Наталья Сусленникова
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе с использованием игровых технологий «Письма из королевства Всезнаек»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого НОД по ФЭМП в старшей группе с использованием игровых технологий по теме : «Письма из королевства Всезнаек»
Цель: Формирование элементарных математических представлений. Повышение интереса детей к изучению математики.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе с использованием игровых технологий „Письма из королевства Всезнаек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
1. ОО «Социально-коммуникативное развитие» : Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших своими достижениями, воспитывать интерес к занятиям математики.
2. «Познавательное развитие» : 1. Стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность. 2. Закреплять знание цифр и чисел. 3. Уточнить знания о прямом и обратном счете; знания о геометрических фигурах, продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание. 4. Закреплять умение определять местоположение предметов по отношению к плоскости листа. 3. Прививать интерес к решению занимательных задач с математическим смыслом.
3. «Художественно эстетическое развитие» : 1. Реализовать самостоятельную творческую деятельность детей при изображении геометрических фигур. 2. Способствовать проявлению фантазии придумывая название домику для геометрических фигур.
4. «Речевое развитие» : Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы. Активизировать словарь детей.
5. «Физическое развитие» : Приобретать опыт в двигательной деятельности детей при провождении физкультурной разминки.
Материал к НОД: демонстрационный – картонные цветные геометрические фигуры, картонный домик для геометрических фигур. Карточки с цифрами от 1 до 10. Карточки с математическими знаками > < = + -. раздаточный – простые карандаши, линейки с трафаретом геометрических фигур, фломастеры, 6 конвертов (красный, коричневый, фиолетовый, желтый, а самый большой конверт наполните медалями по количеству детей и сладкими призами).
Образовательные технологии : игровые.
Предварительная работа: решение примеров на сложение и вычитание; дидактические игры с цифрами числами, геометрическими фигурами: «Какой цифры не стало?» (закрепить знания детьми цифр, умение называть соседей числа, развивать память, внимание, «Что изменилось» (закрепить умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой, развивать внимание, память, «Сколько» (упражнять детей в счёте, развивать слух, внимание). «Считай – не ошибись» (закрепить порядок следования чисел натурального ряда, упражнять в прямом и обратном счёте., «Которой игрушки не стало» (закрепить порядковый счёт предметов, понятие «сколько»). «Почини бусы», «Выложи узор». Индивидуальная работа с отдельными детьми: «Засели домик» (состав числа) «Найди пару» (состав числа, «Заполни пропуски». Рисование и лепка цифр. Игры с кубиком (делать ходы в соответствии с количеством выпавших очков). «Ритмические диктанты» (простучи ритм, вырази его как цепочку длинных и коротких палочек (больших и маленьких фигур).Сколько лепестков у цветочка?
(сирень – 4, незабудка – 5, лилия – 6)Сколько этажей в доме? Сколько машин на парковке? Которая по счету красная машина? Кто идет первым (четвертым? Кто идет за Лерой? Которым по счету идет Матвей? Сколько детей было на прогулке? (счет предметов по парам – варежки на батарее, сапоги под батареей). Сравнение по количеству группы предметов (шишки, камешки) пересчетом, установлением взаимооднозначного соответствия. Игры с мячом «назови по порядку», «больше пяти», «меньше восьми».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята я хочу сообщить вам очень важную информацию. Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил письмо от Королевы всех наук - Математики. И еще 6 конвертов. Вам интересно, что же написано в письме?
СОДЕРЖАНИЕ ПИСЬМА :
Здравствуйте, ребята, я очень хочу пригласить вас в мое замечательно королевство Математических наук. Побывать у меня в гостях могут только те ребята, которые обладают крепкими знаниями в области математики, которые умеют считать, знают геометрические фигуры и геометрические тела, которые умеют решать задачи и умеют объяснить расположение предметов на плоскости. И поэтому я хочу проверить ваши знания и пригласить в гости самых умных и любознательных ребят. Выполните все задания, представленные в конверте, и получите приглашение в мое Королевство, а также в самом большом конверте вас ждет приятный сюрприз! Я желаю вам удачи и с нетерпением жду в гости!
С любовью, королева Математика…
Воспитатель: Хорошо! Но, прежде чем мы начнем просматривать их, давайте проведем небольшую разминку перед сложными испытаниями?
Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.
1 РАЗМИНКА
- Какое сейчас время года?
- Сейчас утро или вечер?
- Сколько пальцев на одной руке?
- Сколько углов у треугольника?
- А у трапеции?
- Сколько раз в году бывает день рождения?
- Сколько носов у трех котов?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько месяцев в году?
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны, и правильно ответили на все вопросы. А сейчас мы все дружно посмотрим на письма, которые прислала Королева Математика.
Положить перед детьми конверты.
Воспитатель: Сколько писем передала Королева Математика? Правильно – 6. Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета? (синий прямоугольник с грустным лицом). Что вы здесь видите?
Воспитатель: Как вы думаете, какое у него настроение?
