Ольга Лукьянова
Конспект НОД «Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» с использованием ИКТ и игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие.
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей об особенностях филимоновской игрушки, умение выделять основные элементы росписи.
Публикация «Конспект НОД „Дымковская игрушка, Сравнение с филимоновской игрушкой“ с использованием ИКТ и игровых технологий» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
2. Продолжить знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, видеть её красоту, узнавать знакомые образы, выделять из узора основные элементы.
3. Расширить представление детей о филимоновской и дымковской росписи.
1. Учить сравнивать филимоновские и дымковские игрушки.
2. Учить составлять описательные рассказы о дымковской игрушке.
Материал к занятию
1. Филимоновские и дымковские игрушки.
2. Костюмы в русском стиле для педагога и детей («Дымка»).
3. Карусель, расписанная дымковским узором.
3. Модели с элементами филимоновской и дымковской росписи.
4. Силуэты дымковских игрушек для расписывания.
5. Гуашевые краски, кисточки, ватные палочки.
Конспект занятия «Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой»
Дети в дымковских костюмах входят в зал под русскую народную мелодию, встают полукругом перед гостями.
Воспитатель
Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.
Дети
Здравствуйте!
Воспитатель
Чтобы начать наше необычное занятие, приглашаю вас к этому столу.
Воспитатель
Что на нём лежит?
Дети
Книга «Филимоновские сказки»
Воспитатель
А кто нарисовал иллюстрации к этой книге?
Дети
Мы и воспитатели, которые приходили в гости.
Воспитатель
Правильно. Давайте покажем её нашим новым гостям.
Воспитатель показывает гостям книгу «Филимоновские сказки», которую дети совместно со взрослыми (гостями) оформили на прошлом занятии.
Воспитатель
Кто вспомнит, какие сказки есть в нашей книге?
Дети называют русские народные сказки, воспитатель листает страницы книги.
Дети
«Колобок», «Три медведя», «Репка», «Теремок», «Лиса и Журавль», «Заюшкина избушка»
Воспитатель
Почему мы назвали нашу книгу «Филимоновские сказки»?
Дети
Иллюстрации и героев к сказкам мы расписывали филимоновскими узорами.
Воспитатель
Вам понравилось создавать книгу своими руками?
Дети
Да!
Воспитатель возвращает книгу «Филимоновские сказки» на стол и обращается к детям.
Воспитатель
Ребята, сегодня мы отправимся с вами на ярмарку.
А пригласят нас…
Выходят 3 ребёнка
Ярмарка – это песни и пляски,
Ярмарка – это радуги краски,
Пряник медовый, вкусный печатный,
Из самовара чай ароматный.
Звон бубенцов под дугою на тройках,
Хор голосов девчоночьих звонких.
Нет праздника ярче, светлее и краше.
Пусть открывается ярмарка наша.
Все смеются, все шумят,
Все несутся в пляске…
Ярмарка! Ярмарка!
Всё кругом, как в сказке!
Воспитатель берёт зонт, расписанный дымковскими узорами, с лентами.
Воспитатель
Раз мы попали на ярмарку, приглашаю вас покататься на карусели.
Аттракцион «Карусель»
Слова:
Еле-еле, еле-еле,
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом (едут).
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Воспитатель
Понравилось кататься на карусели?
Дети
Да!
Воспитатель убирает «карусель», дети встают полукругом лицом к зрителям.
Воспитатель
На ярмарке обычно много разных аттракционов, но не только ими она славится.
Самое главное на ярмарке, конечно же, её товар.
Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных игрушек. Они радуют нас своей красотой.
Послушайте загадку.
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня.
Дети
Дымковская игрушка
Воспитатель
Неслучайно я загадала загадку о дымковской игрушке.
Сегодня мы вспомним эту весёлую игрушку и сравним её с филимоновской.
Воспитатель приглашает 2 детей и даёт им в руки по игрушке : одному – дымковскую, второму – филимоновскую.
Дети читают стихи.
Ребёнок 1
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая,
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая.
-Подожди минуточку.
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
-Филимоновская я!
Ребёнок 2
Все игрушки не простые,
А волшебно - расписные,
Белоснежны как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Воспитатель (берёт у ребёнка дымковскую игрушку)
И пошла о дымке слава
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду,
Словно появилось чудо.
Воспитатель берёт у второго ребёнка филимоновскую игрушку.
Воспитатель
Чем вас привлекают эти игрушки?
Дети
Узором, яркостью, весельем, нарядностью, праздничностью.
Воспитатель
Давайте сравним эти игрушки.
Воспитатель и дети идут к столу, на котором стоят дымковские и филимоновские игрушки. Воспитатель свои игрушки тоже ставит на стол.
