Татьяна Каштанова
НОД «Научим домовёнка Кузю» Ознакомление со свойствами металла средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить детей с предметами из металла, с качественными характеристиками металла (тяжёлый, прочный, звонкий) и свойствами (теплопроводность, ковкость).
Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.
Словарная работа:
Металл, металлические предметы, магнит, притяжение, магнетизм, ковкость.
Материалы раздаточные:
Публикация «НОД „Научим домовёнка Кузю“ Ознакомление со свойствами металла средняя группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
Металлические и деревянные шарики, деревянные палочки, стаканы с водой, тарелочки с мелкими металлическими и не металлическими предметами, магниты, картинки, клей, кисточки, клеёнки, салфетки.
Материалы демонстрационные:
Свеча, спички, магнит, лист бумаги закрепленный на рамке, молоток, подвешенный металлический предмет, металлический прут, пластина из жести, цепочка из скрепок, картина «Кузнецы», корзина с предметами из металла и других материалов; лист для наклейки картинок.
Сказочный персонаж – Кузя (взрослый, одет в русский народный костюм)
Ход занятия:
1. Вступительная часть.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки
1). Сам худ, голова с пуд.
2). Толстый тонкого побьёт,
Тонкий что-нибудь прибьёт.
О каких предметах эти загадки? (О молотке)
2. Основная часть.
А из чего сделан молоток? (Из металла)
Да, он сделан из металла. Можно сказать, что он металлический (повторить)
Для чего нужен молоток? (забивать гвозди)
Воспитатель:
В давние времена молоток использовали ещё и во время пожара. Если где-то начинался пожар и нужна была помощь, то молотком стучали по металлическому предмету. Стук был слышен далеко и люди услышав его спешили на помощь.
(Стучит по металлическому предмету молотком, вбегает «домовёнок Кузя»)
Кузя: Что случилось? Где пожар?
Воспитатель: Здравствуй, Кузя!
Кузя: Здравствуйте! Что горит?
Воспитатель: Ничего не горит. Я рассказывала детям, что при помощи молотка раньше звали людей на помощь при пожаре.
Кузя: А, знаю, брали палки и стучали.
Воспитатель: Нет, не палки, а что-то металлическое.
Опыт № 1
Дети стучат деревянными палочками, а затем металлическими,
выясняют, какой звук громче и почему.
Воспитатель: Ребята, вы знаете предметы, которые сделаны из металла?
Кузя: Я знаю. У меня много предметов из металла. Сейчас я покажу!
(вносит корзину, высыпает всё на пол)
Игра «Наведи порядок» (классификация предметов по материалу изготовления)
Дети выходят, берут предмет, называют его и говорят из чего он сделан.
Воспитатель: Что ещё делают из металла? Почему автомобили, трактора, молотки и др. делают из металла?
(Он прочный, его трудно сломать)
Воспитатель: Ну, теперь, Кузя, ты понял какие предметы делают из металла?
Кузя: Понял. Вот стул – из металла.
Воспитатель: Если бы стул был из металла, мы не смогли бы его поднять, потому что металл очень тяжелый. Давайте проверим.
Опыт № 2
Дети берут два шарика – деревянный и металлический, взвешивают на ладонях, какой тяжелее.
Опыт № 3
Опускают шарики в ёмкость с водой, сначала деревянный, потом металлический.
Воспитатель: Что произошло с шариками?
Почему утонул металлический шарик? Почему не утонул деревянный шарик?
Кузя: Подумаешь, легче, тяжелее… Зато я сильный, вот возьму эту железку и согну!
(пытается согнуть)
Воспитатель: Нет, Кузя, чтобы согнуть такой металлический предмет, нужно его нагреть на огне до красного цвета, а потом стучать по нему большим молотком.
Это значит ковать (повторить) Люди, которые занимаются ковкой металла называются кузнецами. (картина «Кузнецы»)
Сейчас попробуем нагреть металл
Опыт № 4
Воспитатель нагревает металлическую пластину на свече, пластина тёплая, дети трогают руками повторяют – теплая.
Кузя берёт металлический прут : Фу, какой холодный!
Динамическая пауза:
Воспитатель: У вас на столах картинки с изображением разных предметов, выберите картинки с металлическими предметами и наклейте их на лист бумаги на доске
(дети мажут клеем картинки, идут к доске и наклеивают их)
Воспитатель:
А сейчас я вам покажу фокус.
Опыт № 5
Через бумагу примагничиваются мелкие предметы,
перемещаются вслед за магнитом.
Воспитатель: Что происходит?
Магнит обладает магнетической силой, он притягивает к себе предметы. Попробуйте провести магнитом над мелкими предметами у вас в тарелочках.
Опыт № 6
Дети маленькими магнитами проводят над тарелочкой.
Воспитатель: Какие предметы притянулись магнитом? Из чего они сделаны?
Значит, магнит притягивает только металлические предметы. (повторить)
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ну, Кузя, теперь, ты знаешь, как отличить металлические предметы? Ребята, Давайте ещё раз расскажем Кузе о металле!
(Металл тяжёлый, прочный, звонкий, притягивается магнитом, его можно нагревать, ковать)
Кузя: Спасибо, ребята. Теперь я многое знаю о металле. Теперь буду рассказывать своим друзьям обо всём, что узнал у вас!