Елена Тихонюк
Конспект НОД «Буква к и звук [к]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с буквой К к. Буква К и звук [к].
Задачи:
Образовательные – знакомство с буквой Кк. Буква К и звук [к]. Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита, читать слоги и двусложные слова с ней. Формирование представления о предложении.
Развивающие - развивать фонематический слух, речевую активность, зрительного и слухового внимания, координации речи с движением.
Воспитательные - воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, усидчивость, познавательный интерес.
Публикация «Конспект НОД „Буква к и звук [к]“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Оборудование: сигналы двух цветов, буква К большая и маленькая; картинки: носок, кит, очки, аист, индюк, тигр, попугай, медведь, ножницы, мышь; лист для игровизора; полоски с буквами (К) на каждого ребенка и для педагога; карточки со слогами; вагончики с обозначением места звука в слове и предметные картинки на звук [К] и для игры «Найди место звука в слове», заготовки элементов букв, желтые и синие круги, разноцветные фишки, кубик и мешочек с конфетами.
Предварительная работа: подбор слов, начинающихся со звука [к], разучивание упражнения для физминутки.
Ход НОД
1. Организационный этап (4 минуты)
Введение в ситуацию.
Задача: мотивировать детей на включение в коммуникативную деятельность, используя имеющиеся знания и проблемный вопрос.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы сегодня с вами поиграем. Вспомним все то, чему научились и покажем наши умения и знания гостям. Вас ждет много интересных заданий.
Вспомните, как выглядят буквы, с которыми мы уже познакомились. Выберите необходимые элементы для составления любой пройденной буквы, выложите эту букву на столе.
Игра «Собери буквы». (А, У,О, И,Т,П,М,Н)
Подвести детей к постановке детской цели.
Упражнение «Соедини картинки и буквы» с использованием игровизора – возьмите фломастеры и соедините картинки с той буквой, с которой начинается ее название.
А почему у нас фломастеры красного и синего цвета?
Очки – о
Аист – А
Утка – У
Индюк – И
Тигр - Т
Петух - П
Медведь - М
Ножницы – Н
Я сегодня встретила зверя по дороге в детский сад, а какого, отгадайте загадку:
«Что за зверь со мной шагает?
Не мычит, не ржёт, не лает
Нападает на клубки, прячет в лапках коготки»
(Кот)
-Назовите звук, который слышится в начале слова КОТ?
-Какой это звук?
Молодцы!
А теперь послушайте внимательно слова, которые я произнесу: сок, молоток замок, платок.
Каким звуком они заканчиваются?
Вот об этом звуке мы и будем говорить.
2. Основная часть - 20 минут
Актуализировать знания детей о буквах, звуках.
- Какие бываю звуки речи?
- Почему гласные звуки называются гласными? Согласными?
- Что такое буквы?
Произнесите звук К и скажите, какой он, гласный или согласный?
Правильно. Почувствуйте, как язык прижимается к небу в глубине рта. Вот это и есть преграда из языка.
Каким цветом мы будем обозначать этот звук?
Обратите внимание, что звук К произносится очень коротко, отрывисто, его нельзя не только петь, но и тянуть.
Дидактическая игра «Поймай звук»
Задача: учить слышать новый звук среди звуков, слогов, слов, предложений.
Звук К такой озорник! Он очень любит прятаться в словах, слогах, предложениях.
Давайте мы с вами поищем его с помощью сигналов.
Если вы услышите новый звук, то поднимите синий сигнал, если услышите любой другой звук, то поднимите желтый сигнал. Слушайте внимательно.
У, М, К, О, К, Т, П, К.
Теперь поднимите синие сигналы, если в слоге будет звук К. Если этого звука не будет в слоге, то поднимайте желтые сигналы. Будьте внимательны!
ОМ, КУ, ПО, ТА, НИ, КА, УП, УК, КО, ОП.
Теперь вы станете поднимать синие сигналы, если в слове будет звук К. Если этого звука не будет, то вы поднимаете желтые сигналы. Я надеюсь, что вы будете внимательными!
