Татьяна Новикова
НОД по ознакомлению с окружающим «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по ознакомлению с окружающим «Хлеб – всему голова»
Цель: Знакомить детей со злаковыми растениями.
Задачи: Дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека.
Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.
Развивать сенсорные навыки.
Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Предварительная работа. Разучивание стихотворений, пословиц. Поговорок, чтение литературных произведений по теме.
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Ход занятия
Воспитатель: Дети, приглашаю вас совершить экскурсию по нашему Музею хлеба. Его экспонаты помогут узнать много нового об этом продукте питания.
Мы о злаке вам расскажем,
Что у нас в полях растут,
Из крупы их варят кашу,
Из муки блины пекут,
Вы, узнаете, ребятки,
Про зерно и про початки,
И запомните скорей
Посетив наш музей.
Воспитатель: Как вы думаете, какой злак чаще всего можно увидеть на полях? Оказывается, больше всего в мире выращивают и собирают риса, на втором месте находится пшеница, на третьем – кукуруза, далее овёс и ячмень. Рожь занимает лишь шестое место
Колосок как будто дом,
Много комнат в доме том.
В каждой комнате – зерно,
Спелой зрелости полно.
Дети рассматривают через лупы колосья злаков.
Воспитатель: Пшеницу, рожь, рис, кукуруза, овёс, ячмень - называют злаками.
Игра: «Назови, чей колос»
Этот колос пшеницы (показывает) – пшеничный колос.
Колос ржи – (ржаной колос, и. т. д.
Игра: «Лишнее слова»
- Картофель, морковь, ячмень, свекла.
- Просо, рожь, баклажан, пшеница.
- Рис, кукуруза, яблоко, рожь.
- Гречиха, слива, виноград, персик.
- Ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.
Игра «Угадай на вкус» дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.
Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.
Какой он – хлеб? Подберите для описания этого продукта слова, чтобы все поняли, как вы его любите. (Аппетитный, вкусный, свежий, ароматный, душистый, мягкий.)
Из зерен злаков люди не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.
Игра «Кто назовет больше блюд?» Дети перечисляют известные им блюда, при изготовлении которых используются крупы и мука.
Воспитатель: С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего детского сада, и мамы у вас дома.
Игра «Назовите злак, из которого сварили кашу?».Воспитатель называет каши, которые готовят из этих круп. Дети показывает зерна злаков.
Пшенную – (просо)
Перловую – (ячмень)
Манную – (пшеница)
Кукурузную – (кукуруза)
Гречневую – (гречиха)
Геркулесовая – (овёс)
Овсяную – (овёс)
Обратите внимание на то, как выглядят крупы. Чем они похожи и чем они различаются? (Ответы детей.)
Игра «Угадай на ощупь».Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках.
Воспитатель: Как вы думаете, всегда ли хлеб существовал на земле? (Дети высказывают предположения.) Сегодня я расскажу вам сказку «О первом пшеничном зернышке». (Читает сказку, показывая иллюстрации.)
Понравилась вам сказка? (Да.) Вспомните, в каких еще сказках упоминается хлеб, зерно или продукты из муки? («Колосок», «Мужик и медведь», «Колобок».)
Как вы думаете, из какой муки испекла бабушка румяный колобок? (Дети высказывают предположения.) Пшеничная мука всегда стоила дороже ржаной, и поэтому калачами да булками лакомились люди побогаче. А в бедный семьях пекли ржаной хлеб. В народе говорили: «Пшеничка кормит по выбору, и рожь всех сплошь». Так что колобок из русской народной сказки был выпечен скорее всего из ржаной муки. В старину на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова – «жито». Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название? (Дети высказывают предположения.)
Слово «жито» походе на слово «жить». Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда». Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? Многие писатели и поэты с уважением говорят о хлебе в своих произведениях. Вспомните и назовите их. («Лисичкин хлеб» М. Пришвина, «Хлеб» М. Глинской.)
Каждому знакомы
Мудрые слова:
«Хлеб – хозяин дома,
Всему он голова!»
Он дороже злата,
Серебра ценней,
Крепкого булата
Хлебушек сильней.
В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные блюда. Но хлеб – продукт, который едят люди во всем мире. Кто из вас знает, какие виды хлеба пекут в других странах?
Если дети затрудняются с ответом, педагог рассказывает и показывает иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий. Паляницу выпекают на Украине, лепешки – в Узбекистане, лаваш – в Армении, багет – во Франции, галеты – в Италии.
Воспитатель: К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают истинную цену и поэтому берегут его. Взял кусок хлеба – съешь его, не хочешь есть – не бери. «Хлеба к обеду в меру бери, он – драгоценность, им не сори».
Закончите предложение: «Я знаю, что хлеб – наше богатство, поэтому я…». (Дети поочередно предлагают свои варианты окончания предложения.)