Татьяна Вьюгина
НОД для старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Кургана «Детский сад комбинированного вида №130»
«Хлеб – всему голова»
для старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Вьюгина Т. А.
Образовательная область: социально - коммуникативное развитие.
Публикация «НОД для старшего дошкольного возраста „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
Тема: «Знаменитые люди Кургана».
Название НОД: «Хлеб – всему голова».
Цель: формировать у детей представления о взаимодействии людей в процессе выращивания урожая; об очередности трудовых процессов земледельцев; познакомить с трудом Т. С. Мальцева.
Задачи
Познавательные:
1. обогащение знаний детей о хлебе, хлебобулочных изделиях;
2. закрепление знаний профессий связанных с выращиванием и производством хлеба;
3. ознакомление детей с трудом Т. С. Мальцева
Развивающие:
1. пополнение и активизация словарного запаса («хлебороб», «агроном», «механизатор», «пекарня», «новатор», «земляк», «колос»);
2. упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, комбайнер, пекарь, механизатор, сельскохозяйственной техники, помогающей выращивать хлеб (трактор, комбайн, сеялка);
3. развитие внимания, мышления, памяти.
Воспитательные:
4. воспитание желания помогать другим;
5. воспитывать уважение к труду людей, бережное отношение к хлебу;
6. воспитывать чувство гордости за родной край.
Методы: словесные, наглядные, практические (по источнику передачи и характеру воспроизведения информации);
метод вопросов;
мотивирование детской деятельности, игровой метод.
Оборудование и инвентарь:мультимедийный экран, презентация к НОД (видеосопровождение, 7 стульчиков.
Этапы и ход НОД
1. Мотивационно – побудительный этап
-Здравствуйте, дети! Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся! (эмоцональный настрой). Садитесь на стульчики (обратить внимание на осанку детей, сажусь сама).
Отгадайте загадку:
-В печь сперва его сажают,
а как выйдет он оттуда,
то кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят (хлеб).
-Дети, я видела, что некоторые дети не съедают хлеб во время обеда, играют им, бросают. Разве можно так поступать? А вы хотели бы узнать сколько зёрен надо, чтобы испечь одну булку хлеба?
-Когда-то, давным-давно, люди нашли зерна пшеницы и попробовали их жевать, Зерна показались им очень вкусными. Потом люди научились размельчать зерна камнями и получилась мука, затем муку стали смешивать с водой и выпекать полученную смесь на плоских горячих камнях – это был хлеб. Но он не был таким вкусным как сейчас.
На Руси давно – давно, основным видом хлеба был кисловатый чёрный хлеб. Хлеб очень ценился. В неурожайные годы хлеб был на вес золота. Для некоторых людей хлеб – это символ жизни и богатства нашей страны, для других – основа русского стола, хорошая закуска. Недаром говорят: «Без соли, без хлеба – половина обеда», «Без хлеба и воды худо жить».
-Дети, какие пословицы о хлебе вы знаете? (Ответы детей).
2. Организационно – поисковый этап
-Дети, как же хлеб пришел к нам на стол? (дети высказывают свои предположения).
-Я предлагаю вам посмотреть, как это происходит.
-Осенью пашут землю, чтобы она была рыхлой. Какая техника нужна чтобы вспахать землю? Слайд №3.
-А весной, когда снег растает и земля наберет талой воды - землю разрыхлят
и засеют зерном. Какая техника помогает человеку сеять зерно? (сеялка).
-Появятся всходы. Летом все поле в золотистых колосьях. Что нужно для роста растений? (свет, вода, тепло).
-Когда приходит осень, колосья становятся совсем золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора быстро убирать урожай, а то колоски могут осыпаться, и зерна хлеба упадут на землю. И снова в поле вышли машины. Какая техника помогает собирать зерно? (комбайн, грузовик).
-Грузовики везут зерно на элеваторы. Там оно сушится и может долго храниться.
-С элеватора зерно везут на мукомольные заводы.
-Как вы думаете, что делают с зерном на мукомольном заводе? (зерно мелют).
-Зерно перемалывают в муку.
-Муку везут в ….Слайд №7 (в пекарню) где из муки замешивают тесто и пекут различные хлебобулочные изделия.
-Дети, а вдруг комбайн, трактор или грузовик сломается, кто их отремонтирует? Есть такой человек – механизатор (дети повторяют).
-Давайте поиграем.
Динамическая пауза
Колоски золоченые
На ветру качаются,
На ветру качаются
Низко наклоняются.
(дети выполняют движения соответствующие тексту).
Игра «Кем работает? Что делает?»
На тракторе работает….-тракторист;
На комбайне работает-….комбайнер;
Пекут хлеб-….пекари;
Ремонтирует сельскохозяйственную технику-…механизатор.
Продавец - продает;
Косарь – косит;
Пекарь – печет;
Мельник – мелет;
Пахарь – пашет.
-Дети, какие пословицы о труде этих людей вы знаете? («Кто ленив с сохой, у того и хлеб плохой», «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «Работай до поту, поешь хлеба в охоту» и другие).
-Да, дети, хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду многих людей. Чтобы на нашем столе появилась одна булка хлеба надо 1000 зерен!
Гимнастика для глаз
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас.
(Дети смотрят налево, направо, наверх, вниз, по кругу, смотрят на приближающийся и отдаляющийся палец).
-Дети, откуда тракторист узнает, когда пахать и засевать землю зерном?
-Всем процессом выращивания хлеба руководит агроном, он знает, когда пахать землю, сеять и убирать зерно.
-Этот человек – Т. С. Мальцев.
Он наш земляк – родился в нашей области много лет назад. Жил в бедной крестьянской семье, с детства испытывал нужду, приходилось голодовать, потому что не хватало хлеба.
«Почему земля – кормилица так мало родит хлеба?», - думал Мальцев.
Вот Терентий Семенович и придумал, как с маленького кусочка земли получать большие урожаи зерна. Он великий хлебороб – всю свою жизнь посвятил выращиванию хлеба и получению высоких урожаев. Поэтому про Терентия Семеновича говорят – хлебороб, мастер высоких урожаев, новатор колхозного производства. Новатор - это человек, который придумывает что-то новое. За свои труды он получил звание академика, на его груди ордена и медали. Курганцы с большой гордостью относятся к его труду. За весь хлеб мы говорим спасибо Т. С. Мальцеву. В его честь названо село, где он жил и создан музей в его доме. В музей могут приходить и взрослые и дети, чтобы посмотреть как жил великий хлебороб.
Дети, а как в нашем городе чтят память Т. С. Мальцева?
В Заозерном около КЦ «Современник» открыт памятник Т. С. Мальцеву.
И мы с вами, дети, должны помнить наших с вами знаменитых земляков.
3. Рефлексия.
-Что нового вы сегодня узнали, с кем познакомились?
-Давайте еще раз вспомним, как пришел хлеб к нам на стол.
Пальчиковая гимнастика «Хлеб» :
Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками над головой.
Летом цвел и колосился,
А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»
Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.
В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.
А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягивают руки вперёд ладонями вверх.
Загадка
Маленькое, сдобное,
колечко съедобное.
Я одна тебя не съем
По кусочку хватит всем! (бублик).
-Я предлагаю вам, дети, побыть пекарями и вылепить из соленого теста хлебобулочные изделия для угощения кукол.
Во время выполнения детьми задания звучит песня в аудиозаписи О. Воронец «Хлеб всему голова».
-Молодцы, дети, вы были очень внимательны. Я надеюсь, вы теперь будете бережно относиться к хлебу.
Воспитатель угощает детей бубликами.