Воспитатель
Чем похожи игрушки?
Дети
Игрушки сделаны из глины. Узор на белом фоне.
Воспитатель
Чем отличаются?
Дети
Узором
Воспитатель
Из каких элементов состоит филимоновский орнамент? Назовите их.
Дети
«Солнышко», «Ёлочка», «Снежинка», полоски.
На столе перед игрушками лежат модели элементов дымковской и филимоновской росписи.
Дети, называя элемент, выбирают модель и прикрепляют к соответствующей игрушке на фланелеграф.
Воспитатель
Из каких элементов состоит дымковский орнамент? Назовите их.
Дети
Точка, прямая линия, волнистая линия, круг, овал, кольцо, клетка.
Дети, называя элемент, выбирают модель и прикрепляют к соответствующей игрушке на фланелеграф.
Воспитатель
Какие цвета используют художники, расписывая филимоновские игрушки?
Дети
Красный, жёлтый, зелёный.
Воспитатель
Какие цвета используют художники, расписывая дымковские игрушки?
Дети
Красный, жёлтый, синий, оранжевый, зелёный.
Воспитатель
Ребята, посмотрите вокруг, и скажите, где ещё мы видим дымковские узоры (кроме игрушек?
Дети
На зонтике в карусели, наши девочки одеты в дымковские костюмы.
Воспитатель
Давайте попросим наших девочек погулять по залу, показать нам свои костюмы, а мы полюбуемся и похлопаем им.
Девочки под русскую народную мелодию гуляют по залу, мальчики хлопают.
Воспитатель
Спасибо, девочки. Возвращайтесь к нам.
Ребята, мы с вами полюбовались весёлыми нарядными игрушками, покатались на карусели. Но есть в зале ещё одна карусель. Только она почему-то грустит.
Воспитатель и дети идут к карусели на фланелеграфе.
Воспитатель
Как вы думаете, почему она грустит?
Дети
На ней никто не катается.
Воспитатель
Я предлагаю вам расписать силуэты дымковских игрушек и посадить их на карусель.
Она станет яркой, нарядной и весёлой.
Воспитатель
Представили, как мы слепили барышню, а теперь выбирайте понравившийся вам силуэт и садитесь за столы.
Дети берут понравившийся силуэт и садятся за столы.
Воспитатель
Прежде, чем вы начнёте расписывать силуэты, давайте вспомним, как правильно рисовать узор?
Дети
Сначала надо нарисовать крупные элементы одним цветом кистью потолще, затем мелкие элементы другого цвета тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой надо подождать, чтобы первая краска высохла. Для кружков можно использовать ватные палочки.
Воспитатель включает фильм «Дымковская сказка»
Воспитатель (говорит во время демонстрации)
Дымковские мастера лепили игрушки зимой, когда вокруг всё было белым – бело и хотелось им сделать игрушку такой же белой и чистой. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому не забывайте, что они должны быть яркими, нарядными, весёлыми, солнечными, красочными, радужными.
Нет двух одинаковых дымковских игрушек. Каждая игрушка — это творение одного мастера, одного творческого порыва.
Посмотрите каковы (берёт в руки один из силуэтов игрушек)
Удивительно белы
Мастера, скорей за дело
Украшай игрушки смело
Выбирай любой узор
Чтобы радовался взор.
Дети расписывают свои силуэты дымковских игрушек в сопровождении спокойной музыки.
Воспитатель
Я вижу, что вы закончили расписывать свои игрушки, и нам пора посадить их на нашу карусель.
Только пока вы работали, карусель сказала мне на ушко, что катает только те игрушки, о которых дети ей расскажут.
Воспитатель берёт в руки заранее расписанный силуэт своей дымковской игрушки и рассказывает о нём.
Воспитатель
Моя барыня самая красивая. У неё яркий кокошник, красная кофточка, на юбке – разноцветные клетки, а на фартуке яркие точки. Прокати меня, карусель.
Дети составляют короткие описательные рассказы о своих игрушках.
Воспитатель «сажает» их на карусель.
Воспитатель
Ребята, вам нравится наша карусель?
Дети
Да!
Воспитатель
Какая она стала теперь?
Дети
Яркая, нарядная, праздничная, весёлая.
Воспитатель
А вам стало от этого веселей?
Дети
Да!
Воспитатель
Каждая ярмарка заканчивается весельем. Люди поют песни, частушки, водят хороводы, танцуют. Давайте и мы закроем нашу ярмарку весёлой пляской.
Дети танцуют под русскую народную мелодию.
Воспитатель
Наша ярмарка закрылась.
Вам понравилось на ярмарке? Что больше всего понравилось?
Дети под русскую народную мелодию выходят из зала.