачу.
• Требуйте чаще новую игрушку.
• Раздавай свои игрушки, родители еще купят
• Бережно относитесь к своим вещам.
• Чаще пользуйтесь услугами такси.
• Старайся больше ходить пешком.
• Чаще разговаривай по сотовому телефону.
• Не лей понапрасну воду из - под крана.
• Каждый день покупай мороженое и конфеты.
• Береги свое здоровье, чтобы не покупать лекарства.
4. Следующая улица Доходная.
Ребята, давайте с вами определимся, откуда же берутся деньги у нас?.
- Родители работают и получают….
- Бабушка и дедушка получают….
- Старшая сестра или брат учатся в ВУЗЕ и получают….
Давайте поиграем в ИГРУ «Что это: доход или расход?»
Я каждому из вас буду задавать вопрос, а вы будите передавать монетку и отвечать на вопрос: доход это или расход?
- бабушка заболела, что это?.
- мама получила зарплату…
- выиграли в лотерею…
- потеряли кошелек….
- заплатили за квартиру…
- в огороде вырастили картофель и продали….
- папа получил премию…
- заплатили за детский сад…
- брат за хорошую учебу получил стипендию…
- ремонт машины
- купили новую одежду
- дедушка получил пенсию
- продали маленький велосипед
Физминутка: Будем денежки считать.
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (Сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак)
5. Путешествие наше продолжатся и мы с вами оказались в СУПЕРМАРКЕТЕ моей волшебной страны
- Что такое Супермаркет? (это большой магазин)
- Как можно назвать все покупки одним (другим) словом? (товар)
Чтобы товар попал на прилавки магазина, он проходит длинный путь. Его изготавливают производители, потом рекламируют, потом привозят в магазин, и только потом мы его с вами покупаем.
- Как называют людей, которые работают в магазине? (продавцы)
- Кто стоит за кассой? (кассир)
- Как определить стоимость товара? (по цене)
- Скажите, а чем люди рассчитываются за товар? (Деньгами, пластиковыми картами)
- Фея экономических наук приготовила для вас игру «Что нельзя купить за деньги?». Выходите на ковер, становитесь в круг. Я буду по очереди бросать мяч и говорить слова: тот, кому я бросила мяч, ловит его, отвечает: "Можно купить" или "Нельзя купить" и возвращает мяч мне. ( Называю слова: книга, конфеты, ум, машина, честность, телевизор, вежливость, здоровье, совесть, диван, доброта, дружба, милосердие, квартира, хлеб, смелость).
Фея: То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.
6. Заключительная часть.
- Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте пройдем на взлетную полосу. Садитесь. Пристегивайтесь. Закрываем глаза. Считаем до 20 и обратно.
Вот и закончилось наше путешествие.
- Что вам запомнилось?
- Что вам понравилось больше всего?
- Чем мы ещё занимались?
- Что вы расскажите родителям дома?
- В память о нашем путешествии возьмите вот этот кошелек с золотыми сладкими монетками. А с воспитателем вы уже сами решите, раздать их поровну или как-то по - другому.