СОК, КОЛОБОК, СЛОН, НОС, СОВОК, ЛАМПА, ПАПКА, КУКУШКА, ЛИМОН, ДИВАН.
И наконец, вы будете поднимать синие сигналы, если в предложении будут слова со звуком К. Если этого звука не будет в словах, из которых состоит предложение, то вы поднимете желтые сигналы. Будьте внимательны!
КУКУШКА КУКУШОНКУ КУПИЛА КАПЮШОН.
ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ.
МАМА МЫЛА РАМУ,
У РОМЫ ШАРЫ,
СОРОКА ВАРИЛА КАШУ.
Молодцы! Вы были очень внимательны!
Физминутка
Чтобы нам не устать будем дружно отдыхать. Для этого я предлагаю вам повторить скороговорки и выполнить движения.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку
Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак
Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок!
Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук?
Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг!
Знакомство с буквой.
Посмотрите на нашу новую букву К.
Из скольких элементов она состоит?
Из каких элементов она состоит?
Как расположены эти элементы?
«Напишите» букву К в воздухе.
МОЛОДЦЫ!
Конструирование буквы.
Возьмите полоски бумаги и сложите букву К.
Все правильно сложили букву К. Молодцы!
Дома слепите эту букву из пластилина и покажите родителям.
А теперь давайте с вами немножко почитаем:
АК, УК, ОК, ИК, КА, КУ, КО, КИ, КОК, МАК, ТОК, КОМ, КОТ, КИТ, МАКИ, МУКА.
Молодцы! Вы очень хорошо читали сегодня!
Дидактическая игра «Назови место звука в слове»
Задача: закреплять умение определять место звука в слове.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на стол!
Скажите, что за чудесные вагончики здесь?
Кто в них едет?
Где едет звук в первом вагончике?
Во втором вагончике?
В третьем вагончике?
Сейчас мы будем с вами называть картинки и расселять предметы по вагончикам.
Слова: (кит, капля – в начале слова;
баклажан, стакан – в середине слова;
веник, снеговик– в конце слова).
Где же может находиться звук в слове?
Итак, мы с вами вспомнили, что звук [К] может жить в начале, в середине и в конце слова.
Игра «Угадай – ка!» - закреплять знания о звуках, буквах, предложениях.
Послушайте загадки и дайте правильный ответ.
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Если кто-то его произнесёт… (звук).
Что мы делаем со звуками?
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
Что мы делаем с буквами?
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту (слово).
Из чего состоит слово?
Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я (предложение).
Из чего состоит предложение?
Послушайте предложения, которые составили дети из младшей группы.
Если предложение правильно читаю, хлопайте в ладоши, считайте слова.
Если есть ошибка, руки поднимайте и ошибку исправляйте, слова считайте.
За домом стоит деревянная беседка.
Зайка, сосна, из-за, выскочить.
Дети, на, сидеть, кожаный, диван.
Котенок выглянул из-под дивана.
Цветы, Лиза, дом, за, посадить.
Коробка, цветные, лежать, в, карандаши.
Чайная посуда стоит на столе.
Щенок, сидеть, высокий, под, крыльцо.
Игра «Кто больше?» - развивать фонематические представления.
Вы сегодня познакомились с новым звуком К, видели много картинок, в названиях которых есть этот звук. Постарайтесь вспомнить их. За каждое слово, которое вы вспомните, вы будете получать фишку. Победит тот, кто больше получит фишек.
Ситуация успеха
Вы все сегодня были молодцами и вспомнили почти все слова со звуком К, которые прозвучали на занятии.
Артем стал победителем, потому что вспомнил слов больше всех. А все остальные постараются и станут победителями в следующий раз.
3. Заключительный этап (2 минуты)
Рефлексия
Задача: формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности.
С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились?
Что вы знаете о звуке К?
Спасибо! Я очень довольна тем, как вы занимались. Молодцы!
Организация перехода к другому виду деятельности
Вы молодцы, вы хорошо поработали. У меня для вас есть сюрприз. Он спрятан в игровой комнате, в предмете, название которого начинается со звука [К] и заканчивается.