Галимова Ашура Ахмедовна
Конспект НОД по обучению грамоте «Трудный звук [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : учить детей находить сходство и различие звуков [р] и [л], выделять звуки в стихах, словах, загадках, развивать память, воображение, развивать речь, расширять знания о родном крае, воспитывать любовь к Родине.
Развивающая среда: магнитная доска, буквы, картинки, фишки. Сюрпризный момент «Мальчик Рашид» в национальном дагестанском костюме.
1. Ребята, сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звуки [р], [л].
Послушайте внимательно и запомните в каких словах из текста встретился звук [р], а в каких – [л].
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Трудный звук [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Мудрый дедушка Рамазан из далекого дагестанского аула Рутул знает, что самый трудный и коварный звук для детей – это звук [р]. Он услышал, что сегодня дети нашей группы будут продолжать учиться правильно его произносить. Поэтому он прислал своего внука Рашида к нам, чтобы он поучился четко и правильно выговаривать и различать звуки [р] и [л].
(Дети отвечают)
2. Артикуляционная гимнастика
Сначала напомним Рашиду, как надо произносить звук [р].
(Дети отвечают)
(Открыть рот, кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними зубами, спинку языка опустить, сильно выдохнуть на кончик языка: [р-р-р].
- А теперь все вместе произнесем [р].
- Как произнесли звук?
С преградой или без неё?
Значит, звук какой? (согласный)
- Проверим работу голосовых связок: приложим ладошку к горлу. Связки дрожат? Значит, звук звонкий.
-Звук [р] – твёрдый или мягкий? – И твёрдый, и мягкий.
Докажите. ( Дети: ра – ря, ро-ре, ру-рю, ры-ра – называют слоговые пары).
-Что общего между звуками [р] и [л].
Дети: Когда произносим звук Р кончик языка дрожит, а когда произносим звук Л кончик языка прижат к верхним зубам и не дрожит.
3. Повторим скороговорку
Шел корабль в Порт-Петровск,
Вёз веселых моряков.
Рыбаки за три недели
Много рыбы красной съели.
После чтения дети называют слова со звуком [л], [л']
-В каких словах вы услышали звук [р]? Укажите его место в слове, которое вы назвали: в начале, в середине, в конце слова.
Порт, Петровск, моряки, рыбаки, три, рыбы, красный, корабль.
-В каких словах этот звук был на первом месте? (Рыба, рыбаки).
-А в каких словах звук [р'] мягкий? (Три, моряки).
-В каких словах вы услышали звук [л]? (Шёл, корабль, веселых, недели, съели).
-В каких словах этот звук мягкий? (Корабль, съели, недели).
4. Соревнование
Сейчас Патимат прочитает стихотворение а Родине, а вы постарайтесь запомнить побольше слов со звуками [р'] и [р] и получить больше фишек. (Первый ряд запоминает слова с твёрдым [р], а второй – с мягким [р'].
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города.
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда какая
Наша Родина большая
Необъятная страна.
(Даль, большая, если, долго, самолетом, лететь, леса, ленты и т. д. – Даю фишку.
-Называйте словами со звуком [р] и я буду выдавать фишки.
(Россия, смотреть, города, просторы, реки, озера, горы, край, тундра, Родина, страна).
-Дети, а может кто-нибудь заметил слово, в котором два звука [р]? (Просторы). (Даю две фишки).
5. Вместе с детьми определяем победителя.
Воспитатель: -У Рашида к вам вопрос.
Рашид: -Друзья, а что есть у вас в городе, что начинается со звука [р]?
(Называние слов со звуками [р], [р'].
Дети: Маршрутки, троллейбусы, рынки, театры, парки, цирк, море.
Ребё нок: (спрашивает у Рашида) А у вас в селе есть предметы, в названии которых есть звуки [р], [р']?
Рашид: -Бараны, коровы, горы, река, трава, трактор, грузовик.
Воспитатель: -Чтобы не путать звуки [р] и [л] поиграем в игру «Измени слово».
Р - Л
Бар – бал
Сварка – свалка
Бурка – булка
Мир – мил
Жарко – жалко
Терка – телка
Дар – дал
-А теперь, вторым звуком в слове вы должны поставить звук [л].
Газ – глаз
Пот – плот
Сон – слон
Пан – план
Игра «Подберите слова к звуковым схемам» :
Р
Раз
Рад
Рак
Рок
Л
Лак
Лад
Лук
Лом
Устали. Отдохнём!
