Татьяна Пономаренко
НОД для детей подготовительной группы компенсирующей направленности «Звук [Ч], буква Ч»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук [Ч] и буква Ч
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– закреплять правильное произношение звука [ч] в слогах, словах и предложениях;
– совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов; анализа предложений; чтения.
Коррекционно-развивающие:
– развивать зрительное внимание;
– фонематическое восприятие;
– тонкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
– формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Публикация «НОД для детей подготовительной группы компенсирующей направленности „Звук [Ч], буква Ч“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: посылка с игрушками и предметными картинками (часы, Чебурашка, чайка, перчатки, мяч, чайник, карточки для чтения с пропущенной буквой Ч, карандаши, наборы для составления схем слов, предложений, пособие «Отгадай имя мальчика (девочки, магнитофон, диски, индивидуальные зеркала.
Организационный момент
Логопед.
Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости!
Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Вдохнем через нос в себя свежесть, доброту и красоту, а выдохнем через рот все обиды и огорчения.
Сообщение темы занятия
Логопед. Сегодня к нам в детский сад пришла посылка, на ней написано: девочкам и мальчикам от почтальона Печкина. Как вы думаете, какой общий звук есть в словах : почтальон, Печкин, мальчики, девочки? (Звук [Ч]).
Сегодня мы будем говорить о звуке [Ч] и букве Ч. Давайте произнесем звук [Ч]. При его произнесении губы растягиваются в улыбке, зубы располагаются «Заборчиком», кончик языка поднят вверх и ударяется в бугорки.
_Скажите, пожалуйста, можно петь этот звук? Почему? Что нам мешает его петь?
– Какой это звук, гласный или согласный?
– Давайте проверим, глухой или звонкий? Поставьте ладошку на горлышко., произнесите звук [Ч]. Горлышко «молчит», значит звук глухой.
– Этот звук особенный, он всегда мягкий, у него нет «братца» - твердого звука.
В каком домике будет жить звук [Ч] (в зеленом).
Печкин передает вам телеграммы:
ча-чо-чу
чи-чу-чо
ач-оч-уч
оч-еч-ич
чка-чко-чки
ич-ыч-ач
ич-еч-яч
– Хотите посмотреть, что в посылке? (Картинки)
Отгадайте загадки.
Звучит отрывок из песни Шаинского «Пусть бегут неуклюже.».
-Кто поет песенку? Чебурашка.
Отгадайте загадки:
Его пинают, он не плачет,
Его бросают — назад скачет.
Упадет — поскачет,
Ударят — не плачет.
(Мяч)
Звучит крик чайки.
Пять мальчиков,
Пять чуланчиков.
Каждый мальчик
в свой чуланчик.
(Перчатки)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела.
Пейте чай, вода вскипела.
(Чайник)
Запись стука часов.
На доску выставляются картинки: часы, чайка, чайник, перчатки.
Угадайте, какое слово задумал Печкин, если в нем первый звук [Ч], последний — [к]? (Чайник). А если первый [Ч], последний - [ а]? (Чайка). А если первый звук [П], а последний [И]? (Перчатки).
А в этом слове «рассыпались» звуки : [Ч], [С], [А], [Ы]. Какое это слово? (Часы).
Обозначьте это слово фишками.
Один ребенок выполняет задание у доски.
Сколько звуков в этом слове?
Сколько согласных звуков в этом слове?
Сколько гласных звуков?
Сколько твердых согласных в этом слове?
Сколько мягких согласных в слове?
Печкин предлагает вам игру «Замени первый звук в слове на звук [Ч]»
Телка — челка, басы- часы, гайка- чайка, кашка-чашка, худо-чудо, масть-часть.
Вы хорошо выполнили задания, научились слышать звуки.
Теперь покажите, как вы умеете делить слова на слоги. Для этого поиграем в игру «Чего не стало»?
Логопед убирает картинки по одной, дети называют.
А еще в посылке лежат письма от девочек и мальчиков, но их имена зашифрованы. Давайте отгадаем, кто прислал нам письма. (Имя девочки состоит из последнего слога слова «посуда» и последнего слога слова «крыша» -Даша, и т. д.)
Физкультминутка
Чок-чок-чок — ручки на бочок,
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ножками топочут,
Весело хохочут.
Работа с буквой Ч
Логопед показывает букву. Из каких элементов состоит буква Ч? (палочка, крючок). На что похожа буква Ч?
Дети выполняют пропись буквы в воздухе.
Пропись буквы
Печкин нес вам письма от девочек и мальчиков, но попал под дождь и некоторые буквы смыло водой. Подумайте, какую букву смыло дождем, допишите ее и прочтите слово.
Пальчиковая гимнастика
Мы научимся орехи
Между пальцами катать.
Это в школе нам поможет
Буквы ровные писать.
Это ручка правая,
эта ручка левая.
Я на мячик нажимаю,
я зарядку делаю.
Будет сильной правая,
Будет сильной левая.
Будут ручки у меня ловкие, умелые.
Логопед. Печкин написал вам телеграммы, но слова в них перепутались. Давайте поможем исправить ошибки.
Небо плывет по тучам.
Бабочка ловит мальчика.
Стол стоит на чашке.
Часы чинят папочку.
Очки надели бабушку.
Печенье ест мамочку.
Возьмите столько полосок, сколько слов в предложении «Чашка стоит на столе». Какое слово самое маленькое? Какого оно цвета? Первое слово в предложении пишется с какой буквы? (С большой). В конце предложения ставится что?. (Точка). А если я скажу так: Чашка стоит на столе? Чашка стоит на столе)
Сегодня на занятии какой был звук? Давайте вспомним слова со звуком [Ч].
Игра с мячом. Дети стоят полукругом. Логопед бросает мяч, ребенок ловит и называет слово со звуком [Ч].
Дети, если вам понравилось занятие, то подарите яблочко солнышку, если не понравилось — тучке.