Елена Голдеева
Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей группе комбинированной направленности «Звук [Х] и буква Х»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: 1. Формирование правильного произношения звука [х] в слогах, словах.
2. Развитие фонематического слуха, умения детей правильно произносить звук [х] в речи.
3. Выделение звука [х] начале, в середине и в конце слова.
4. Формирование умения производить самостоятельно полный звуковой анализ слогов.
5. Ознакомление с буквой Х.
6. Развитие внимания, памяти, мышления, моторики.
7. Предупреждение переутомления детей.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей группе комбинированной направленности „Звук [Х] и буква Х“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Оборудование: игрушка Хрюша; картинки демонстрационные (халат, хобот, мухоморы, муха, петух, подсолнух, холодильник, художник, хлеб, шахматы); буква; цветные схематичные обозначения звуков, тарелочки с обозначениями для звукового анализа слогов и элементов для составления букв; индивидуальные зеркала.
Ход КРД
I. Организационный момент.
- Сядут сначала девочки.
- Сядут теперь мальчики.
II. Постановка цели занятия.
- Угадайте, кто из героев передачи «Спокойной ночи, малыши!» пришёл к вам сегодня в гости?
(Хрюша)
Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.
— Верно, сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.
– Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (Со звука [к]). Вы согласны с ним?
— Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? (Звук [х]).
- Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х].
III. Артикуляция и характеристика звука.
- Хрюша очень любит путешествовать и приглашает нас присоединится к нему. Вы согласны? Путешествовать мы будем по морю, а вот на чём, догадайтесь. Слушайте загадку:
Распрекрасный дворец
По морю плывёт,
Белеет на волнах
Гигант… (теплоход)
- Верно, плыть мы с вами будем на теплоходе.
(Выставляется предметная картинка – теплоход)
- Итак, мы отправляемся. Первая остановка – «Обучай-ка».
—Сейчас я расскажу, как нужно правильно произносить звук [х]. Когда мы произносим звук [х] :
— губы и зубы свободны;
— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;
— горлышко «молчит».
- Поставьте зеркала и произнесите звук [х] (хором и индивидуально).
- Когда мы произносим звук [х], во рту есть преграда? (Язык). Значит, это какой звук? (Согласный)
- Приложите руку к горлышку. Голосок поёт песенки? (Нет).
- Это какой звук? (Глухой).
-Ещё этот звук мы произносим твёрдо, сердито. Он какой звук? (Твёрдый)
- Каким цветом мы его обозначаем? (Синим).
- Расскажите всё, что вы узнали о звуке [х]. Какой он?
Вывод: Звук [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху, глухой, твёрдый и обозначается синим кружком.
IV.Развитие фонематического восприятия.
— Следующая остановка – «Игровая». Давайте поучим Хрюшу отличать звук [х] от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук». Если вы услышите звук [х] среди других звуков, то хлопайте в ладоши, ловите звук [х] :
а) Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х;
б) ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх;
в) хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.
V. Закрепление произнесения звука [х] в словах.
— Плывём дальше с Хрюшей и следующая остановка – «Подумай-ка». Хрюша хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?
Мягкий, душистый, вкусный, свежий, с хрустящей корочкой (ХЛЕБ).
— В отгадке «хлеб» слышится звук [х]? Где слышится звук [х]? В начале слова, в середине или в конце? (В начале слова).
С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт. (ПЕТУХ).
Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочку. (УТКА)
Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).
— Какая картинка здесь лишняя? (Утка)
— Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему?
Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.
Художник, шахматы, тарелка, холодильник.
VI. — Путешествие привело нас к другу Хрюши – хомяку Хомке. Он любит делать зарядку. Давайте сделаем зарядку вместе с ним и мы.
Физминутка
Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт, щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
VII.Звуковой анализ и синтез слогов.
- Вот мы и добрались до следующей остановки: «Называй-ка». Хрюша хочет поиграть с вами в игру: «Живые звуки». Ему нужны 2 помощника.
(Одному ребёнку даёт красный кружок и на ухо произносит звук [а], другому – игрушку Хрюши и на ухо произносит звук [х])
- Звуки, начинайте звучать: ААААА, ХХХХХ. Звуки дружат и что получилось? (АХ)
- Сколько всего звуков? (2)
- Сколько гласных? Назовите гласный звук. (А)
- Сколько согласных? Назовите согласный. (Х)
- А теперь выложите на столах УХ. (Индивидуальная работа)
VIII. Знакомство с буквой «Х».
- Следующая остановка – «Угадай-ка».
1. Показ буквы «Х».
- Звук [х] обозначаем буквой «Х» (Показ буквы «Х» на магнитной доске)
2. Игра: «На что похожа буква «Х»?
— На что похожа буква «Х»?
Х – на ножницы похожа,
Но в работе, а не лёжа.
3. Составление буквы «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.
4. Печатание её пальцем на столе, в воздухе, на ладошке соседа.
5. Составление из элементов.
IX.Итог.
- Наше путешествие подходит к концу и последняя остановка – «Итоговая».
- С кем мы путешествовали и на чём, расскажите. (С Хрюшей на теплоходе)
- Какой звук повторяется в этих словах? (Звук [х])
- Расскажите, какой он?
- Какие ещё слова вы запомнили со звуком [х]?
- Хрюше очень понравилось с вами путешествовать и он обещает больше никогда не хвастаться. А на прощание споёт вам песенку.
Занятие окончено. До свидания!