6. Физкультминутка
(проводит Рашид, показывая движения)
Маленькие ласточки
Песнями звеня. (Машут крыльями)
Будят вместе с дедушкой
На заре меня.
На зарядке солнышко
Рядом видит нас.
Поднимаем руки мы
По команде «Раз». (Поднимают руки в стороны, опускают их).
А над нами мокрая
Шелестит трава. (Обе руки вверху – ветерок)
Опускаем руки мы
По команде «Два». (Опускают руки по бокам вниз).
И водой холодною
Прямо из ручья
Вместе умываемся
Дедушка и я. (Умываются).
Мы берёмся за руки
С дедушкой моим (Шагают)
Вдоль аула нашего
Мы гуляем с ним.
(Дети сели, Рашид тянет руку).
Воспитатель: -Что ты хочешь, Рашид?
Рашид: -Хочу детям загадать загадку. Как называется стихотворение Р. Гамзатова:
«В дни Горьких печалей
И тяжких побед,
Кто выручит нас,
Кто поможет, спасёт?»
Дети: - Родина.
7. Звуковой анализ слова Родина.
Разделим слово Родина на слоги (ладошки ставим под подбородок, считаем слоги). Сколько их? (3 слога). Один ребёнок чертит на доске
а остальные дети - на листочках схему слова Родина.
Назовите первый слог (РО). Какой первый звук? ([р]).
-Звук [р] – согласный или гласный? (Согласный).
-Почему вы так решили? (Выдыхаемый воздух выходит с преградой).
-Он твёрдый или мягкий? (твёрдый)
-Докажите. (После него идёт звук [о].
-Каким цветом закрасим твёрдый согласный на схеме? (Синим). Закрашивайте.
-Какой звук вы услышали вторым в слоге РО? [о].
Какой он - гласный или согласный? (Гласный)
-Почему? (Выдыхаемый воздух вышел свободно без преграды).
(Аналогично разбираем оставшиеся два слога).
-Прочитайте слово по схеме (Ро-ди-на)
-С одинаковой силой вы прочитали все три слога? (Нет)
-На какой слог падает ударение?
-Сколько звуков в слове Родина?
-Сколько согласных? Сколько гласных? Сколько слогов?
-Почему вы решили, что в этом слове 3 слога? ( Дети: сколько гласных, столько и слогов).
8. Составление предложений
-Составьте предложение со словом Родина.
( Ответы: Наша Родина – Россия. Моя Родина – Дагестан и т. д.)
-Обозначьте схемой у себя на листочках сколько слов в предложении «Наша Родина – Дагестан». (Один ребёнок чертит на доске) I___ ___ ___ .
-Проверим, все ли верно на доске.
-Назовите первое (второе, третье) слово.
-Что обозначает черточка в начале схемы, точка – в конце?
-Дагестанский народ очень ценит дружбу. Проверьте, подходит ли слово друг к схеме, данной на доске
-Сколько в нем звуков? Сколько слогов? (1)
-Почему? (В нем один гласный звук)
-Подберите несколько признаков к слову «друг».
Друг (какой) ответственный, преданный, хороший, плохой, мудрый, добрый и т. д.
9. Упражнение в распространении предложений.
На доске схема: I___.
Читаю предложение: Рашид друг.
Сколько в нем слов? (2)
Давайте добавим сюда ещё одно слово. Какой друг Рашид? (Показываю схему).
I___ ___.
Дети: верный.
-Найдём на схеме место для слова верный.
(Предлагают свои варианты).
-Прочитайте какое предложение у нас получилось. ( Читают: Рашид – верный друг.)
Давайте сделаем это предложение ещё более длинным. Чей верный друг Рашид?
I___ ___ ___. (схема)
Дети: Рашид – наш верный друг.
Добавим ещё несколько слов в наше предложение. Из какого аула к нам приехал Рашид?
Дети: Рашид из Рутула наш верный друг.
10. Подведем итоги. Посмотрим, кто больше жетонов набрал, тот
хорошо потрудился. (Называю имена)
Рашид: - Спасибо, дети! Вы научили меня правильно произносить. Звуки [р] и [л]. Я поеду в аул и расскажу дедушке Рамазану какие вы умные, добрые и настоящие друзья.
Звучит песня «Если с другом вышел в путь»