Воспитатель: А почему он загрустил?
Воспитатель: Он загрустил, потому, что он один, рядом нет его друзей.
Воспитатель: А как вы думаете, с кем дружит прямоугольник?
Воспитатель: Замечательно! А давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас окружают в жизни. Я вам буду называть и показывать картинки предмета, а вы должны изобразить его геометрической фигурой.
Игра «Геометрические фигуры в предметах»
Для выполнения следующего задания детям раздаются чистые листы бумаги, простые карандаши
ТАРЕЛКА, ДВЕРЬ, КРЫША ДОМА (трапеция, ОГУРЕЦ (овал, ЧАСЫ (квадрат, ПИРАМИДА (триугольник, ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ (ромб).
Воспитатель: Ребята, чтобы вы немного отдохнули, мы с вами немного поиграем.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Скажи наоборот».
Игра проводится с мячом. Дети становятся в круг на ковре. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок, бросая мяч, обратно называет противоположность названному понятию.
Длинный - короткий Большой - маленький
Высокий - низкий Широкий - узкий
Далеко - близко верху - внизу
Справа - слева. Вперед – назад
Один - много. Снаружи – внутри
Быстро - медленно Тяжелый - легкий
Воспитатель: Дети, вернемся к вашим листочкам. Какие фигуры у вас получились? Назовите их. (Воспитатель под слова детей вывешивает на магнитную доску геометрические фигуры).
Воспитатель: Как их можно назвать, одним словом?
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились без проблем.
Воспитатель: открываем следующий конверт. Какого он цвета? (фиолетового)
Воспитатель: Зачитывает содержание задания «Посели геометрические фигуры» : А сейчас необходимо поселить все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут соседями и никогда друг друга не потеряют.
Воспитатель вызывает двоих детей и диктует задание: Овал будет жить в центре листа. Квадрат – слева от овала, прямоугольник – справа от овала, ромб – над прямоугольником, треугольник –под квадратом, круг – над овалом, трапеция –под овалом.
Дети поочередно размещают заранее заготовленные фигуры, в домике следуя инструкции (геометрические фигуры приклеиваются благодаря двустороннему скотчу).
Воспитатель: Ребята, давайте наш дом сделаем еще ярче? Для этого разукрасим уголки домика разными цветами.
Вызванные поучаствовать следующие 4ро ребят фломастером закрашивают указанные воспитателем углы:
Верхний левый угол сделаем желтым.
Нижний правый угол раскрасим фломастером розового цвета.
Верхний правый угол будет синим.
А нижний левый сделаем оранжевым.
Воспитатель: Ребята, у меня появилась идея, давайте дадим название нашему домику? (дом дружбы, дом геометрических фигур и т. д.)
Воспитатель: Кто сосчитает, сколько фигур живет в Доме дружбы?
Воспитатель: А вам интересно, что в других конвертах?
Воспитатель: Тогда откроем конверт оранжевого цвета. Что там такое?
Воспитатель: А здесь цифры. Вы знаете, что такое цифры? Это знаки, которыми мы обозначаем числа. Сейчас с цифрами мы поиграем.
Задание: «По порядку становись». Правила игры: пока играет музыка, дети (10 вызванных ребят) берут по одной цифре. По команде «по порядку становись», дети должны построиться по порядку. Либо на время 1-2 минуты, каждый из участников должен встать на свое место. Последняя цифра считается потерянной.
После выполнения этого задания, Воспитатель предлагает игровое упражнение назвать соседей у указанных цифр. Игровое задание «Кто мой сосед?»
- Число 3, назови своих соседей? (2, 4)
- Число 5, назови своих соседей? (4, 6)
- Число 8, назови своих соседей? (7, 9) и т. д.
А затем предлагаем игру «Наоборот или запуск ракеты».
Для этого нам надо повторить обратный счет. Воспитатель дает задание расставить цифры в обратном направлении от 10 до 1. После того как цифры будут расставлены по порядку, необходимо всем хором дружно их назвать. (Игра-закрепление).
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с цифрами. А теперь открываем следующий конверт, в этом конверте дети спортсмены предлагают нам отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА:
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо).
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются)
Воспитатель: А сейчас откроем коричневый конверт. В этом конверте у нас какие-то знаки. >,<,=, +, -. Что они обозначают?
Дети рассказывают, какое значение имеют данные математические знаки.
Игра «Составь пример». С помощью математических знаков и раннее используемых цифр вызванные по очереди ребята составляют различные примеры, ошибки в которых все остальные дети должны найти исправить, используя предложенные знаки и цифры.
Воспитатель:. Вам понравилось выполнять задание королевы Математики?
Какое задание вам показалось самое трудное?
Какое самое интересное?
Молодцы ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями.
Королева математика то же осталась довольна, вашими ответами. И очень скоро, на другом занятии, мы непременно отправимся в страну Математических наук. А пока давайте откроем последний конверт, в котором, как вы помните, королева Математика спрятала для вас сюрприз. Детям вручаются медали и сладкие призы.