Наталья Ольшевская
НОД по обучению грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД. Звук и буква «Ы».
Цели:
коррекционно- образовательные:
- учить детей давать акустико – артикуляционную характеристику
звука «Ы»;
- формировать умение использовать в речи глаголы единственного и
множественного числа;
коррекционно- развивающие:
- развивать фонематические процессы;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- автоматизировать звук «Ы» в словах, слогах;
- развивать звукобуквенный анализ слогов и слов;
- развивать внимание, память, мышление;
Публикация «НОД по обучению грамоте „Звук [Ы] и буква Ы“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, символ- девочка звук,
кассы, предметные картинки со звуком (Ы,
разрезные азбуки, наборы для составления схем, корабль - панно;
Ход: I. Организационный момент.
Игра «Повтори цепочку слов» :
антенна – ива – панама ; танк – петух – утюг; улыбка – мох – эхо;
индюк – кот – пол; кит – хомяк – угол; ток – мак – тина;
пила – автобус – игла; пирог – усы – иволга; пух – этажи – антенна;
уши – избушка – альбом; апельсин – улитка – дым; дом – кот суп.
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 1. Общее расслабление. Выполнение действий в соответствии с текстом.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять. 2. Развитие общей моторики.
Листья осенние тихо / Дети кружатся на носках,
кружатся, / руки в стороны.
Листья нам под ноги
тихо ложатся, / Приседают.
И под ногами шуршат, / Движения руками вправо,
шелестят, влево.
Будто опять закружиться / Поднимаются,
хотят. / кружатся.
3. Развитие мелкой моторики.
Чтоб красиво нам писать Ох, ох, – что за гром
Надо глазки упражнять. (руки к щекам)
Вместе пальчики сведём, Муха строит новый дом
И гимнастику начнем, (имитация движения молотка)
Вправо – влево, Молоток стук, стук, стук -
Вправо – влево, Помогать идёт петух.
Вверх и вниз
Посмотрим смело.
А потом по кругу. Да?
Разбежались кто куда!
4. Массаж лица. Проводится с проговариванием.
Водичка, водичка, Чтоб щёчки краснели,
Умой моё личико. Чтоб смеялся роток,
Чтоб глазки блестели, Чтоб кусался зубок.
5. Развитие мимических мышц.
- Как хорошо, когда вы - улыбаетесь.
- Как хорошо, когда вы - удивляетесь.
- Но как, же нам невесело,
- Когда вы сердитесь и огорчаетесь.
6. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.
- для челюсти: рот открыть, движение нижней челюсти вправо-влево;
- для губ: изобразить губами произношение гласных звуков : А,У, Ы, И, О;
- для языка: прятать кончик языка за верхние, затем за нижние зубы
(4 раза); «пароход гудит» (Ы – Ы – Ы).
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Логопед называет один предмет, а дети много:
Шар – шары сноп – снопы дрозд – дрозды
Куст – кусты пруд – пруды боб – бобы
Нос – носы шарф – шарфы гол – голы
Ус – усы столб – столбы
- Как вы думаете, какой звук чаще встречается в этих словах? (Звук «Ы».)
Объявление темы.
- Сегодня мы с вами познакомимся со звуком и буквой «Ы».
2. Акустико – артикуляционный образ звука.
Характеристика звука : звук «Ы» - гласный, произносится голосом,
при произношении звука «Ы» язык находится глубоко во рту.
- Произношение изолированного звука «Ы» хором, индивидуально
(вслед за логопедом).
3. Автоматизация звука в слогах, словах.
- Игра «Живые звуки»
Произносятся слоги ЫП, ПЫ. После звукового анализа слога ЫП –
выходят двое детей и выбирают, какими звуками они будут
(например, Вика – звук Ы, а Дима – звук П) и фишки соответствующих
Цветов (Вика – красную, Дима – синюю). Дети проверяют правильность
их выбора. То же самое со слогом – ПЫ. (ЫТ – ТЫ).
Составление слогов из букв разрезной азбуки.
ПЫ – ТЫ – КЫ – КА – КО – КОТ – КИТ – ТИК
IV. Физкультминутка «Ананас похож на шишку…»
V. Связь звука и буквы.
1. Найдите, букву «Ы» среди других букв, которые плывут на
- Корабле, панно (А, У, И, Э, П,Т, К, Ы).
А бедняжка буква – Ы
Ходит с палочкой – увы.
Прописать букву в тетрадях.
VI. Упражнения по развитию лексико – грамматической стороны речи.
Ветер дует, а ветры (дуют)
Птица улетает, а птицы …
Лист желтеет, а листья …
Дождь моросит, а дожди …
Цветок увядает, а цветы …
Холод наступает, а холода …
Урожай созревает, а урожаи …
Лист падает, а листья …
VII. Итог занятия и оценка работы детей.
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
Дайте характеристику этому звуку.
Игра «В каком слове спрятался звук «Ы».
- Я назову 3слова, а вы только слово со звуком «Ы».
Мошка – мышка – мушка
Ложка – душка – вышка
Кошка – пушка – пышка
Тыква – точка – тучка
Кружка – крышка – крошка
Рыба – рак – рама