Алёна Клюквина
НОД «Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление произношения звука «Л» в словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Совершенствование навыков звукового анализа слов (определение место звука «Л» в словах).
• Формирование умения отвечать на вопросы полным предложением.
• Автоматизация правильного произношения звука «Л» в слогах, словах, предложениях.
Публикация «НОД „Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• Совершенствование грамматического строя речи (изменение существительных по числам, образование качественных прилагательных).
Коррекционно-развивающие:
• Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.
• Формирование речевого дыхания, силы и высоты голоса.
• Автоматизация звука [л] в словах и предложениях.
• Развитие зрительного и слухового внимания, мышления, памяти.
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитание познавательного интереса к занятиям
• Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии.
• Воспитывать доброжелательность и самостоятельность.
Оборудование:
Зеркала.
Перья.
Куклы-эмоции.
Схема артикуляции звука «Л».
Бумажные кораблики по количеству детей.
Картинки с изображением предметов со звуком «Л».
Интерактивная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети заходят в кабинет подходят к столу, берут палочки и стучат ими крест на крест, произнося ритмично слова :
Тук – тук – тук постучу,
Поздороваться хочу.
Звук «У» в конце последнего слова произносится с нарастающей громкостью.
Логопед:– Глазки готовы? (поочередно ладошками закрываем глазки)
Воспитанники: – Да – да – да! (хлопаем в ладоши)
Логопед: – Ушки готовы? (пальчиками надавливаем на мочки ушей)
Воспитанники: – Да – да – да! (хлопаем в ладоши)
Логопед: – Губки готовы? (указательными пальцами правой и левой руки на встречу друг другу разминаем верхнюю и нижнюю губу)
Воспитанники: – Да – да – да! (хлопаем в ладоши)
Логопед: – А язычок? (показываем на язычок, который лежит на нижней губе)
Воспитанники: – Пя – пя – пя! (выполняем упражнение «Месим тесто»)
Логопед: – Приглашаю всех сюда (логопед приглашает всех на подушки)
Воспитанники: дети садятся на коврик.
2. Основная часть
Артикуляционная гимнастика
Воспитанники занимают удобные места на коврике, выполняется комплекс артикуляционных упражнений для звука «Л».
Логопед: – Предлагаю вам, ребята, вспомнить какой звук мы учимся с вами произносить правильно и выполнить артикуляционные упражнения.
Ответы детей.
Но я буду следить за правильностью их выполнения не одна, а мне помогут Павел и Кирилл (куклы-эмоции).
• «Непослушный язычок» и «Блинчик»
• «Вкусное варенье»
• «Индюк»
• «Качели»
• «Дятел»
• «Лошадка»
• «Лошадка остановилась»
• «Лошадка едет тихо»
Похвала от логопеда и от помощников после каждого упражнения.
Упражнение на развитие речевого дыхания
Логопед: – Ребята, мы с вами на лошадке доехали до озера, в котором купались птицы, они улетели, а перья свои на воде оставили. Перьев оказалось так много, что даже на кораблике не проплыть. Давайте сдуем все перья с водички?
Перед детьми расстилается голубая ткань, а на ней перья.
Дети выполняют дыхательное упражнение «Сдуй с язычка» на развитие целенаправленной воздушной струи.
Логопед хвалит детей и предлагает переплыть озеро на кораблике, выполняя упражнение «Пароход», но сначала уточняет артикуляционный уклад звука «Л».
Уточнение артикуляции звука «Л»
Логопед: Давайте вместе вспомним артикуляцию звука «Л»
Дети: Губы растянуты в улыбке, зубы - раскрыты, широкий кончик языка прижимается к верхним передним зубам.
Логопед: Молодец.
Логопед: А какой это звук, согласный или гласный?
Ребё нок: Согласный.
Логопед: А почему так решили?
Ребё нок: Когда произносим звук «Л», на пути у выдыхаемого воздуха образуется преграда. Язычок преграждает путь выдыхаемому воздуху.
Логопед: А почему он звонкий?
Ребёнок. Потому что произносим его с голосом.
Похвала от логопеда и от помощников.
Автоматизация звука [Л] в словах
• Логопед предлагает детям переплыть к столу, выполняя упражнение «Пароход», чтобы поиграть в игру «Я тебе подарю».
На столе по кругу разложены карточки с картинками. Дети крутят «спинер» и с помощью «прилипал» берут карточки, на которые укажет стрелка, говоря слова :
Первый ребенок: «Я тебе подарю лодку»
Второй ребенок: «Я тебе за лодку подарю два пенала»
Третий ребенок: «Я тебе за два пенала подарю ландыш» и т. д.
И так далее пока не закончатся карточки.
Похвала от логопеда и от помощников.
• Дидактическая игра «Подбери признак предмета»
Логопед: – Ребята, посмотрите, пожалуйста, на подарки, которые вы получили и придумайте к ним признаки.
• Игра «Запомнил – повтори!»
У каждого из вас сегодня на занятии оказалось много подарков. Сейчас я предлагаю вам еще раз на них посмотреть, закрыть карточки ладошками и попробовать назвать свои подарки.
Похвала от логопеда и от помощников.
• Логопед: Ребята, Павел и Кирилл принесли вам сегодня игры, в которые им самим очень нравится играть. Они предлагают и вам принять в них участие.
• Игры от «Умной совы» с применением интерактивного оборудования
«Звуковая мозаика»
1. Формирование навыка звукового анализа «Помоги клоуну»
Как много разных продуктов в магазине. Клоун ходит по нему от одного прилавка к другому и не знает, какие ему выбрать. Давайте поможем, выбрать те продукты, в названии которых есть звук [Л].
2. Игровое упражнение «Где спрятался звук»
У Клоуна есть большой шкаф. Он решил навести в нем порядок и разложить вещи по полкам: в названии каждого предмета спрятался звук [Л]. Определите место звука в словах : в начале, в середине или конце слова и разложите вещи по полкам соответственно.
3. Подведение итогов
Наше занятие подошло к концу.
Вы – молодцы, справились со всеми заданиями. Ваши язычки правильно проговаривали звук «Л».
Пора прощаться с помощниками, им пора домой.
Вы бы к кому сходили в гости к радостному Павлу или к сердитому Кириллу, какое у вас настроение?
Ритуал прощания
Логопед:– Глазки работали? (поочередно ладошками закрываем глазки)
Воспитанники: – Да – да – да! (хлопаем в ладоши)
Логопед: – Ушки работали? (пальчиками надавливаем на мочки ушей)
Воспитанники: – Да – да – да! (хлопаем в ладоши)
Логопед: – Губки работали? (указательными пальцами правой и левой руки на встречу друг другу разминаем верхнюю и нижнюю губу)
Воспитанники: – Да – да – да! (хлопаем в ладоши)
Логопед: – А язычок? (показываем на язычок, который лежит на нижней губе)
Воспитанники: – Пя – пя – пя! (выполняем упражнение «Месим тесто»)
Логопед: – Всем пока!
Воспитанники: дети машут ручками и уходят в группу.