Оксана Тарасова
Конспект НОД по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа, чтения и письма «Звук [Х] и буква Х»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа, чтения и письма.
Тема: «Звук и буква Х».
Подготовила учитель-логопед Тарасова О. В.
Цель: формирование навыков звукового анализа, чтения и письма.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа, чтения и письма „Звук [Х] и буква Х“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
1. Закрепить навык различения и правильного произношения звука [х] в слогах, словах и фразах.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Учить выделять позицию звука [х] в слове.
4. Знакомство с образом буквы Хх.
5. Звуко-буквенный анализ и синтез слогов ах, ух, их, эх, ох, ха, ху, хи, хэ, хо.
6. Развитие внимания, памяти, графо-моторных навыков.
Оборудование: мяч, маркеры: «звук» (рот и ухо, «буква» (глаз и рука, «согласный звук» (синий круг, «глухой звук» (перечеркнутый колокольчик, домики с закрашенными окошками (первое, среднее, последнее, предметные картинки с заданным звуком, буква Хх, наборы для звукобуквенного анализа (конверт с цветными кружками и буквами разрезной азбуки, зеркала по количеству детей.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет первый звук в словах : паук, ток, конфета, потолок, торт, палатка, карта, тапочки, полка, такси, каток, танк.
II. Коррекционно-развивающий этап.
Логопед выставляет картинки: халат, хлеб, духи, хомяк, халва, хлопушка, лопух, художник, хобот.
Задает вопрос:
-Какой звук чаще всего слышится в названии картинок?
Дети отвечают:
-Звук [х].
1. Артикуляция звука [х].
Логопед объясняет, что при произнесении звука [х] выдыхается тёплая струя воздуха.
Звук [х] - согласный, твёрдый, глухой. Выставляет маркеры на доску.
2. Игра «Поймай звук».
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [х] среди согласных звуков : м –х –н –х –д –м –х…; слогов: по – то – ха – ми – ху – ат – ик – хы – ук – ым – ых…
3. Игра «Добавь звук».
Логопед предлагает называет слова без последнего звука. Дети добавляют звук [х] и называют слово полностью.
Пету…
Пасту…
Лопу…
Горо… Отды…
Коню…
Запа…
Шоро… Мо…
Пу…
Сме…
Стра…
4. Дидактическая игра «Замени звук».
Логопед предлагает детям заменить первый звук в словах на звук [х] :
Салат – халат
Голод – холод
Сор – хор
Год – ход Шрам – храм
Гудеть - худеть
Глеб - хлеб
5. «Найди домик для картинки».
Логопед выставляет на доску домики с закрашенными окошками (первое, среднее, последнее). Каждый ребёнок выходит к доске, берёт картинку со звуком [х], определяет место звука в слове и вешает картинку под соответствующий домик. Затем логопед просит каждого ребёнка составить предложение со своим словом.
6. Физ. минутка.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.
Как живёте? Вот так!
А плывёте? Вот так!
Вдаль глядите? Вот так!
Ждете обед? Вот так!
Машете в след? Вот так!
Утром спите? Вот так!
А шалите? Вот так!
7. Знакомство с буквой Хх.
• Логопед просит детей вспомнить правило : «Что такое буква?»Выставляет маркер «буква».
• Логопед на доску вывешивает букву Хх. Дети рассматривают букву Хх вместе с логопедом. Рассуждают из каких элементов она состоит, на что похожа.
• Из счетных палочек выкладывают букву Х.
• Затем детям раздаётся набор для звуко-буквенного анализа. В конвертах дети должны отыскать букву Хх.
• Дети печатают букву Х в тетрадях.
• Логопед проводит вместе с детьми анализ и синтез слогов : ах, ух, их, эх, ох, ха, ху, хо, хэ, хи.
• Дети печатают слоги в тетрадях.
III. Итог занятия:
-Логопед загадывает загадку: Мягкий, душистый, вкусный, свежий, всегда с хрустящей корочкой. Его можно есть. (хлеб)
- Назовите первый звук в этом слове. Ответы детей.
Похвалить детей.